НАРРАТИВНЫЙ ДИЗАЙН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность исследования обусловлена тем, что обучающий контент – отличный плацдарм для развития истории; история, в свою очередь, – плодородная почва для получения нового опыта и знаний. Вот почему опытные преподаватели часто интуитивно используют техники нарратива в образовательных решениях. Однако если мы хотим максимально раскрыть возможности истории для повышения эффективности обучающего контента, к делу стоит подойти не столько интуитивно, сколько стратегически. Но и про вдохновение не стоит забывать: нарратив и обучение – процессы творческие. Автором представлен инструментарий нарратива при разработке обучающих решений, их этапы и образовательные выгоды. В данном исследовании получены ответы на вопросы: зачем включать нарратив в серьезный процесс обучения; что отличает качественный нарратив от эпизодической сюжетной пристройки, не имеющей смысла и цели; как превратить нарратив в рабочий инструмент проектирования программы; какие творческие форматы нарратива можно применить на очной программе.

Ключевые слова:
нарратив, образовательный контент, история, эффективность обучения, инструменты, образовательные преимущества, дизайн, образовательная программа
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Существует множество свидетельств того, что история может стать эффективным образовательным инструментом [1,2], 63 % обучающихся лучше помнят факты, если они представлены в контексте истории. Первое, что приходит в голову при словосочетании «нарратив в обучении», – это герои и их истории. У них обязательно что-то сломалось, или появились нетипичные задачи. Этот прием используют, чтобы студенты учились на ошибках героя и изучали материал курса в легком, вовлекающем формате. Часто сталкивались с подобным? Проблема в том, что ввести героя в обучение недостаточно, а если внедренный персонаж никак не соотносится с целевой аудиторией курса, то это может стать методической ошибкой: лишний элемент не сработает на цель обучения и только усилит когнитивную нагрузку на слушателя. Необходима более глубокая и осмысленная работа над историей, чтобы сюжет не превратился в эпизодическую и развлекательную пристройку, которая плохо связана с теорией и практикой.

В практике корпоративного обучения компании сталкиваются со следующими проблемами [3,4]:

- часто структура курса наполнена пассивными форматами (просмотр видео, чтение текстов и методичек);

- контент рассказывает об абстрактных понятиях;

- активные форматы не вписаны в структуру пользовательского опыта;

- интерфейс LMS-систем воспринимается как ограничение.

 Согласовать элементы и функции сторителлинга, образовательную стратегию и опыт обучающихся помогает нарративный дизайн. Важно помнить о том, что в процессе обучения результатом является продукт образовательный, это значит, что нарратив подчиняется матрице желаемых образовательных результатов [5,6].

В данном исследовании получены ответы на вопросы: зачем включать нарратив в серьезный процесс обучения; что отличает качественный нарратив от эпизодической сюжетной пристройки, не имеющей смысла и цели; как превратить нарратив в рабочий инструмент проектирования программы; какие творческие форматы нарратива можно применить на очной программе.

Цель исследования – представить методологию нарративного дизайна, как инструментария в обучающих процессах персонала компаний.

Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям использовать новые обучающие технологии при формировании образовательной стратегии.

 

 

 

 

1. Материалы, модели, эксперименты, методы и методики

Нарративный дизайн – совокупность методик, подходов и принципов, которые создают и развивают истории с помощью игровых вовлекающих форматов и инструментов.

Нарративный дизайнер – профессия из мира видеоигр. Это посредник между сценаристом, который пишет сюжет, и гейм-дизайнером, который отвечает за игровой процесс. Его задача – рассказать историю при помощи доступных форматов и механик, чтобы пользователь получил запоминающийся игровой опыт (см. рис. 1).

 

Сценарист

Нарративный дизайнер

Геймдизайнер

 

Рис. 1. Роль нарративного дизайнера [7,8].

Fig. 1. The role of the narrative designer [7,8].

 

 

В образовании задача нарративного дизайнера – помочь методологу и эксперту раскрыть и связать образовательный контент через понятные примеры, форматы, метафоры для достижения цели обучающего решения. 

Элементы нарративного дизайна в обучении:

– Единая сценарная связка обучающего курса.

– Мотивация в начале и в конце каждого урока.

– Сквозные элементы геймификации.

– Формирование образа спикера.

– Адаптация текста речи спикера.

– Иллюстрации и видеоэффекты.

Чем полезен нарративный дизайн в обучении?

– Предлагает новые форматные решения.

– Усиливает образовательные стратегии, работая на цели обучения.

– Помогает связать все элементы в единую историю, за которой будет интересно следить.

– Обеспечивает комплексное погружение — никаких неожиданных Бобров и незнакомых Олегов нарративный дизайн не допустит.

– Создает целостный образовательный опыт через сквозную метафору, структуру программы, форматы контента, речь спикера, иллюстрации, видео, тексты и звуки.

Многокомпонентная модель нарративного дизайна представлена на рисунке 2. 

Четыре вида нарративного дизайна как части обучения [11]:

1. Изучение кейса. Подробное описание задачи из реальной жизни, решение которой необходимо найти.

2. Примеры и сценарии. Могут быть представлены в виде нарративного диалогового тренажера: обучающиеся отвечают на вопросы, которые помогают им войти в роль, принять решения.

3. Рекомендации. Как правило, реализуются в виде периодически появляющегося персонажа, который рассказывает о своем опыте прохождения через подобные вызовы и задачи.

4. Прочие нарративовые активности. Сюда можно отнести другие элементы, которые поддерживают обучающую историю на протяжении курса, например, серию наводящих на размышления вопросов, заметки от реальных практиков и экспертов и предложения посмотреть дополнительные медиа с ними, включение в курс персонажа, который не обучает, но связывает элементы программы, например, перебрасывает логические мостики между уроками.

 

Цель

Персонаж

Контекст

Сюжет

Нарратив как:

- часть обучения,

- основа,

- подход при проектировании

Образовательная цель

Локация/детали

Тип персонажа и его роль

Арка героя

Тип сюжета

 

Рис. 2. Многокомпонентная модель нарративного дизайна. Составлено автором на основе источников [9,10]

Fig. 2. Multicomponent model of narrative design. Compiled by the author on the basis of sources [9,10]

 

При проектировании через нарративный дизайн разработчик думает, какой историей сопроводить обучающегося к образовательным целям [6,9]. В обучающих историях работа также ведется на двух уровнях: макро (структура и путь героя) и микро (сюжетные события).

Проектирование на макроуровне – для выстраивания общей структуры обучения представлено на рис. 3.

Проектирование на микроуровне, разработка конкретных уроков и материалов представлено на рис.4.

Что дает формат нарративного дизайна участникам обучающего процесса:

– вовлечение;

– качественное усвоение учебного материала;

– эмоциональное переживание процесса.

Что дает формат нарративного дизайна методологам обучающего процесса:

– качественную подачу материалов;

– легче объяснить абстрактные понятия;

эмоциональное вовлечение участников;

создание культуры соучастия.

2. Результаты

Нарративный дизайн – совокупность методик, подходов и принципов, которые создают и развивают истории с помощью игровых вовлекающих форматов и инструментов. Элементы нарративного дизайна в обучении:

1. Единая сценарная связка обучающего курса.

2. Мотивация в начале и в конце каждого урока.

3. Сквозные элементы геймификации.

4. Формирование образа спикера.

5. Адаптация текста речи спикера.

6. Иллюстрации и видеоэффекты.

 

 

Рис. 3. Проектирование на макроуровне – для выстраивания общей структуры обучения

Fig. 3. Designing at the macro level – to build a common learning structure

 

Рис.4. Проектирование на микроуровне, разработка конкретных уроков и материалов.

Fig.4. Micro-level design, development of specific lessons and materials.

 

 

Заключение

       1. Автором представлен инструментарий нарративного дизайна при разработке обучающих решений, их этапы и образовательные выгоды. Определено, что нарративный дизайн в обучении позволит компаниям:

освоить новые форматные решения;

усилить образовательные стратегии, работая на цели обучения;

поможет связать все элементы в единую историю;

обеспечить комплексное погружение обучающего персонала;

создать целостный образовательный опыт через сквозную метафору, структуру программы, форматы контента, речь спикера, иллюстрации, видео, тексты и звуки.

2. Представлена методология нарративного дизайна, как инструментария в обучающих процессах персонала компаний. Автором сформирована многокомпонентная модель нарративного дизайна.

3. Представлен процесс проектирования на макро- и микроуровне для выстраивания общей структуры обучения.

4. Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям использовать новые обучающие технологии при формировании образовательной стратегии.

 

Список литературы

1. Salhi I., Kuprina T.V. Teaching english as a foreign language through storytelling // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. 2021. № 10. С. 156-164. EDN HOFCWR.

2. Херца А.И. Особенности реализации игровых текстов в нарративном дизайне // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 6 (22). С. 329-332. EDN XULPDV.

3. Вольчик В.В. Нарративы и понимание экономических институтов // Terra Economicus. 2020. Т. 18. № 2. С. 49-69. DOIhttps://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-2-49-69. EDN HBLWWO.

4. Тарасов М.И. Когнитивные модели и конструирование нарратива // Известия Смоленского государственного университета. 2020. № 2 (50). С. 90-103. DOIhttps://doi.org/10.35785/2072-9464-2020-50-2-90-103. EDN WWKYTF.

5. Ширинкина Е.В. Формирование дизайн-мышления в цифровой среде // В сборнике: От идеи к практике: социогуманитарное знание в цифровой среде. сборник научных трудов II Всероссийской научной конференции. Новосибирский государственный университет, Институт философии и права СО РАН. Новосибирск, 2022. С. 119-126. EDN XXOUFC.

6. Ликсина Е.В., Плешакова К.А. Сторителлинг - современная педагогическая технология // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2021. № 10. С. 162-165. EDN BGGXWF.

7. Ширинкина Е.В. Практика управления предприятиями при переходе на новые цифровые технологии // Креативная экономика. 2018. Т. 12. № 6. С. 817-828. DOIhttps://doi.org/10.18334/ce.12.6.39167. EDN XULAEX.

8. Харунжева Е.В., Грылёв И.В. Теоретические основы использования сторителлинга в образовательном процессе // Педагогическое искусство. 2021. № 2. С. 28-32. EDN MTEPXS.

9. Ширинкина Е.В. Коллаборации искусства и бизнеса в цифровом мире // Эргодизайн. 2022. № 2 (16). С. 137-143. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2022-2-137-143. EDN FFBHAA.

10. Chumakova V., Fedotova E. The tradition is the message: how traditional storytelling circulates in the digital information environment // Communications. Media. Design. 2018. Т. 3. № 1. С. 47-61. EDN YXCVWV.

11. Киуру К.В., Линьков С.В. Драматургический дизайн, нарративный дизайн и визуальный сторителлинг как этапы создания медиапродукта // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2022. № 3 (45). С. 73-80. DOIhttps://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10308. EDN BUZYFC.

Войти или Создать
* Забыли пароль?