Abstract and keywords
Abstract (English):
The study relevance is due to the fact that educational content is an excellent springboard for story development; story, in turn, is a fertile ground for gaining new experience and knowledge. Therefore, experienced educators often intuitively use narrative techniques in educational decisions. However, if one wants to maximize the power of history to improve the educational content effectiveness, it’s not so much intuitive as strategic to approach the matter. But one should not forget about the inspiration either: narrative and learning are creative processes. The author presents the narrative tools in developing educational solutions, their stages and educational benefits. In this study, answers are obtained why a narrative should be included in a serious learning process; what distinguishes a high-quality narrative from an episodic plot addition that has no meaning and purpose; how to turn a narrative into a working tool for programme design; what creative narrative formats can be applied in the full-time programme.

Keywords:
narrative, educational content, history, learning effectiveness, tools, educational benefits, design, educational programme
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Существует множество свидетельств того, что история может стать эффективным образовательным инструментом [1,2], 63 % обучающихся лучше помнят факты, если они представлены в контексте истории. Первое, что приходит в голову при словосочетании «нарратив в обучении», – это герои и их истории. У них обязательно что-то сломалось, или появились нетипичные задачи. Этот прием используют, чтобы студенты учились на ошибках героя и изучали материал курса в легком, вовлекающем формате. Часто сталкивались с подобным? Проблема в том, что ввести героя в обучение недостаточно, а если внедренный персонаж никак не соотносится с целевой аудиторией курса, то это может стать методической ошибкой: лишний элемент не сработает на цель обучения и только усилит когнитивную нагрузку на слушателя. Необходима более глубокая и осмысленная работа над историей, чтобы сюжет не превратился в эпизодическую и развлекательную пристройку, которая плохо связана с теорией и практикой.

В практике корпоративного обучения компании сталкиваются со следующими проблемами [3,4]:

- часто структура курса наполнена пассивными форматами (просмотр видео, чтение текстов и методичек);

- контент рассказывает об абстрактных понятиях;

- активные форматы не вписаны в структуру пользовательского опыта;

- интерфейс LMS-систем воспринимается как ограничение.

 Согласовать элементы и функции сторителлинга, образовательную стратегию и опыт обучающихся помогает нарративный дизайн. Важно помнить о том, что в процессе обучения результатом является продукт образовательный, это значит, что нарратив подчиняется матрице желаемых образовательных результатов [5,6].

В данном исследовании получены ответы на вопросы: зачем включать нарратив в серьезный процесс обучения; что отличает качественный нарратив от эпизодической сюжетной пристройки, не имеющей смысла и цели; как превратить нарратив в рабочий инструмент проектирования программы; какие творческие форматы нарратива можно применить на очной программе.

Цель исследования – представить методологию нарративного дизайна, как инструментария в обучающих процессах персонала компаний.

Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям использовать новые обучающие технологии при формировании образовательной стратегии.

 

 

 

 

1. Материалы, модели, эксперименты, методы и методики

Нарративный дизайн – совокупность методик, подходов и принципов, которые создают и развивают истории с помощью игровых вовлекающих форматов и инструментов.

Нарративный дизайнер – профессия из мира видеоигр. Это посредник между сценаристом, который пишет сюжет, и гейм-дизайнером, который отвечает за игровой процесс. Его задача – рассказать историю при помощи доступных форматов и механик, чтобы пользователь получил запоминающийся игровой опыт (см. рис. 1).

 

Сценарист

Нарративный дизайнер

Геймдизайнер

 

Рис. 1. Роль нарративного дизайнера [7,8].

Fig. 1. The role of the narrative designer [7,8].

 

 

В образовании задача нарративного дизайнера – помочь методологу и эксперту раскрыть и связать образовательный контент через понятные примеры, форматы, метафоры для достижения цели обучающего решения. 

Элементы нарративного дизайна в обучении:

– Единая сценарная связка обучающего курса.

– Мотивация в начале и в конце каждого урока.

– Сквозные элементы геймификации.

– Формирование образа спикера.

– Адаптация текста речи спикера.

– Иллюстрации и видеоэффекты.

Чем полезен нарративный дизайн в обучении?

– Предлагает новые форматные решения.

– Усиливает образовательные стратегии, работая на цели обучения.

– Помогает связать все элементы в единую историю, за которой будет интересно следить.

– Обеспечивает комплексное погружение — никаких неожиданных Бобров и незнакомых Олегов нарративный дизайн не допустит.

– Создает целостный образовательный опыт через сквозную метафору, структуру программы, форматы контента, речь спикера, иллюстрации, видео, тексты и звуки.

Многокомпонентная модель нарративного дизайна представлена на рисунке 2. 

Четыре вида нарративного дизайна как части обучения [11]:

1. Изучение кейса. Подробное описание задачи из реальной жизни, решение которой необходимо найти.

2. Примеры и сценарии. Могут быть представлены в виде нарративного диалогового тренажера: обучающиеся отвечают на вопросы, которые помогают им войти в роль, принять решения.

3. Рекомендации. Как правило, реализуются в виде периодически появляющегося персонажа, который рассказывает о своем опыте прохождения через подобные вызовы и задачи.

4. Прочие нарративовые активности. Сюда можно отнести другие элементы, которые поддерживают обучающую историю на протяжении курса, например, серию наводящих на размышления вопросов, заметки от реальных практиков и экспертов и предложения посмотреть дополнительные медиа с ними, включение в курс персонажа, который не обучает, но связывает элементы программы, например, перебрасывает логические мостики между уроками.

 

Цель

Персонаж

Контекст

Сюжет

Нарратив как:

- часть обучения,

- основа,

- подход при проектировании

Образовательная цель

Локация/детали

Тип персонажа и его роль

Арка героя

Тип сюжета

 

Рис. 2. Многокомпонентная модель нарративного дизайна. Составлено автором на основе источников [9,10]

Fig. 2. Multicomponent model of narrative design. Compiled by the author on the basis of sources [9,10]

 

При проектировании через нарративный дизайн разработчик думает, какой историей сопроводить обучающегося к образовательным целям [6,9]. В обучающих историях работа также ведется на двух уровнях: макро (структура и путь героя) и микро (сюжетные события).

Проектирование на макроуровне – для выстраивания общей структуры обучения представлено на рис. 3.

Проектирование на микроуровне, разработка конкретных уроков и материалов представлено на рис.4.

Что дает формат нарративного дизайна участникам обучающего процесса:

– вовлечение;

– качественное усвоение учебного материала;

– эмоциональное переживание процесса.

Что дает формат нарративного дизайна методологам обучающего процесса:

– качественную подачу материалов;

– легче объяснить абстрактные понятия;

эмоциональное вовлечение участников;

создание культуры соучастия.

2. Результаты

Нарративный дизайн – совокупность методик, подходов и принципов, которые создают и развивают истории с помощью игровых вовлекающих форматов и инструментов. Элементы нарративного дизайна в обучении:

1. Единая сценарная связка обучающего курса.

2. Мотивация в начале и в конце каждого урока.

3. Сквозные элементы геймификации.

4. Формирование образа спикера.

5. Адаптация текста речи спикера.

6. Иллюстрации и видеоэффекты.

 

 

Рис. 3. Проектирование на макроуровне – для выстраивания общей структуры обучения

Fig. 3. Designing at the macro level – to build a common learning structure

 

Рис.4. Проектирование на микроуровне, разработка конкретных уроков и материалов.

Fig.4. Micro-level design, development of specific lessons and materials.

 

 

Заключение

       1. Автором представлен инструментарий нарративного дизайна при разработке обучающих решений, их этапы и образовательные выгоды. Определено, что нарративный дизайн в обучении позволит компаниям:

освоить новые форматные решения;

усилить образовательные стратегии, работая на цели обучения;

поможет связать все элементы в единую историю;

обеспечить комплексное погружение обучающего персонала;

создать целостный образовательный опыт через сквозную метафору, структуру программы, форматы контента, речь спикера, иллюстрации, видео, тексты и звуки.

2. Представлена методология нарративного дизайна, как инструментария в обучающих процессах персонала компаний. Автором сформирована многокомпонентная модель нарративного дизайна.

3. Представлен процесс проектирования на макро- и микроуровне для выстраивания общей структуры обучения.

4. Практическая значимость исследования заключается в том, что позволит компаниям использовать новые обучающие технологии при формировании образовательной стратегии.

 

References

1. Salhi I., Kuprina T.V. Teaching English as a Foreign Language Through Storytelling. Sociocultural Space of Russia and Abroad: Society, Education, Language. 2021;10:156-164.

2. Hertsa A.I. Features of Game Text Implementation in Narrative Design. Alley of Science. 2018;4-6(22):329-332.

3. Volchik V.V. Narratives and Understanding of Economic Institutions. Terra Economicus. 2020;18(2):49-69. DOIhttps://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-2-49-69.

4. Tarasov M.I. Cognitive Models and Narrative Construction. Izvestia of Smolensk State University. 2020;2(50):90-103. DOIhttps://doi.org/10.35785/2072-9464-2020-50-2-90-103.

5. Shirinkina E.V. Formation of Design Thinking in the Digital Environment. In: Proceedings of the 2nd All-Russian Scientific Conference: From Idea to Practice: Socio-Humanitarian Knowledge in the Digital Environment; Novosibirsk: Novosibirsk State University, Institute of Philosophy and Law of Siberin Branch of the Russian Academy of Sciences: 2022. p. 119-126.

6. Liksina E.V., Pleshakova K.A. Storytelling is a Modern Pedagogical Technology. Proceedings of Conferences of the Research Centre Sociosphere. 2021;10:162-165.

7. Shirinkina E.V. The Practice of Enterprise Management in the Transition to New Digital Technologies. Creative Economy. 2018;12(6):817-828. DOIhttps://doi.org/10.18334/ce.12.6.39167.

8. Kharunzheva E.V., Grylev I.V. Theoretical Foundations of Storytelling Usage in the Educational Process. Pedagogical Art. 2021;2:28-32.

9. Shirinkina E.V. Collaborations of Art and Business in the Digital World. Ergodesign. 2022;2(16):137-143. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2022-2-137-143.

10. Chumakova V., Fedotova E. The tradition is the message: how traditional storytelling circulates in the digital information environment. Communications. Media. Design. 2018;3(1):47-61.

11. Kiuru K.V., Linkov S.V. Dramatic design, narrative design and visual storytelling as stages of media product creation. Sign: the problematic field of media education. 2022;3(45):73-80. DOIhttps://doi.org/10.47475/2070-0695-2022-10308.

Login or Create
* Forgot password?