Bryansk, Russian Federation
The article presents biographical data and information about the creative path of one of the founders of the specialty and department of Car Building in Bezhitsa Machine-Building Institute (now Bryansk State Technical University), Professor Evgeny Davidovich Grinevsky. The paper reflects the main stages of engineering activity at the country’s car-building enterprises and pedagogical activity in Bezhitsa Machine-Building Institute
mechanical engineer, carriage building, Bezhitsa Machine-Building Institute, Krasny Profintern plant, isothermal carriages, professor
Введение
Евгений Давидович Гриневский родился 3 августа 1884 г. на станции Узловая Сызрань-Вяземской железной дороги в семье поездного машиниста. В возрасте 5 лет лишился отца. В возрасте 10 лет поступил в реальное училище в г. Скопин Рязанской обл. Учась в училище, подрабатывал репетиторством отстающих учеников [1]. Окончив в 1901 г. училище, в 1902 г. поступил в Императорское московское высшее техническое училище. В студенческие годы подрабатывал уроками. В период студенческой забастовки работал слесарем, помощником машиниста и машинистом депо Павелец. Позже в период каникул также работал машинистом.
В 1919 г. окончил ИМТУ с отличием, получив звание инженера-механика с правом производства всякого рода строительных работ и составления проектов всяких зданий и сооружений [2]. С 1911 г. работал помощником вагонного мастера тамбовских вагонных мастерских Рязано-Уральской железной дороги, помощником начальника товарно-вагонного цеха и цеха пассажирских вагонов, начальником механического цеха, заместителем начальника Тамбовского вагоно-ремонтного завода. В период работы в Тамбове спроектировал трехосный изотермический вагон и построил несколько вагонов для перевозки фруктов, оборудованных отоплением и системой охлаждения.
В 1918 г. переведен в Саратов начальником паровозо-вагонного ремонтного завода, где работал до 1924 г. В Саратове восстановил разрушенный в период гражданской войны завод, предложил способ переделки двухосных цистерн для улучшения их работы, разработал проект реконструкции Урогского вагоно-ремонтного завода.
В 1924 г. переведен в Москву на должность начальника производственно-механической части Службы тяги Северных железных дорог. С февраля 1926 г. по апрель 1929 г. – начальник Ярославского паровозо-ремонтного завода [1].
С 1929 г. Е.Д.Гриневский работает на заводе «Красный Профинтерн» (ныне «Брянский машиностроительный завод»), последовательно занимая должности заместителя начальника и начальника отдела вагоностроения, начальника общезаводского сектора подготовки производства, заместителя начальника вагоно-конструкторского бюро. На заводе Е.Д.Гриневский занимался проектированием и производством изотермических вагонов, другими инженерными разработками, внедрял новые методы тепловых и гидравлических расчетов изотермических вагонов. Е.Д.Гриневский первым разработал и практически осуществил производство отечественных изотермических вагонов. По совместительству заведовал учебной частью ФЗТК, где преподавал сопротивление материалов и вагоностроение.
После открытия в 1930 г. Бежицкого машиностроительного института Е.Д. Гриневский принимает активное участие в организации в нем учебного процесса по специальности «Вагоностроение». Продолжая работать на заводе, с 1930 г. Евгений Давидович по совместительству доцент кафедры «Вагоностроение» БМИ, читает студентам курс «Изотермические вагоны», передавая им свой богатейший производственный опыт [6]. С ноября 1937 г. – и.о. зав. кафедрой «Технология вагоностроения». В ноябре 1938 г. назначается заведующим кафедрой «Теория вагоностроения», которой заведовал до 1949 г. В марте 1939 г. Евгений Давидович Гриневский утвержден в ученом звании профессора по кафедре «Технология вагоностроения» [3].
Научные исследования посвящены разработке методик теплотехнических расчетов изотермических вагонов. Е.Д.Гриневский опубликовал 19 научных работ в Известиях Санкт-Петербургского комитета похолодильному делу, Известиях Саратовского технического общества, Известиях Московского комитета по холодильному делу, Докладах совещательных съездов инженеров службы тяги, Трудах Орджоникидзеградского машиностроительного института и др. Подготовил трех кандидатов технических наук.
Активная научная и педагогическая деятельность профессора Е.Д.Гриневского продолжалась и в период эвакуации вуза в Нижний Тагил, где пришлось организовывать учебный процесс практически на голом месте. После освобождения Брянска и Бежицы от немецко-фашистских захватчиков Е.Д.Гриневский активно участвует в возрождении деятельности вуза и кафедры. В феврале 1949 г. Е.Д.Гриневский переводится на должность профессора кафедры «Вагоностроение» Бежицкого института транспортного машиностроения [1], [4], [5].
За многолетнюю научную, производственную и педагогическую деятельность Е.Д.Гриневский награжден орденом «Знак Почета» и медалью «За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
19 сентября 1949 г. профессор Евгений Давидович Гриневский скончался.
1. E.D. Grinevsky’s Personal File. Archive of Bryansk State Technical University. Personal Files of Employees Dismissed From the Institute in 1949-1952. Letter G, aids 21, vol. 2, p. 1-62.
2. List of Graduates and Lecturers of Bauman Moscow State Technical University Since 1865 [Internet] [cited 2024 Oct 28]. Available from: http://people.bmstu.ru/abcdef/index.htm.
3. Trifankov Yu.T., Rafienko E.N Popkov V.I., editor. University and Russian Society. 30-90 Years of the Twentieth Century. Bryansk: Bryansk State Technical University Publishing House; 2000. 272 p.
4. Trifankov Yu.T., Rafienko E.N., Popkov V.I., editor. University and Society: on the Path of Technical Progress. Bryansk: Bryansk State Technical University Publishing House; 2005. 258 p.
5. Sazonov S.P, editor. Rectors, Vice-Rectors, Deans, Heads of Departments, Professors of Bryansk State Technical University (1929-2004). Bryansk: Bryansk State Technical University; 2004. 52 p.
6. Nikolsky E.N., Dubrovsky A.M., Maidanova T.M., Nikolsky Yu.E., editors. Memories of Life. Bezhitsa: What Was and What Was Remembered. Bryansk; 2016. p. 86-119.