Russian Federation
GRNTI 55.01 Общие вопросы машиностроения
GRNTI 55.13 Технология машиностроения
Pokazana rol' vysshego obrazovaniya v razvitii kompetentnostnoy lichnosti vypusknika vuza. Rassmotreny osnovannye na cennostno-smyslovyh principah obucheniya metody, nacelennye na formirovanie universal'nyh kompetenciy, effektivnoe razvitie molodezhi v lichnostnyh, professional'nyh, obschestvennyh sferah zhizni i, kak sledstvie, poluchenie vysokokvalificirovannyh, celeustremlennyh, konkurentosposobnyh vypusknikov. Vvedeny faktory i predlozhena model' effektivnogo vliyaniya sistemy cennostno-smyslovyh principov na fundamental'nye sfery razvitiya studencheskoy molodezhi.
universal'nye kompetencii, cennostno-smyslovye faktory, sfera lichnostnogo razvitiya, sfera professional'nogo razvitiya, sfera obschestvennyh i gosudarstvennyh otnosheniy, bakalavriat, specialitet, effektivnost' obucheniya
Введение
Российское высшее образование на протяжении многих лет проходит реорганизацию государственных образовательных стандартов и, как следствие, находится в состоянии неполной определенности компетентностного подхода. Кризисный период всегда сопровождается сменой приоритетов, направлений, поиском наилучших путей развития. Неудивительно, что на фоне становления образовательных стандартов сменяются и ценностные ориентиры компетентностного подхода.
В 90-е годы прошлого столетия Россия переживала непростое время крупных социально-политических изменений. Это привело к негативному влиянию на социальную среду в виде смены ценностно-смысловых ориентиров общества в сторону материализма и удовлетворения эгоистических нужд. Гражданское самосознание, общественная нравственность, отношение людей к государству, закону, труду, межличностные отношения, традиционные для страны моральные установки и нравственные принципы подверглись деформации. Постепенно происходило разрушение ценностей у старшего поколения и изменение жизненных приоритетов у молодежи. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы, в то время россияне не имели выраженной системы ценностных ориентиров, способных помочь более эффективному выходу государства из сложившейся ситуации [2].
Роль высшего образования в развитии компетентностной личности обучающейся молодежи
Ценностно-смысловые жизненные принципы человека на протяжении всей истории общества всегда играли значимую роль. Чем яснее данные ориентиры, тем более благополучно общество в своем социальном и экономическом развитии. Существует острая необходимость в становлении ценностно-смыслового фундамента для возрастания молодого поколения. Образованию отводится ключевая роль в формировании у обучающихся качеств, построенных на данном основании [4].
В Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ добавлены универсальные компетенции (УК), которые должны быть сформированы у выпускника. Опорой для УК являются ценностно-смысловые принципы обучения, с помощью которых происходит развитие обучающихся в следующих группах универсальных компетенций: разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; коммуникация; межкультурное взаимодействие; самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение); безопасность жизнедеятельности; системное и критическое мышление [3]. Как видно из перечисленных выше групп, универсальные компетенции охватывают разные области жизни человека: личностное развитие, общественные и государственные отношения, профессиональный рост. Каждая сфера очень обширна и включает в себя сложные механизмы формирования личности человека, его внутренней духовно-нравственной сущности, характера, эффективных способностей, осознания своего места в этом мире и желания самореализации на благо общества.
Изучая формирование психических процессов человека, ученые доказали, что волевые, эмоциональные, познавательные составляющие определяются и выстраиваются в сознании человека (в головном мозге в виде синаптических связей) в детском возрасте, а на протяжении последующей жизни закрепляются [1]. Важную роль в развитии здорового, целеустремленного молодого поколения играют родительские семьи, школы, образовательные учреждения [5].
Логично предположить, что в задачу вузов должно было бы входить закрепление у обучающихся ценностно-смысловых качеств, моральных принципов, стремления к саморазвитию, полученных из семей и школ. Но, как показывают практика преподавания и проведенные в данной области исследования, у 2/3 студентов вышеуказанные качества слабо выражены или совсем отсутствуют, а 1/3 обучающихся обладают некоторым эффективным потенциалом, но при этом не умеют им пользоваться.
Ценностно-смысловые принципы обучения в вузах подразумевают введение на их основе методов, нацеленных на формирование универсальных компетенций, эффективное развитие молодежи в личностных, профессиональных, общественных сферах жизни и, как следствие, получение высококвалифицированных, целеустремленных, конкурентоспособных выпускников. На рис. 1 представлены взаимодействия системы ценностно-смысловых принципов обучения студентов с системами сфер личностного и профессионального развития, общественных и государственных отношений.
Факторы эффективного влияния на системы сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений
Каждая из систем , , (рис. 1) является сложной, состоящей из взаимодействующих факторов и отношений между ними:
Таблица 1
Факторы сферы личностного развития
Код фактора |
Лингвистическое значение фактора |
|
Принятие личностью базовых нравственных ценностей (честность, справедливость, ответственность, вежливость, воспитанность, терпимость, культура речи, смелость в хороших побуждениях и действиях и т.д.) |
|
Осознание ценности человеческой жизни, ценности других людей, толерантное отношение к ним |
|
Способность и готовность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, внутренняя установка личности поступать согласно своей совести |
|
Способность к самоанализу, самооценке, нравственному самоконтролю |
|
Способность к осмыслению своей жизни, нахождению своего предназначения в профессиональной, личной, социальной и иных сферах, самореализации согласно данному пониманию |
|
Способность к целеполаганию, целеустремленность и настойчивость в достижении результата |
|
Трудолюбие, способность к преодолению трудностей, жизненный оптимизм |
|
Способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора |
|
Способность к принятию ответственности за результаты своей деятельности и ответственности за свою жизнь |
|
Способность управлять своим временем, умение выделять главные (приоритетные) жизненные и профессиональные задачи и находить их оптимальное решение |
|
Готовность и способность к реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности на основе моральных норм |
|
Способность к непрерывному обучению, самообразованию, обладание нравственной установкой становиться лучше |
|
Способность к сознательному противодействию аддиктивному поведению, укрепление психологического и эмоционального здоровья |
|
Нетерпимость к действиям и влияниям, угрожающим физическому и нравственному здоровью, умение им противостоять |
|
Эстетическое восприятие красоты природы и искусства |
Таблица 2
Факторы сферы общественных и государственных отношений
Код фактора |
Лингвистическое значение фактора |
|
Способность к активному и ответственному участию в общественной жизни |
|
Способность осуществлять социальное взаимодействие, работу в команде, реализуя свою роль |
|
Принятие общих национальных нравственных ценностей, традиций |
|
Бережное отношение к жизни человека, взаимопомощь |
|
Способность к взаимопониманию с другими людьми, дружбе, любви |
|
Осознание безусловной ценности семьи, ответственности за другого человека, уважение к родителям, забота о старших и младших |
|
Развитость чувства патриотизма, осознание себя гражданином России |
|
Поддержание межэтнического мира, согласия, стабильности в обществе |
|
Сознательное поддержание правопорядка, законопослушность |
Таблица 3
Факторы сферы профессионального развития
Код фактора |
Лингвистическое значение фактора |
|
Способность применять естественнонаучные и общепрофессиональные знания, методы анализа и моделирования |
|
Умение принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности |
|
Умение применять системный подход для решения поставленных задач |
|
Способность осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, социальных, экологических и других ограничений |
|
Умение представлять и обрабатывать экспериментальные данные и результаты испытаний |
|
Умение использовать современные информационные технологии при решении профессиональных задач |
|
Способность выбирать эффективные, безопасные технологии и технические средства, необходимые для реализации профессиональной деятельности |
|
Умение применять законы, стандарты, нормы, правила при разработке и использовании документации в своей профессиональной деятельности |
Модель влияния системы ценностно-смысловых принципов на системы сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений
На рис. 2 представлена модель влияния системы ценностно-смысловых принципов на системы сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений.
Как уже отмечалось, системы , , являются сложными, включают большое количество взаимодействующих факторов. На рис. 3 показаны взаимосвязи и взаимодействия системы сферы личностного развития .
Систему ценностно-смысловых принципов обучения можно представить в виде сложной системы взаимосвязанных составляющих:
где – системы сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений; – влияние ценностно-смысловых принципов обучения на формирование эффективных способностей студентов в сферах личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений; – различные сочетания влияния и взаимодействия сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений; – промежуток времени существования системы для конкретных выпускников.
Заключение
Получение эффективного профессионального образования в высших учебных заведениях напрямую зависит от формирования базовых универсальных компетенций, которые основываются на ценностно-смысловых принципах становления личности. Существует большая необходимость введения в процесс обучения и воспитания молодого поколения методов, основанных на осмыслении духовно-нравственных ценностей, гражданственности, познании научной картины мира и стремлении к активной жизненной позиции, творческой самореализации.
Приведенные в статье факторы являются ключевыми для развития личности выпускника, его профессионализма, воспитания гражданина России, влияющими на темп и характер развития общества, государства.
1. Bozhovich, L.I. Lichnost' i ee formirovanie v detskom vozraste / L.I. Bozhovich. - SPb.: Piter, 2009. - 400 s.
2. Danilyuk, A.Ya. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. - M.: Prosveschenie, 2009. - 24 s.
3. Portal federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. - URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/23 (data obrascheniya: 02.04.2018).
4. Ryzhov, V.V. Lichnostnyy potencial kak osnova razvitiya professionalizma / V.V.Ryzhov // Aktual'nye problemy nauki i gumanitarnogo obrazovaniya. - M.: RAHI, 2006. - Vyp. 9. - S. 8-16.
5. Stegniy, V.N. Social'nyy portret studenchestva v usloviyah transformacii rossiyskogo obschestva: monografiya / V.N. Stegniy, L.N. Kurbatova. - Perm': Izd-vo Perm. gos. tehn. un-ta, 2009. - 384 s.