УПРАВЛЕНИЕ ВЛИЯНИЕМ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ФАКТОРОВ НА ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ СФЕРЫ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Показана роль высшего образования в развитии компетентностной личности выпускника вуза. Рассмотрены основанные на ценностно-смысловых принципах обучения методы, нацеленные на формирование универсальных компетенций, эффективное развитие молодежи в личностных, профессиональных, общественных сферах жизни и, как следствие, получение высококвалифицированных, целеустремленных, конкурентоспособных выпускников. Введены факторы и предложена модель эффективного влияния системы ценностно-смысловых принципов на фундаментальные сферы развития студенческой молодежи.

Ключевые слова:
универсальные компетенции, ценностно-смысловые факторы, сфера личностного развития, сфера профессионального развития, сфера общественных и государственных отношений, бакалавриат, специалитет, эффективность обучения
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Российское высшее образование на протяжении многих лет проходит реорганизацию государственных образовательных стандартов и, как следствие, находится в состоянии неполной определенности компетентностного подхода. Кризисный период всегда сопровождается сменой приоритетов, направлений, поиском наилучших путей развития. Неудивительно, что на фоне становления образовательных стандартов сменяются и ценностные ориентиры компетентностного подхода.

В 90-е годы прошлого столетия Россия переживала непростое время крупных социально-политических изменений. Это привело к негативному влиянию на социальную среду в виде смены ценностно-смысловых ориентиров общества в сторону материализма и удовлетворения эгоистических нужд. Гражданское самосознание, общественная нравственность, отношение людей к государству, закону, труду, межличностные отношения, традиционные для страны моральные установки и нравственные принципы подверглись деформации. Постепенно происходило разрушение ценностей у старшего поколения и изменение жизненных приоритетов у молодежи. Несмотря на установленные российским законодательством общественные нормы, в то время россияне не имели выраженной системы ценностных ориентиров, способных помочь более эффективному выходу государства из сложившейся ситуации [2].

Роль высшего образования в развитии компетентностной личности обучающейся молодежи

Ценностно-смысловые жизненные принципы человека на протяжении всей истории общества всегда играли значимую роль. Чем яснее данные ориентиры, тем более благополучно общество в своем социальном и экономическом развитии. Существует острая необходимость в становлении ценностно-смыслового фундамента для возрастания молодого поколения. Образованию отводится ключевая роль в формировании у обучающихся качеств, построенных на данном основании [4].

В Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования 3++ добавлены универсальные компетенции (УК), которые должны быть сформированы у выпускника. Опорой для УК являются ценностно-смысловые принципы обучения, с помощью которых происходит развитие обучающихся в следующих группах универсальных компетенций: разработка и реализация проектов; командная работа и лидерство; коммуникация; межкультурное взаимодействие; самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение); безопасность жизнедеятельности; системное и критическое мышление [3]. Как видно из перечисленных выше групп, универсальные компетенции охватывают разные области жизни человека: личностное развитие, общественные и государственные отношения, профессиональный рост. Каждая сфера очень обширна и включает в себя сложные механизмы формирования личности человека, его внутренней духовно-нравственной сущности, характера, эффективных способностей, осознания своего места в этом мире и желания самореализации на благо общества.

Влияние системы ценностно-смысловых принципов обучения студентов на личностную, общественную, профессиональную сферы их жизни

Изучая формирование психических процессов человека, ученые доказали, что волевые, эмоциональные, познавательные составляющие определяются и выстраиваются в сознании человека (в головном мозге в виде синаптических связей) в детском возрасте, а на протяжении последующей жизни закрепляются [1]. Важную роль в развитии здорового, целеустремленного молодого поколения играют родительские семьи, школы, образовательные учреждения [5].

Логично предположить, что в задачу вузов должно было бы входить закрепление у обучающихся ценностно-смысловых качеств, моральных принципов, стремления к саморазвитию, полученных из семей и школ. Но, как показывают практика преподавания и проведенные в данной области исследования, у 2/3 студентов вышеуказанные качества слабо выражены или совсем отсутствуют, а 1/3 обучающихся обладают некоторым эффективным потенциалом, но при этом не умеют им пользоваться.

Ценностно-смысловые принципы обучения в вузах подразумевают введение на их основе методов, нацеленных на формирование универсальных компетенций, эффективное развитие молодежи в личностных, профессиональных, общественных сферах жизни и, как следствие, получение высококвалифицированных, целеустремленных, конкурентоспособных выпускников. На рис. 1 представлены взаимодействия системы ценностно-смысловых принципов обучения студентов с системами сфер личностного и профессионального развития, общественных и государственных отношений.

Факторы эффективного влияния на системы сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений

Каждая из систем  ,  ,   (рис. 1) является сложной, состоящей из взаимодействующих факторов и отношений между ними:

 

                                                                                                                                                      Таблица 1

Факторы сферы личностного развития

Код фактора  

Лингвистическое значение фактора  

Принятие личностью базовых нравственных ценностей (честность, справедливость, ответственность, вежливость, воспитанность, терпимость, культура речи, смелость в хороших побуждениях и действиях и т.д.)

Осознание ценности человеческой жизни, ценности других людей, толерантное отношение к ним

Способность и готовность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, внутренняя установка личности поступать согласно своей совести

Способность к самоанализу, самооценке, нравственному самоконтролю

Способность к осмыслению своей жизни, нахождению своего предназначения в профессиональной, личной, социальной и иных сферах, самореализации согласно данному пониманию

Способность к целеполаганию, целеустремленность и настойчивость в достижении результата

Трудолюбие, способность к преодолению трудностей, жизненный оптимизм

Способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора

Способность к принятию ответственности за результаты своей деятельности и ответственности за свою жизнь

Способность управлять своим временем, умение выделять главные (приоритетные) жизненные и профессиональные задачи и находить их оптимальное решение

Готовность и способность к реализации творческого потенциала в профессиональной деятельности на основе моральных норм

Способность к непрерывному обучению, самообразованию, обладание нравственной установкой становиться лучше

Способность к сознательному противодействию аддиктивному поведению, укрепление психологического и эмоционального здоровья

Нетерпимость к действиям и влияниям, угрожающим физическому и нравственному здоровью, умение им противостоять

Эстетическое восприятие красоты природы и искусства

 

                                                                                                                                                       Таблица 2

Факторы сферы общественных и государственных отношений

Код фактора  

Лингвистическое значение фактора  

Способность к активному и ответственному участию в общественной жизни

Способность осуществлять социальное взаимодействие, работу в команде, реализуя свою роль

Принятие общих национальных нравственных ценностей, традиций

Бережное отношение к жизни человека, взаимопомощь

Способность к взаимопониманию с другими людьми, дружбе, любви

Осознание безусловной ценности семьи, ответственности за другого человека, уважение к родителям, забота о старших и младших

Развитость чувства патриотизма, осознание себя гражданином России

Поддержание межэтнического мира, согласия, стабильности в обществе

Сознательное поддержание правопорядка, законопослушность

                                                                                                                                                        Таблица 3

Факторы сферы профессионального развития

Код фактора 

Лингвистическое значение фактора  

Способность применять естественнонаучные и общепрофессиональные знания, методы анализа и моделирования

Умение принимать обоснованные решения в профессиональной деятельности

Умение применять системный подход для решения поставленных задач

Способность осуществлять профессиональную деятельность с учетом экономических, социальных, экологических и других ограничений

Умение представлять и обрабатывать экспериментальные данные и результаты испытаний

Умение использовать современные информационные технологии при решении профессиональных задач

Способность выбирать эффективные, безопасные технологии и технические средства, необходимые для реализации профессиональной деятельности

Умение применять законы, стандарты, нормы, правила при разработке и использовании документации в своей профессиональной деятельности

 

Модель влияния системы ценностно-смысловых принципов на системы сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений

Перечисленные факторы (табл. 1-3) являются сложными и состоят из множества элементов и их взаимосвязей. Элементами служат человеческие качества характера, миропонимание, способности, умения, природные таланты, родительское воспитание, влияние общественных отношений и т.д. У каждой личности свой индивидуальный качественный и количественный состав элементов, и задача высшего учебного заведения при формировании универсальных компетенций - увеличить его. Это, в свою очередь, благотворно влияет на факторы личностного, профессионального развития, общественных отношений и, как следствие, эффективность выпускника.

На рис. 2 представлена модель влияния системы ценностно-смысловых принципов на системы сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений.

Как уже отмечалось, системы  ,  ,   являются сложными, включают большое количество взаимодействующих факторов. На рис. 3 показаны взаимосвязи и взаимодействия системы сферы личностного развития  .

Систему ценностно-смысловых принципов обучения   можно представить в виде сложной системы взаимосвязанных составляющих:

где   – системы сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений;   – влияние ценностно-смысловых принципов обучения на формирование эффективных способностей студентов в сферах личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений;  – различные сочетания влияния и взаимодействия сфер личностного, профессионального развития, общественных и государственных отношений;   – промежуток времени существования системы   для конкретных выпускников.

Заключение

Получение эффективного профессионального образования в высших учебных заведениях напрямую зависит от формирования базовых универсальных компетенций, которые основываются на ценностно-смысловых принципах становления личности. Существует большая необходимость введения в процесс обучения и воспитания молодого поколения методов, основанных на осмыслении духовно-нравственных ценностей, гражданственности, познании научной картины мира и стремлении к активной жизненной позиции, творческой самореализации.

Приведенные в статье факторы являются ключевыми для развития личности выпускника, его профессионализма, воспитания гражданина России, влияющими на темп и характер развития общества, государства.

Список литературы

1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.

3. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. – URL: http://fgosvo.ru/fgosvo/142/141/16/23 (дата обращения: 02.04.2018).

4. Рыжов, В.В. Личностный потенциал как основа развития профессионализма / В.В.Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. - М.: РАХИ, 2006. - Вып. 9. - С. 8-16.

5. Стегний, В.Н. Социальный портрет студенчества в условиях трансформации российского общества: монография / В.Н. Стегний, Л.Н. Курбатова. – Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2009. – 384 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?