DEVELOPMENT OF UNIFIED TEST SET AND ITS PROGRAM APPROBATION AT PROBLEM SOLUTION OF PROFESSIONAL SELECTION IN OPERATOR’S AND DRIVER’S ACTIVITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper reports the system of a complex psychological investigation of a man entering an automotive school. The results of the approbation of a test set for driver selection are shown.

Keywords:
selection principles, validity, reliability, testing, professional suitability
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение В отечественных исследованиях по психоло-гии труда инженерной психологии и эргономи-ке за последние тридцать лет (с середины 80-х годов прошлого столетия по настоящее время) раскрыты основные задачи, принципы и струк-тура комплексного профессионального психо-логического отбора (В.А. Бобров, 1985) [7], (А.А.Деев, Г.В. Г.В.Ложкин, В.В. Спасенников, 1984) [9], (Г.М. Медведев,1997) [14], (В.М. Ру-салов, 1982) [18], (С.А. Багрецов, В.М.Львов, А.В.Яковлев, 2008) [23]. 1. Эргономические принципы организации, планирования и проведения профессионального психологического отбора на операторские и водительские специальности К общим принципам профессионального от-бора относят: системный подход к разработке всей процедуры отбора; научная обоснован-ность; компетентность; динамичность; актив-ность; практичность; актуальность и некоторые другие. Особенностью постсоветского периода ис-следований в сфере профессионального отбора является внедрение разработок и методических подходов из военной сферы и систем с потен-циально опасными технологиями к отбору пер-сонала систем гражданского назначения. В первую очередь это касается разработанных в советский период математических моделей профотбора (В.М. Львов, 2009) [13] и аппаратно-программных решений на уровне изобретений (Б.М. Герасимов, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников, 1984) [1]; (И.А. Пронин, С.Ф. Сергеев, 1987) [2]; (С.А. Багрецов, В.А. Гайдуков, В.В. Спасенников, 1988) [3]; (В.В. Спасенников, С.И. Торбин, С.Н.Федотов, 1991) [4]. КППО – это система целеустремленных и планомерно осуществляемых мероприятий, на-правленных на всесторонне исследование кан-дидатов в автоводители, с целью прогнозирова-ния успешности обучения и безопасного вож-дения в условиях современного интенсивного дорожного движения. Структурная схема разработанной ком- плексной системы психологического обследо-вания кандидатов, которая проводится в четыре этапа, представлена на рисунке 1. Рис.1. Структурная схема комплексного психологического обследования кандидата, поступающего в автошколу Первый период - начальный. Проводится ин-дивидуальная беседа с кандидатом, назначается дата психофизиологического обследования. Второй период - основной, когда каждый кандидат в автоводители проходит психофи-зиологическое обследование. По его результа-там формируются учебные группы с учетом особенностей обучаемых, по методике, разра-ботанной А.Д. Глоточкиным, Г.В. Ложкиным, В.В. Спасенниковым [8]. Третий период - период обучения в авто-школе, когда кроме практической и теоретиче-ской подготовки осуществляется психологиче-ская коррекция слабо развитых психофизиоло-гических качеств, проведение идеомоторных тренировок с кандидатами в автоводители и обучение их методикам стрессоустойчивости [2, 6, 15 и др.]. Четвертый период - период аттестации, ко-гда проводится повторное тестирование психо-физиологических качеств. После получения его результатов слушателю выдаются окончатель-ные рекомендации по безопасному управлению автомобилем с учетом его индивидуальных особенностей, и производится выпуск обучае-мого на экзамены в ГИБДД. В целях координации работ по проведению КППО в автошколах предлагается создание специализированных региональных научно-исследовательских лабораторий по психофи-зиологическим проблемам отбора, оптимизации учебного процесса и психологической подготовке автоводителей. Обозначены следующие задачи: подготовка специалистов по проведению отбора; изучение причин снижения надежности автоводителей и эффективности работы, выработка медицинских, и педологических рекомендаций по оптимизаций их труда; участие в экспертизе ДТП: разработка методов психологической подготовки автоводителей в период обучения в автошколе к сложной дорожной обстановке, стресс - ситуациям и экстремальным условиям; организация психофизиологического контроля за функциональным состоянием автоводителей и др. [19,20,23 и др.]. 2. Экспериментальная апробация унифицированного комплекта тестов в процессе профессионального отбора будущих водителей в автошколах Исходя из результатов профессиографиче-ского анализа деятельности автоводителей, а также подробного изучения психодиагностиче-ских тестов, был сформирован опытный ком-плект тестов (таблица 1).

1. Опытный комплект тестов

 

Интеллектуальные

компоненты

Номер теста

Наименование теста

оцениваемых компонентов

Оцениваемые

психологические

качества

1.

2.

3.

Перепутанные линии

Кольца

Расстановка чисел

Внимание

4.

5.

6.

Зрительная память

Отметка кружков

Расстановка отрезков

Память

7.

8.

9.

Опознавание цифр

Обнаружение сигналов

Координаты

Восприятие

10.

11.

12.

Количественные отношения

Установление закономерностей

Отыскание чисел с переключением

Мышление

Личностные

компоненты

13.

 

14.

15.

Знание правил дорожного движения и устройства автомобиля

Навыки вождения

Латентное время реакции

Автоводительские

способности

16.

17.

18.

Самооценка

Выдержка

Эмоциональная устойчивость

Стрессоустойчивость и уравновешенность

19.

20.

21.

Бесконфликтность

Дисциплинированность

Внимательность к людям

(эмпатия и рефлексия)

Коммуникативные

качества

22.

23.

24.

Ответственность

Требовательность

Отсутствие вредных привычек

Морально-волевые

качества

Первоначальная проверка опытного ком-плекта тестов проводилась с использованием бланковых вариантов методик. В процессе ап-робации были получены следующие результа-ты. Дифференцируемость интеллектуальных тестов определяется путем вычисления коэф-фициентов взаимной корреляции между каждой парой методик. Результаты расчетов приведены в таблице 2. Определение показателей качества унифицированного комплекта тестов осуществлялось С.Н.Федотовым, С.И.Торбиным и В.В. Спасенниковым [4]. Из анализа данных таблицы следует, что большинство парных корреляций находится в диапазоне малых значений (0,2 - 0,4). Это сви-детельствует об удовлетворительной диффе-ренцируемости и надежности тестов. Следует отметить, что проблемы обеспече-ния надежности и валидности тестов, исполь-зуемых в профотборе более успешно, решаются за рубежом [24, 25, 26, 27, 28 и др.]. В отечест-венной психологии проблема защиты авторских прав разработчиков тестов пока не нашла своего решения (В.В. Спасенников, 1994, 2010) [20, 21].

2. Парные корреляции между тестами опытного комплекта

 

№ п/п

Субтесты

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Перепутанные

линии

0.59

0.18

0.17

0.48

0.55

0.23

0.56

0.35

0.17

0.07

0.11

2

Кольца

Х

0.27

0.48

0.33

0.46

0.15

0.19

0.26

0.34

0.45

0.072

3

Расстановка чисел

 

Х

0.19

0.22

0.13

0.48

0.41

0.53

0.27

0.38

0.24

4

Зрительная

память

 

 

Х

0.54

0.39

0.32

0.49

0.40

0.52

0.25

0.46

5

Отметка кружков

 

 

 

Х

0.43

0.17

0.51

0.55

0.12

0.41

0.40

6

Расстановка

отрезков

 

 

 

 

Х

0.28

0.27

0.44

0.32

0.29

0.25

7

Опознавание цифр

 

 

 

 

 

Х

0.30

0.52

0.16

0.21

0.43

8

Обнаружение

сигналов

 

 

 

 

 

 

Х

0.39

0.26

0.20

0.30

9

Координаты

 

 

 

 

 

 

 

X

0.12

0.35

0.38

10

Количественные отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

X

0.37

0.45

11

Установление закономерностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

0.58

12

Отыскивание чисел с переключением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 Наиболее разработанной в области группо-вого отбора является теория распознавания об-разов, позволяющая получить прогноз поведе-ния (успешности профессиональной деятельно-сти) по набору признаков (в нашем случае по-казателей, полученных при обследовании по отдельным психологическим тестам, опреде-ляющих поведение этого объекта) или с помо-щью выбранного решающего правила опреде-лить к какому классу относится рассматривае-мый объект (водитель) [1, 3, 11, 15 и др.]. В синтезированной программе для оценки уровня развития профессионально важных ка-честв (принятия решения о профпригодности) используются показатели, разработанные на основе теории распознавания образов: 1. Интегральный показатель уровня развития профессионально важных качеств (L), вычисля-ется по формуле:

(1)

где Li(gi) - частный показатель успешности вы-полнения теста; g - количество правильно вы-полненных заданий в тесте. 2.Частный показатель успешности выполне-ния i-гo теста вычисляется по формуле:

(2)

где FA(gi), FБ(gi) - плотность распределения i-гo показателя в каждой из групп обучающей вы-борки ("успешных" и "неуспешных" водителей соответственно). Проведенный анализ экспериментальных данных позволил обосновать основные прин-ципы разработки технических средств автома-тизации (ТСА) группового профессионального психологического отбора [4]: 1. Принцип экономической целесообразно-сти степени сложности технических средств автоматизации. 2. Принцип рационального сочетания инди-видуальной и групповой форм психологическо-го обследования автоводителей. 3. Принцип адекватности бланкового и аппа-ратурного вариантов реализации процесса пси-хологического обследования. Основываясь на изложенных выше принци-пах, а также учитывая характер развития тех-нических средств автоматизации, предлагается номенклатура автоматизированных комплексов профессионального отбора базового ряда. В зависимости от складывающейся ситуации и задач, которые решаются в процессе группо-вого отбора в каждом конкретном случае, эти базовые варианты могут быть в той или иной степени модифицированы [4]. Важным моментом разработанной системы является необходимость придания юридическо-го статуса (организационно - правовой формы) лабораториям эргономических исследований, в которых необходимо иметь штатных психоло-гов (психофизиологов), имеющих право подпи-си на заключениях по психофизиологическим особенностям кандидатов в автоводители. Выводы и заключение Заключение по результатам психологических испытаний должно составляться психологом. Данные обследования также сохраняются в электронной базе на персональном компьютере. Оформляя заключение, психолог руководствуется результатами тестирования, показанными испытуемым, и сравнивает их с таблицей нормативов, определяет психофизиологические качества, уровень развитости которых у испытуемого ниже допустимого критерия, и составляет рекомендации по психологической коррекции данных качеств. По результатам заключений формируется группа обучаемых кандидатов в автоводители, которым требуется психологическая коррекция. Психолог составляет план-график работы с данной группой, с тем, чтобы учесть степень профпригодности каждого кандидата. Результаты психологического анализа про-фессиональной деятельности автоводителей показали, что ее эффективность и безопасность во многом определяются исходным уровнем развитости профессионально важных психофи-зиологических качеств водителя, сформирован-ностью системы саморегуляции и влиянием биопсихосоциальных факторов на его успеш-ную адаптацию к современным дорожным ус-ловиям. С помощью применения системы и комплекса мероприятий психологического со-провождения профессиональной подготовки автоводителей, можно осуществлять автоводи-тельскую деятельность более безопасно и дос-тичь общего снижения количества ДТП, улуч-шая таким образом эффективность профессио-нальной деятельности автоводителя. Разработанные структура и принципы про-ведения комплексного профессионального пси-хологического отбора (КППО) кандидатов в автоводители способствуют формированию подхода к организации подготовки водителей, где производится учет индивидуальных психо-логических различий между обучаемыми, пси-хологическая коррекция их профессионально-важных качеств и наблюдение за уровнем их развития в динамике, что позволяет делать про-гноз эффективности и безаварийности автово-дительской деятельности и обеспечивает безо-пасность дорожного движения на современном уровне.

References

1. Author’s certificate No.1068975, IIC G09B9/00. Device for Estimate of Operators’ Professional Suitability / B.M. Gera-simov, G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov (the USSR), applied 12.09.83; published 08.11.84. – Bull. No.11. – pp. 4.

2. Author’s certificate No.1346133, IIC A61B/16. Device for Estimate of Operators’ Emotional Stability / I.M. Pronin, S.F. Sergeev (the USSR), applied 04.07.85; published 22.06.87. – Bull. No.6. – pp. 3.

3. Author’s certificate No.1437898, IIC G09B9/00. Device for Estimate of Operators’ Professional Suitability / S.A. Ba-gretsov, V.L. Gaidukov, V.V. Spasennikov (the USSR), applied 10.05.88; published 30.08.89. – Bull. No.8. – pp. 6.

4. Author’s certificate No.1869455, IIC G09B7/07. Device for Estimate of Psychological Compatibility of Probationers / V.V. Spasennikov, S.I. Torbin, S.N. Fedotov (the USSR), ap-plied 23.11.91; published 03.04.93. – Bull. No.5. – pp. 4.

5. Averchenkov, V.I. Principles and procedure for test-inquiry of diagnostics of graduates’ motivation readiness to enter post graduate courses [Text] / V.I. Averchenkov, A.S. Sazonova, V.V. Spasennikov // Transactions of the Inter. Association of Slavic Colleges, 2011, No.1, pp. 92-98.

6. Andropova, M.I., Estimate of stress-resistance in system of vocational psychological selection [Text] / M.I. Andronova, A.K. Bokovikov, V.I. Sedin // Psychology and Economics. Pro-ceedings of the 1-st All-Russian Conf. of the Russian Psycholog-ical Society on Economic Psychology, February 3-5, 2000 / un-der the editorship of O.G. Posypanov, V.V. Spasennikov, - Moscow-Kaluga:”Eidos” Publishing House, 2000, pp. – 147-152

7. Bodrov, V.A. Basic Principles in Development of Profes-sional Selection System [Text] / V.A. Bodrov // under the editor-ship of Yu.M. Zabrodin. – M.: Economics, 1985. – pp. 242.

8. Glotochkin, A.D. Procedure of small group formation tak-ing into account inter-personal and operational aspects of opera-tors’ interaction [Text] / A.D. Glotochkin, G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1986, Vol.7, No.1, pp. 22-29.

9. Deev, A.A. Investigation procedure automation using 16-question personal inquiry [Text] / A.A. Deev, G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1984, Vol.5, No.6, pp. 106-110.

10. Druzhinin, V.N. Test Design [Text] / V.N. Druzhinin, A.V. Nikitin, V.V. Spasennikov – Bryansk: “Ladomir”, 2002 – pp. 181.

11. Lozhkin, G.V. Appliances and devices for human properties study [Text] / G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1095, No.4, pp. 163-165.

12. Lvov, V.M. Engineering Psychological Problems of op-erators’ activity design [Text] / V.M. Lvov, V.V. Pavlyuchenko, V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1989, Vol.5, No.10, pp. 66-74.

13. Lvov, V.M. Ergonomic technologies in experts’ qualifi-cation and certification increase as one of conversion directions [Text] / V.M. Lvov // Economic Psychology of Innovation Man-agement: Proceedings of the Inter. Scientif. Pract. Conf.December, 2009 / under the editorshipof V.I. Averchenkov, V.V. Spasennikov. – Bryansk: BSTU, 2009 – pp. 103-108.

14. Medvedev, G.M. Procedure of functional reliability di-agnostics of operators’ activities [Text] / G.M. Medvedev // Theoretical and Applied Problems of Experimental and Psycho-logical Investigations / under the editorship of V.N. Druzhinin, V.V. Spasennikov. – M.: Institute of Psychology of RAS , 1997, pp. 138-149.

15. Naftuliev, A.I. Procedure of operator’s professional rea-diness estimate [Text] / A.I. Naftuliev // Human Factor: Prob-lems of Psychology and Ergonomics, 2008, Issue 1(43), pp. 51-57.

16. Nikolskaya, N.I. Formation and development of profes-sional significant qualities of professional consultants of popula-tion placement service [Text] / N.I. Nikolskaya // Self-Abstract of Can. Psychol. thesis: 19.00.03 – Psychology of Labor, Engi-neering Psychology, Ergonomics. – Tver: TVSU, 1998 – pp. 22.

17. Pushkina-Belyueva, I.G. Psychologist’s attestation –estimate activity in staff management [Text] / I.G. Belyaeva-Pushkina // Self-Abstract of Thesis for Can. Psychol. 19.00.03 – Psychology of Labor, Engineering Psychology, Ergonomics-TvSU; Tver, 1997. – pp. 20.

18. Rusalov, V.M. On interrelation of temperament and effi-ciency properties in individual and joint activity [Text] / V.M. Rusalov // Psychological Journal, 1982, Vol.3, No.6, pp. 29-38.

19. Spasennikov, V.V. Methods and devices for estimate and control of small professional group activity (review of domestic and foreign patent information) [Text] / V.V. Spasennikov, N.N. Semanina // Human Factor: Problems of Psychology and Ergonomics. 1991 – Issue 2(6), pp. 78-99.

20. Spasennikov, V.V. Criteria of copyright protection of psycho-diagnostic test procedure creators / V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1994, Vol.15, No.3, pp. 123-127.

21. Spasennikov, V.V. Innovation action play as means of competitive selection at graduates employment assistance [Text] / V.V. Spasennikov, Yu.V. Babanova, N.A. Sviridova // Educa-tion Sociology, 2010, No.4, pp. 33-42.

22. Yunkerov, V.I. Mathematical Statistical Processing of Psycho-physiological Investigation Data [Text] / V.I. Yunkerov, S.G. Grigoriev // S-Pb.: Military Medical Academy, 2012 – pp. 286.

23. Yakovlev, A.V. Algorithm of fuzzy classification of op-erators’ personal characteristics based on professional analysis of test data [Text] / A.V. Yakovlev, S.A. Bagretsov, V.M. Lvov // Human Factor: Problems of Psychology and Ergonomics. 2008, - Issue 4(46), pp. 31-39.

24. Yarovoy, V.I. Vocational Guidance, Training and Esti-mate of Personnel. World Experience [Text] / V.I. Yarovoy // Kyiv: MAUP, 2007. – pp. 660.

25. Bandura A. Social cognitive theory of personality // Handbook of Personality. Theory and Research.2-d ed. / Ed. by L.A. Pervin, OP. John. N.Y.: The Guilford press, 1999. P. 154-196

26. Hodgkinson G. The interface of cognitive and industrial, work and organizational psychology // Journal of Occupational and Organizational Psychology/ - 2003. Vol. 76 №1, p. 21-30

27. Hubbard R., Ryan P.A. The historical growth of statistical significance testing in psychology - and its future prospects // Educational and Psychological Measurement. 2000. Vol. 60. №5. P. 14-22

28. Wilson, J.R. etc. F strategy for human fac-tors/ergonomics: developing the discipline and profession // Er-gonomics, 2012, vol.55, №4, p. 377-395.