Bryansk State Technical University (department «CTS», Post graduate student)
Bryansk, Bryansk, Russian Federation
Moskva, Moscow, Russian Federation
Moscow, Moscow, Russian Federation
The paper reports the system of a complex psychological investigation of a man entering an automotive school. The results of the approbation of a test set for driver selection are shown.
selection principles, validity, reliability, testing, professional suitability
Введение В отечественных исследованиях по психоло-гии труда инженерной психологии и эргономи-ке за последние тридцать лет (с середины 80-х годов прошлого столетия по настоящее время) раскрыты основные задачи, принципы и струк-тура комплексного профессионального психо-логического отбора (В.А. Бобров, 1985) [7], (А.А.Деев, Г.В. Г.В.Ложкин, В.В. Спасенников, 1984) [9], (Г.М. Медведев,1997) [14], (В.М. Ру-салов, 1982) [18], (С.А. Багрецов, В.М.Львов, А.В.Яковлев, 2008) [23]. 1. Эргономические принципы организации, планирования и проведения профессионального психологического отбора на операторские и водительские специальности К общим принципам профессионального от-бора относят: системный подход к разработке всей процедуры отбора; научная обоснован-ность; компетентность; динамичность; актив-ность; практичность; актуальность и некоторые другие. Особенностью постсоветского периода ис-следований в сфере профессионального отбора является внедрение разработок и методических подходов из военной сферы и систем с потен-циально опасными технологиями к отбору пер-сонала систем гражданского назначения. В первую очередь это касается разработанных в советский период математических моделей профотбора (В.М. Львов, 2009) [13] и аппаратно-программных решений на уровне изобретений (Б.М. Герасимов, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников, 1984) [1]; (И.А. Пронин, С.Ф. Сергеев, 1987) [2]; (С.А. Багрецов, В.А. Гайдуков, В.В. Спасенников, 1988) [3]; (В.В. Спасенников, С.И. Торбин, С.Н.Федотов, 1991) [4]. КППО – это система целеустремленных и планомерно осуществляемых мероприятий, на-правленных на всесторонне исследование кан-дидатов в автоводители, с целью прогнозирова-ния успешности обучения и безопасного вож-дения в условиях современного интенсивного дорожного движения. Структурная схема разработанной ком- плексной системы психологического обследо-вания кандидатов, которая проводится в четыре этапа, представлена на рисунке 1. Рис.1. Структурная схема комплексного психологического обследования кандидата, поступающего в автошколу Первый период - начальный. Проводится ин-дивидуальная беседа с кандидатом, назначается дата психофизиологического обследования. Второй период - основной, когда каждый кандидат в автоводители проходит психофи-зиологическое обследование. По его результа-там формируются учебные группы с учетом особенностей обучаемых, по методике, разра-ботанной А.Д. Глоточкиным, Г.В. Ложкиным, В.В. Спасенниковым [8]. Третий период - период обучения в авто-школе, когда кроме практической и теоретиче-ской подготовки осуществляется психологиче-ская коррекция слабо развитых психофизиоло-гических качеств, проведение идеомоторных тренировок с кандидатами в автоводители и обучение их методикам стрессоустойчивости [2, 6, 15 и др.]. Четвертый период - период аттестации, ко-гда проводится повторное тестирование психо-физиологических качеств. После получения его результатов слушателю выдаются окончатель-ные рекомендации по безопасному управлению автомобилем с учетом его индивидуальных особенностей, и производится выпуск обучае-мого на экзамены в ГИБДД. В целях координации работ по проведению КППО в автошколах предлагается создание специализированных региональных научно-исследовательских лабораторий по психофи-зиологическим проблемам отбора, оптимизации учебного процесса и психологической подготовке автоводителей. Обозначены следующие задачи: подготовка специалистов по проведению отбора; изучение причин снижения надежности автоводителей и эффективности работы, выработка медицинских, и педологических рекомендаций по оптимизаций их труда; участие в экспертизе ДТП: разработка методов психологической подготовки автоводителей в период обучения в автошколе к сложной дорожной обстановке, стресс - ситуациям и экстремальным условиям; организация психофизиологического контроля за функциональным состоянием автоводителей и др. [19,20,23 и др.]. 2. Экспериментальная апробация унифицированного комплекта тестов в процессе профессионального отбора будущих водителей в автошколах Исходя из результатов профессиографиче-ского анализа деятельности автоводителей, а также подробного изучения психодиагностиче-ских тестов, был сформирован опытный ком-плект тестов (таблица 1).
1. Опытный комплект тестов
Интеллектуальные компоненты |
Номер теста |
Наименование теста оцениваемых компонентов |
Оцениваемые психологические качества |
1. 2. 3. |
Перепутанные линии Кольца Расстановка чисел |
Внимание |
|
4. 5. 6. |
Зрительная память Отметка кружков Расстановка отрезков |
Память |
|
7. 8. 9. |
Опознавание цифр Обнаружение сигналов Координаты |
Восприятие |
|
10. 11. 12. |
Количественные отношения Установление закономерностей Отыскание чисел с переключением |
Мышление |
|
Личностные компоненты |
13.
14. 15. |
Знание правил дорожного движения и устройства автомобиля Навыки вождения Латентное время реакции |
Автоводительские способности |
16. 17. 18. |
Самооценка Выдержка Эмоциональная устойчивость |
Стрессоустойчивость и уравновешенность |
|
19. 20. 21. |
Бесконфликтность Дисциплинированность Внимательность к людям (эмпатия и рефлексия) |
Коммуникативные качества |
|
22. 23. 24. |
Ответственность Требовательность Отсутствие вредных привычек |
Морально-волевые качества |
Первоначальная проверка опытного ком-плекта тестов проводилась с использованием бланковых вариантов методик. В процессе ап-робации были получены следующие результа-ты. Дифференцируемость интеллектуальных тестов определяется путем вычисления коэф-фициентов взаимной корреляции между каждой парой методик. Результаты расчетов приведены в таблице 2. Определение показателей качества унифицированного комплекта тестов осуществлялось С.Н.Федотовым, С.И.Торбиным и В.В. Спасенниковым [4]. Из анализа данных таблицы следует, что большинство парных корреляций находится в диапазоне малых значений (0,2 - 0,4). Это сви-детельствует об удовлетворительной диффе-ренцируемости и надежности тестов. Следует отметить, что проблемы обеспече-ния надежности и валидности тестов, исполь-зуемых в профотборе более успешно, решаются за рубежом [24, 25, 26, 27, 28 и др.]. В отечест-венной психологии проблема защиты авторских прав разработчиков тестов пока не нашла своего решения (В.В. Спасенников, 1994, 2010) [20, 21].
2. Парные корреляции между тестами опытного комплекта
№ п/п |
Субтесты |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Перепутанные линии |
0.59 |
0.18 |
0.17 |
0.48 |
0.55 |
0.23 |
0.56 |
0.35 |
0.17 |
0.07 |
0.11 |
2 |
Кольца |
Х |
0.27 |
0.48 |
0.33 |
0.46 |
0.15 |
0.19 |
0.26 |
0.34 |
0.45 |
0.072 |
3 |
Расстановка чисел |
|
Х |
0.19 |
0.22 |
0.13 |
0.48 |
0.41 |
0.53 |
0.27 |
0.38 |
0.24 |
4 |
Зрительная память |
|
|
Х |
0.54 |
0.39 |
0.32 |
0.49 |
0.40 |
0.52 |
0.25 |
0.46 |
5 |
Отметка кружков |
|
|
|
Х |
0.43 |
0.17 |
0.51 |
0.55 |
0.12 |
0.41 |
0.40 |
6 |
Расстановка отрезков |
|
|
|
|
Х |
0.28 |
0.27 |
0.44 |
0.32 |
0.29 |
0.25 |
7 |
Опознавание цифр |
|
|
|
|
|
Х |
0.30 |
0.52 |
0.16 |
0.21 |
0.43 |
8 |
Обнаружение сигналов |
|
|
|
|
|
|
Х |
0.39 |
0.26 |
0.20 |
0.30 |
9 |
Координаты |
|
|
|
|
|
|
|
X |
0.12 |
0.35 |
0.38 |
10 |
Количественные отношения |
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
0.37 |
0.45 |
11 |
Установление закономерностей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Х |
0.58 |
12 |
Отыскивание чисел с переключением |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
X |
Наиболее разработанной в области группо-вого отбора является теория распознавания об-разов, позволяющая получить прогноз поведе-ния (успешности профессиональной деятельно-сти) по набору признаков (в нашем случае по-казателей, полученных при обследовании по отдельным психологическим тестам, опреде-ляющих поведение этого объекта) или с помо-щью выбранного решающего правила опреде-лить к какому классу относится рассматривае-мый объект (водитель) [1, 3, 11, 15 и др.]. В синтезированной программе для оценки уровня развития профессионально важных ка-честв (принятия решения о профпригодности) используются показатели, разработанные на основе теории распознавания образов: 1. Интегральный показатель уровня развития профессионально важных качеств (L), вычисля-ется по формуле:
(1)
где Li(gi) - частный показатель успешности вы-полнения теста; g - количество правильно вы-полненных заданий в тесте. 2.Частный показатель успешности выполне-ния i-гo теста вычисляется по формуле:
(2)
где FA(gi), FБ(gi) - плотность распределения i-гo показателя в каждой из групп обучающей вы-борки ("успешных" и "неуспешных" водителей соответственно). Проведенный анализ экспериментальных данных позволил обосновать основные прин-ципы разработки технических средств автома-тизации (ТСА) группового профессионального психологического отбора [4]: 1. Принцип экономической целесообразно-сти степени сложности технических средств автоматизации. 2. Принцип рационального сочетания инди-видуальной и групповой форм психологическо-го обследования автоводителей. 3. Принцип адекватности бланкового и аппа-ратурного вариантов реализации процесса пси-хологического обследования. Основываясь на изложенных выше принци-пах, а также учитывая характер развития тех-нических средств автоматизации, предлагается номенклатура автоматизированных комплексов профессионального отбора базового ряда. В зависимости от складывающейся ситуации и задач, которые решаются в процессе группо-вого отбора в каждом конкретном случае, эти базовые варианты могут быть в той или иной степени модифицированы [4]. Важным моментом разработанной системы является необходимость придания юридическо-го статуса (организационно - правовой формы) лабораториям эргономических исследований, в которых необходимо иметь штатных психоло-гов (психофизиологов), имеющих право подпи-си на заключениях по психофизиологическим особенностям кандидатов в автоводители. Выводы и заключение Заключение по результатам психологических испытаний должно составляться психологом. Данные обследования также сохраняются в электронной базе на персональном компьютере. Оформляя заключение, психолог руководствуется результатами тестирования, показанными испытуемым, и сравнивает их с таблицей нормативов, определяет психофизиологические качества, уровень развитости которых у испытуемого ниже допустимого критерия, и составляет рекомендации по психологической коррекции данных качеств. По результатам заключений формируется группа обучаемых кандидатов в автоводители, которым требуется психологическая коррекция. Психолог составляет план-график работы с данной группой, с тем, чтобы учесть степень профпригодности каждого кандидата. Результаты психологического анализа про-фессиональной деятельности автоводителей показали, что ее эффективность и безопасность во многом определяются исходным уровнем развитости профессионально важных психофи-зиологических качеств водителя, сформирован-ностью системы саморегуляции и влиянием биопсихосоциальных факторов на его успеш-ную адаптацию к современным дорожным ус-ловиям. С помощью применения системы и комплекса мероприятий психологического со-провождения профессиональной подготовки автоводителей, можно осуществлять автоводи-тельскую деятельность более безопасно и дос-тичь общего снижения количества ДТП, улуч-шая таким образом эффективность профессио-нальной деятельности автоводителя. Разработанные структура и принципы про-ведения комплексного профессионального пси-хологического отбора (КППО) кандидатов в автоводители способствуют формированию подхода к организации подготовки водителей, где производится учет индивидуальных психо-логических различий между обучаемыми, пси-хологическая коррекция их профессионально-важных качеств и наблюдение за уровнем их развития в динамике, что позволяет делать про-гноз эффективности и безаварийности автово-дительской деятельности и обеспечивает безо-пасность дорожного движения на современном уровне.
1. Author’s certificate No.1068975, IIC G09B9/00. Device for Estimate of Operators’ Professional Suitability / B.M. Gera-simov, G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov (the USSR), applied 12.09.83; published 08.11.84. - Bull. No.11. - pp. 4.
2. Author’s certificate No.1346133, IIC A61B/16. Device for Estimate of Operators’ Emotional Stability / I.M. Pronin, S.F. Sergeev (the USSR), applied 04.07.85; published 22.06.87. - Bull. No.6. - pp. 3.
3. Author’s certificate No.1437898, IIC G09B9/00. Device for Estimate of Operators’ Professional Suitability / S.A. Ba-gretsov, V.L. Gaidukov, V.V. Spasennikov (the USSR), applied 10.05.88; published 30.08.89. - Bull. No.8. - pp. 6.
4. Author’s certificate No.1869455, IIC G09B7/07. Device for Estimate of Psychological Compatibility of Probationers / V.V. Spasennikov, S.I. Torbin, S.N. Fedotov (the USSR), ap-plied 23.11.91; published 03.04.93. - Bull. No.5. - pp. 4.
5. Averchenkov, V.I. Principles and procedure for test-inquiry of diagnostics of graduates’ motivation readiness to enter post graduate courses [Text] / V.I. Averchenkov, A.S. Sazonova, V.V. Spasennikov // Transactions of the Inter. Association of Slavic Colleges, 2011, No.1, pp. 92-98.
6. Andropova, M.I., Estimate of stress-resistance in system of vocational psychological selection [Text] / M.I. Andronova, A.K. Bokovikov, V.I. Sedin // Psychology and Economics. Pro-ceedings of the 1-st All-Russian Conf. of the Russian Psycholog-ical Society on Economic Psychology, February 3-5, 2000 / un-der the editorship of O.G. Posypanov, V.V. Spasennikov, - Moscow-Kaluga:”Eidos” Publishing House, 2000, pp. - 147-152
7. Bodrov, V.A. Basic Principles in Development of Profes-sional Selection System [Text] / V.A. Bodrov // under the editor-ship of Yu.M. Zabrodin. - M.: Economics, 1985. - pp. 242.
8. Glotochkin, A.D. Procedure of small group formation tak-ing into account inter-personal and operational aspects of opera-tors’ interaction [Text] / A.D. Glotochkin, G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1986, Vol.7, No.1, pp. 22-29.
9. Deev, A.A. Investigation procedure automation using 16-question personal inquiry [Text] / A.A. Deev, G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1984, Vol.5, No.6, pp. 106-110.
10. Druzhinin, V.N. Test Design [Text] / V.N. Druzhinin, A.V. Nikitin, V.V. Spasennikov - Bryansk: “Ladomir”, 2002 - pp. 181.
11. Lozhkin, G.V. Appliances and devices for human properties study [Text] / G.V. Lozhkin, V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1095, No.4, pp. 163-165.
12. Lvov, V.M. Engineering Psychological Problems of op-erators’ activity design [Text] / V.M. Lvov, V.V. Pavlyuchenko, V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1989, Vol.5, No.10, pp. 66-74.
13. Lvov, V.M. Ergonomic technologies in experts’ qualifi-cation and certification increase as one of conversion directions [Text] / V.M. Lvov // Economic Psychology of Innovation Man-agement: Proceedings of the Inter. Scientif. Pract. Conf.December, 2009 / under the editorshipof V.I. Averchenkov, V.V. Spasennikov. - Bryansk: BSTU, 2009 - pp. 103-108.
14. Medvedev, G.M. Procedure of functional reliability di-agnostics of operators’ activities [Text] / G.M. Medvedev // Theoretical and Applied Problems of Experimental and Psycho-logical Investigations / under the editorship of V.N. Druzhinin, V.V. Spasennikov. - M.: Institute of Psychology of RAS , 1997, pp. 138-149.
15. Naftuliev, A.I. Procedure of operator’s professional rea-diness estimate [Text] / A.I. Naftuliev // Human Factor: Prob-lems of Psychology and Ergonomics, 2008, Issue 1(43), pp. 51-57.
16. Nikolskaya, N.I. Formation and development of profes-sional significant qualities of professional consultants of popula-tion placement service [Text] / N.I. Nikolskaya // Self-Abstract of Can. Psychol. thesis: 19.00.03 - Psychology of Labor, Engi-neering Psychology, Ergonomics. - Tver: TVSU, 1998 - pp. 22.
17. Pushkina-Belyueva, I.G. Psychologist’s attestation -estimate activity in staff management [Text] / I.G. Belyaeva-Pushkina // Self-Abstract of Thesis for Can. Psychol. 19.00.03 - Psychology of Labor, Engineering Psychology, Ergonomics-TvSU; Tver, 1997. - pp. 20.
18. Rusalov, V.M. On interrelation of temperament and effi-ciency properties in individual and joint activity [Text] / V.M. Rusalov // Psychological Journal, 1982, Vol.3, No.6, pp. 29-38.
19. Spasennikov, V.V. Methods and devices for estimate and control of small professional group activity (review of domestic and foreign patent information) [Text] / V.V. Spasennikov, N.N. Semanina // Human Factor: Problems of Psychology and Ergonomics. 1991 - Issue 2(6), pp. 78-99.
20. Spasennikov, V.V. Criteria of copyright protection of psycho-diagnostic test procedure creators / V.V. Spasennikov // Psychological Journal, 1994, Vol.15, No.3, pp. 123-127.
21. Spasennikov, V.V. Innovation action play as means of competitive selection at graduates employment assistance [Text] / V.V. Spasennikov, Yu.V. Babanova, N.A. Sviridova // Educa-tion Sociology, 2010, No.4, pp. 33-42.
22. Yunkerov, V.I. Mathematical Statistical Processing of Psycho-physiological Investigation Data [Text] / V.I. Yunkerov, S.G. Grigoriev // S-Pb.: Military Medical Academy, 2012 - pp. 286.
23. Yakovlev, A.V. Algorithm of fuzzy classification of op-erators’ personal characteristics based on professional analysis of test data [Text] / A.V. Yakovlev, S.A. Bagretsov, V.M. Lvov // Human Factor: Problems of Psychology and Ergonomics. 2008, - Issue 4(46), pp. 31-39.
24. Yarovoy, V.I. Vocational Guidance, Training and Esti-mate of Personnel. World Experience [Text] / V.I. Yarovoy // Kyiv: MAUP, 2007. - pp. 660.
25. Bandura A. Social cognitive theory of personality // Handbook of Personality. Theory and Research.2-d ed. / Ed. by L.A. Pervin, OP. John. N.Y.: The Guilford press, 1999. P. 154-196
26. Hodgkinson G. The interface of cognitive and industrial, work and organizational psychology // Journal of Occupational and Organizational Psychology/ - 2003. Vol. 76 №1, p. 21-30
27. Hubbard R., Ryan P.A. The historical growth of statistical significance testing in psychology - and its future prospects // Educational and Psychological Measurement. 2000. Vol. 60. №5. P. 14-22
28. Wilson, J.R. etc. F strategy for human fac-tors/ergonomics: developing the discipline and profession // Er-gonomics, 2012, vol.55, №4, p. 377-395.