РАЗРАБОТКА УНИФИЦИРОВАННОГО КОМПЛЕКТА ТЕСТОВ И ЕГО ПРОГРАММНАЯ АПРОБАЦИЯ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА В ОПЕРАТОРСКОЙ И ВОДИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В работе представлена система комплексного психологического обследования кандидата, поступающего в автошколу. Приведены результаты апробации опытного комплекта тестов для отбора автоводителей.

Ключевые слова:
принципы отбора, валидность, надежность, тестирование, профессиональная пригодность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение В отечественных исследованиях по психоло-гии труда инженерной психологии и эргономи-ке за последние тридцать лет (с середины 80-х годов прошлого столетия по настоящее время) раскрыты основные задачи, принципы и струк-тура комплексного профессионального психо-логического отбора (В.А. Бобров, 1985) [7], (А.А.Деев, Г.В. Г.В.Ложкин, В.В. Спасенников, 1984) [9], (Г.М. Медведев,1997) [14], (В.М. Ру-салов, 1982) [18], (С.А. Багрецов, В.М.Львов, А.В.Яковлев, 2008) [23]. 1. Эргономические принципы организации, планирования и проведения профессионального психологического отбора на операторские и водительские специальности К общим принципам профессионального от-бора относят: системный подход к разработке всей процедуры отбора; научная обоснован-ность; компетентность; динамичность; актив-ность; практичность; актуальность и некоторые другие. Особенностью постсоветского периода ис-следований в сфере профессионального отбора является внедрение разработок и методических подходов из военной сферы и систем с потен-циально опасными технологиями к отбору пер-сонала систем гражданского назначения. В первую очередь это касается разработанных в советский период математических моделей профотбора (В.М. Львов, 2009) [13] и аппаратно-программных решений на уровне изобретений (Б.М. Герасимов, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников, 1984) [1]; (И.А. Пронин, С.Ф. Сергеев, 1987) [2]; (С.А. Багрецов, В.А. Гайдуков, В.В. Спасенников, 1988) [3]; (В.В. Спасенников, С.И. Торбин, С.Н.Федотов, 1991) [4]. КППО – это система целеустремленных и планомерно осуществляемых мероприятий, на-правленных на всесторонне исследование кан-дидатов в автоводители, с целью прогнозирова-ния успешности обучения и безопасного вож-дения в условиях современного интенсивного дорожного движения. Структурная схема разработанной ком- плексной системы психологического обследо-вания кандидатов, которая проводится в четыре этапа, представлена на рисунке 1. Рис.1. Структурная схема комплексного психологического обследования кандидата, поступающего в автошколу Первый период - начальный. Проводится ин-дивидуальная беседа с кандидатом, назначается дата психофизиологического обследования. Второй период - основной, когда каждый кандидат в автоводители проходит психофи-зиологическое обследование. По его результа-там формируются учебные группы с учетом особенностей обучаемых, по методике, разра-ботанной А.Д. Глоточкиным, Г.В. Ложкиным, В.В. Спасенниковым [8]. Третий период - период обучения в авто-школе, когда кроме практической и теоретиче-ской подготовки осуществляется психологиче-ская коррекция слабо развитых психофизиоло-гических качеств, проведение идеомоторных тренировок с кандидатами в автоводители и обучение их методикам стрессоустойчивости [2, 6, 15 и др.]. Четвертый период - период аттестации, ко-гда проводится повторное тестирование психо-физиологических качеств. После получения его результатов слушателю выдаются окончатель-ные рекомендации по безопасному управлению автомобилем с учетом его индивидуальных особенностей, и производится выпуск обучае-мого на экзамены в ГИБДД. В целях координации работ по проведению КППО в автошколах предлагается создание специализированных региональных научно-исследовательских лабораторий по психофи-зиологическим проблемам отбора, оптимизации учебного процесса и психологической подготовке автоводителей. Обозначены следующие задачи: подготовка специалистов по проведению отбора; изучение причин снижения надежности автоводителей и эффективности работы, выработка медицинских, и педологических рекомендаций по оптимизаций их труда; участие в экспертизе ДТП: разработка методов психологической подготовки автоводителей в период обучения в автошколе к сложной дорожной обстановке, стресс - ситуациям и экстремальным условиям; организация психофизиологического контроля за функциональным состоянием автоводителей и др. [19,20,23 и др.]. 2. Экспериментальная апробация унифицированного комплекта тестов в процессе профессионального отбора будущих водителей в автошколах Исходя из результатов профессиографиче-ского анализа деятельности автоводителей, а также подробного изучения психодиагностиче-ских тестов, был сформирован опытный ком-плект тестов (таблица 1).

1. Опытный комплект тестов

 

Интеллектуальные

компоненты

Номер теста

Наименование теста

оцениваемых компонентов

Оцениваемые

психологические

качества

1.

2.

3.

Перепутанные линии

Кольца

Расстановка чисел

Внимание

4.

5.

6.

Зрительная память

Отметка кружков

Расстановка отрезков

Память

7.

8.

9.

Опознавание цифр

Обнаружение сигналов

Координаты

Восприятие

10.

11.

12.

Количественные отношения

Установление закономерностей

Отыскание чисел с переключением

Мышление

Личностные

компоненты

13.

 

14.

15.

Знание правил дорожного движения и устройства автомобиля

Навыки вождения

Латентное время реакции

Автоводительские

способности

16.

17.

18.

Самооценка

Выдержка

Эмоциональная устойчивость

Стрессоустойчивость и уравновешенность

19.

20.

21.

Бесконфликтность

Дисциплинированность

Внимательность к людям

(эмпатия и рефлексия)

Коммуникативные

качества

22.

23.

24.

Ответственность

Требовательность

Отсутствие вредных привычек

Морально-волевые

качества

Первоначальная проверка опытного ком-плекта тестов проводилась с использованием бланковых вариантов методик. В процессе ап-робации были получены следующие результа-ты. Дифференцируемость интеллектуальных тестов определяется путем вычисления коэф-фициентов взаимной корреляции между каждой парой методик. Результаты расчетов приведены в таблице 2. Определение показателей качества унифицированного комплекта тестов осуществлялось С.Н.Федотовым, С.И.Торбиным и В.В. Спасенниковым [4]. Из анализа данных таблицы следует, что большинство парных корреляций находится в диапазоне малых значений (0,2 - 0,4). Это сви-детельствует об удовлетворительной диффе-ренцируемости и надежности тестов. Следует отметить, что проблемы обеспече-ния надежности и валидности тестов, исполь-зуемых в профотборе более успешно, решаются за рубежом [24, 25, 26, 27, 28 и др.]. В отечест-венной психологии проблема защиты авторских прав разработчиков тестов пока не нашла своего решения (В.В. Спасенников, 1994, 2010) [20, 21].

2. Парные корреляции между тестами опытного комплекта

 

№ п/п

Субтесты

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Перепутанные

линии

0.59

0.18

0.17

0.48

0.55

0.23

0.56

0.35

0.17

0.07

0.11

2

Кольца

Х

0.27

0.48

0.33

0.46

0.15

0.19

0.26

0.34

0.45

0.072

3

Расстановка чисел

 

Х

0.19

0.22

0.13

0.48

0.41

0.53

0.27

0.38

0.24

4

Зрительная

память

 

 

Х

0.54

0.39

0.32

0.49

0.40

0.52

0.25

0.46

5

Отметка кружков

 

 

 

Х

0.43

0.17

0.51

0.55

0.12

0.41

0.40

6

Расстановка

отрезков

 

 

 

 

Х

0.28

0.27

0.44

0.32

0.29

0.25

7

Опознавание цифр

 

 

 

 

 

Х

0.30

0.52

0.16

0.21

0.43

8

Обнаружение

сигналов

 

 

 

 

 

 

Х

0.39

0.26

0.20

0.30

9

Координаты

 

 

 

 

 

 

 

X

0.12

0.35

0.38

10

Количественные отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

X

0.37

0.45

11

Установление закономерностей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х

0.58

12

Отыскивание чисел с переключением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 Наиболее разработанной в области группо-вого отбора является теория распознавания об-разов, позволяющая получить прогноз поведе-ния (успешности профессиональной деятельно-сти) по набору признаков (в нашем случае по-казателей, полученных при обследовании по отдельным психологическим тестам, опреде-ляющих поведение этого объекта) или с помо-щью выбранного решающего правила опреде-лить к какому классу относится рассматривае-мый объект (водитель) [1, 3, 11, 15 и др.]. В синтезированной программе для оценки уровня развития профессионально важных ка-честв (принятия решения о профпригодности) используются показатели, разработанные на основе теории распознавания образов: 1. Интегральный показатель уровня развития профессионально важных качеств (L), вычисля-ется по формуле:

(1)

где Li(gi) - частный показатель успешности вы-полнения теста; g - количество правильно вы-полненных заданий в тесте. 2.Частный показатель успешности выполне-ния i-гo теста вычисляется по формуле:

(2)

где FA(gi), FБ(gi) - плотность распределения i-гo показателя в каждой из групп обучающей вы-борки ("успешных" и "неуспешных" водителей соответственно). Проведенный анализ экспериментальных данных позволил обосновать основные прин-ципы разработки технических средств автома-тизации (ТСА) группового профессионального психологического отбора [4]: 1. Принцип экономической целесообразно-сти степени сложности технических средств автоматизации. 2. Принцип рационального сочетания инди-видуальной и групповой форм психологическо-го обследования автоводителей. 3. Принцип адекватности бланкового и аппа-ратурного вариантов реализации процесса пси-хологического обследования. Основываясь на изложенных выше принци-пах, а также учитывая характер развития тех-нических средств автоматизации, предлагается номенклатура автоматизированных комплексов профессионального отбора базового ряда. В зависимости от складывающейся ситуации и задач, которые решаются в процессе группо-вого отбора в каждом конкретном случае, эти базовые варианты могут быть в той или иной степени модифицированы [4]. Важным моментом разработанной системы является необходимость придания юридическо-го статуса (организационно - правовой формы) лабораториям эргономических исследований, в которых необходимо иметь штатных психоло-гов (психофизиологов), имеющих право подпи-си на заключениях по психофизиологическим особенностям кандидатов в автоводители. Выводы и заключение Заключение по результатам психологических испытаний должно составляться психологом. Данные обследования также сохраняются в электронной базе на персональном компьютере. Оформляя заключение, психолог руководствуется результатами тестирования, показанными испытуемым, и сравнивает их с таблицей нормативов, определяет психофизиологические качества, уровень развитости которых у испытуемого ниже допустимого критерия, и составляет рекомендации по психологической коррекции данных качеств. По результатам заключений формируется группа обучаемых кандидатов в автоводители, которым требуется психологическая коррекция. Психолог составляет план-график работы с данной группой, с тем, чтобы учесть степень профпригодности каждого кандидата. Результаты психологического анализа про-фессиональной деятельности автоводителей показали, что ее эффективность и безопасность во многом определяются исходным уровнем развитости профессионально важных психофи-зиологических качеств водителя, сформирован-ностью системы саморегуляции и влиянием биопсихосоциальных факторов на его успеш-ную адаптацию к современным дорожным ус-ловиям. С помощью применения системы и комплекса мероприятий психологического со-провождения профессиональной подготовки автоводителей, можно осуществлять автоводи-тельскую деятельность более безопасно и дос-тичь общего снижения количества ДТП, улуч-шая таким образом эффективность профессио-нальной деятельности автоводителя. Разработанные структура и принципы про-ведения комплексного профессионального пси-хологического отбора (КППО) кандидатов в автоводители способствуют формированию подхода к организации подготовки водителей, где производится учет индивидуальных психо-логических различий между обучаемыми, пси-хологическая коррекция их профессионально-важных качеств и наблюдение за уровнем их развития в динамике, что позволяет делать про-гноз эффективности и безаварийности автово-дительской деятельности и обеспечивает безо-пасность дорожного движения на современном уровне.

Список литературы

1. А.с. № 1068975, МКИ3 G09В9/00 Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов / Б.М. Герасимов, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников (СССР).Заявл. 12.09.83; опубл. 08.11.84.-Бюл.№11.-4 с.

2. А.с. № 1346133, МКИ3 А61В5/16. Устройство для оценки эмоциональной устойчивости операторов / И.М. Пронин, С.Ф. Сергеев (СССР). Заявл. 04.07.85; опубл. 22.06.87.- Бюл. № 6-3 с.

3. А.с. № 1437898 МКИ3 G09В9/00 Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов / С.А. Багрецов, В.л. Гайдуков, В.В. Спасенников (СССР). Заявл. 10.05.88; опубл. 30.08.89.- Бюл. № 8-6 с.

4. А.с. № 1869455 МКИ3 G09В7/07 Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых / В.В. Спасенников, С.И. Торбин, С.Н. Федотов (СССР).Заявл. 23.11.91; опубл. 03.04.93.- Бюл. № 5-4 с.

5. Аверченков, В.И.Принципы и методика конструирования тест-опросника диагностики мотивационной готовности выпускников к поступлению в аспирантуру [Текст] / В. И. Аверченков, A. С. Сазонова, В. В. Спасенников // Известия Международной' ассоциации, славянских вузов, 2011,№ 1, с. 92-98

6. Андропова, М.И. Оценка стрессоустойчивости в сис-теме профессионального психологического отбора [Текст] / М.И. Андронова. А.К. Боковиков, В.И. Седин // Психология и экономика. Труды 1-й Всероссийской конференции Российского Психологического общества по экономической психологии, 3-5 февраля 2000 г. / Под ред. О.Г. Посыпанова, В.В. Спасенникова, - Москва- Калуга: Изд-во «Эйдос», 2000, с. 147-152.

7. Бодров, В.А. Основные принципы разработки "систе-мы профессионального отбора [Текст] / В.А. Бодров // Под ред. Ю.М. Забродина. - М.: Экономика, 1985. -242с.

8. Глоточкин, А.Д. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов [Текст] / А.Д. Глоточкин, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников // Психологический журнал, 1986, Том 7, № 1, с. 22 - 29.

9. Деев, А.А. Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-факторного личностного опросника [Текст] / А.А.Деев, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников // Пси-хологический журнал, 1984, Том 5, № 6, с. 106 - 110.

10. Дружинин, B.H. Конструирование тестов [Текст] / В.Н. Дружинин, А.В. Никитин, В.В. Спасенников. - Брянск: «Ладомир», 2002 - 181с.

11. Ложкин, Г.В., Приборы и устройства для изучения психологических характеристик человека[Текст] / Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников //Психологический журнал, 1985, №4, с. 163-165

12. Львов, В.М. Инженерно-психологические вопросы проектирования деятельности операторов [Текст] / В.М. Львов, В.В. Павлюченко, В.В. Спасенников //Психологический журнал, 1989, Том 5, №10, с. 66-74.

13. Львов, В.М. Эргономические технологии в повыше-нии квалификации и сертификации специалистов как одно из направлений конверсии [Текст] / В.М. Львов // Экономи-ческая психология инновационного менеджмент я: Труды Международной научно-практической конференции,?6/v7 декабря 2009 / под ред. В.И. Аверченкова, В.В. Спасенникова. - Брянск: БГТУ, 2009-с. 103-108

14. Медведев, Г.М., Методика диагностики функцио-нальной надежности профессиональной деятельности опе-раторов [Текст] / Г.М. Медведев // Теоретические и при-кладные вопросы экспериментально-психологических ис-следований. / под ред. В.Н. Дружинина R.\ Спасенникова. - М.: Институт психологии РАН, 1997, с. 138-149.

15. Нафтульев, А.И. Методика оценки профессиональ-ной готовности оператора [Текст] / А.И. Нафтульев // Че-ловеческий фактор: проблемы психологии и эргономики, 2008,-вып 1(43), с. 51-57

16. Никольская, Н.И. Формирование и развитие профес-сионально-важных качеств профконсультантов службы занятости населения [Текст] / Н.И. Никольская // Автореф. дис.канд. психол. наук: 19.00.03 - психология труда, инже-нерная психология, эргономика. - Тверь: ТВГУ, 1998 - 22с.

17. Пушкина - Беляева, И.Г. Аттестационно - оценочная деятельность психолога в кадровом менеджменте [Текст] / И.Г. Пушкина - Беляева // Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.03 - психология труда, инженерная психология, эргономика-ТзГУ: Тверь, 1997.-20с.

18. Русалов, В.М. О взаимоотношении свойств темпера-мента и эффективности индивидуальной и совместной деятельности [Текст] / В.М. Русалов // Психологический журнал, 1982, Том 3, №6, с. 29-38

19. Спасенников, В.В. Способы и устройства для оценки и контроля деятельности малых профессиональных групп (обзор отечественной и зарубежной патентной информации) [Текст] / В.В. Спасенников, Н.Н. Семанина // Человеческий фактор: Проблемы психологии и эргономики, 1991 - Вып2 (6), с. 78-99

20. Спасенников, В.В. Критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических тестовых методик / В.В. Спасенников // Психологический журнал, 1994, Том 15, №3, с. 123-127

21. Спасенников, В.В. Инновационно - деятельностная игра как средство конкурсного отбора в процессе трудоуст-ройства выпускников [Текст] / В.В. Спасенников, Ю.В. Бабанова, Н.А. Свиридова // Социология образования, 2010, № 4, с. 33-42.

22. Юнкеров, В.И. Математико- статистическая обработка данных психофизиологических исследований [Текст] / В.И.Юнкеров, С.Г. Григорьев// - Спб.: Военно-медицинская академия, 2012 - 286 с.

23. Яковлев, А.В. Алгоритм нечеткой классификации личностных характеристик операторов на основе про-фессионального анализа тестовых данных [Текст] / А.В. Яковлев, С.А. Багрецов, В.М. Львов// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2008, - вып. 4 (46), с. 31-39

24. Яровой, В.И. Профессиональная ориентация, подго-товка и оценка персонала. Мировой опыт [Текст] / В.И. Яровой // - Киев: МАУП, 2007.-660 с.

25. Bandura A. Social cognitive theory of personality // Handbook of Personality. Theory and Research.2-d ed. / Ed. by L.A. Pervin, OP. John. N.Y.: The Guilford press, 1999. P. 154-196

26. Hodgkinson G. The interface of cognitive and industrial, work and organizational psychology // Journal of Occupational and Organizational Psychology/ - 2003. Vol. 76 №1, p. 21-30

27. Hubbard R., Ryan P.A. The historical growth of statistical significance testing in psychology - and its future prospects // Educational and Psychological Measurement. 2000. Vol. 60. №5. P. 14-22

28. Wilson, J.R. etc. F strategy for human fac-tors/ergonomics: developing the discipline and profession // Er-gonomics, 2012, vol.55, №4, р. 377-395.

Войти или Создать
* Забыли пароль?