Новосибирск, Россия
Новосибирск, Россия
Новосибирск, Россия
ВАК 5.3.2 Психофизиология
УДК 159.91 Психофизиология
УДК 331.101.1 Эргономика
ГРНТИ 15.81 Прикладная психология
ГРНТИ 12.09 Развитие науки
ОКСО 25.02.05 Управление движением воздушного транспорта
ОКСО 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
ББК 395 Воздушный транспорт
ББК 884 Психология отдельных видов деятельности. Отраслевая (прикладная) психология
ТБК 535 Воздушный транспорт
Целью исследования являлось определение зрительно-моторной и аудиомоторной реакции курсантов института гражданской авиации в зависимости от типа двигательной активности. В некоторых нештатных ситуациях от пилотов высокоавтоматизированных воздушных судов требуются интуитивные и инстинктивные управляющие воздействия после получения визуального и/или звукового сигнала, в то время как система защит, которой оборудовано высокоавтоматизированное воздушное судно не позволит выйти за границы эксплуатационного диапазона полета. Исследованы курсанты мужского пола института гражданской авиации общей численностью 51 человек, которые были разделены на 4 группы в зависимости от типа двигательной активности. Для исследования применялись методики аппаратно-программного комплекса ПсихоТест «оценка внимания» и «закон силы (звук)». Найдены достоверные отличия во времени реакции между исследуемыми группами, однако однозначное превосходство курсантов-спортсменов над не тренируемыми коллегами не выявлено. Внутри каждой группы от громкости звукового сигнала ни время реакции, ни сила сжатия не изменялись. Однако сила сжатия динамометра при проведении исследования аудиомоторной реакции у не занимающихся курсантов значимо отличалась от курсантов, занимающихся какой-либо дополнительной двигательной активностью, что, по нашему мнению, коррелирует с результатами психологических тестов.
зрительно-моторная реакция, аудиомоторная реакция, курсанты института гражданской авиации, двигательная активность.
1. Коваленко Г.В., Муравьев И.С., Мирошниченко А.В. Метод формирования и поддержания навыков ручного пилотирования высокоавтоматизированного ВС в процессе использования автоматических режимов полета. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. 2021. № 1(30). С. 5-21.
2. Алексеенко М.С. Психологический профиль пилотов, эксплуатирующих разные типы воздушных судов. Системная психология и социология. 2022. № 4(44). С. 19-27. DOIhttps://doi.org/10.25688/2223-6872.2022.44.4.02.
3. Пономаренко В.А. К 50-летней истории инженерной психологии. Психологический журнал. 2010. Т. 31, № 3. С. 125-128.
4. Investigation report : serious incident to the Boeing 777-228ER operared by Air France on 2 May 2015. Bureau d'Enquêtes et d'Analyses pour la Sécurité de l'Aviation Civile, 2022. 16 p.
5. Final investigation report : accident of Pakistan international airlines flight PIA 8303 Airbus A320-214. Aircraft accident investigation board of Pakistan, 2023. 160 p.
6. Rapport d’enquete technique : accident a l’avion ATR72-600. Royaume du maroc ministere du tourisme, de l’artisanat, du transport aerien et de l’econome sociale, 2018. 62 p.
7. Козлов В.В. Учение "Человеческий фактор" как инструмент повышения безопасности полетов. Человеческий фактор в сложных технических системах и средах : тр. 2-й Междунар. конф., 06-09 июля 2016 года. Санкт-Петербург: Межрегиональная эргономическая ассоциация. 2016. С. 32-39.
8. Иванова К.А., Левин Д.Н. Непрерывный контроль психофизиологического состояния пилотов гражданской авиации в системе «экипаж-воздушное судно». Эргодизайн. 2023. № 4(22). С. 384-392. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2023-4-384-392.
9. Гребенников Е.К., Гребенникова И.Н., Салимзянов Э.Р. и др. Социально-психологическая адаптация курсантов института гражданской авиации в зависимости от типа двигательной активности. Человеческий капитал. 2024. № 1(181). С. 265-271. DOIhttps://doi.org/10.25629/HC.2024.01.27.
10. Рязанцев А.И., Гребенников Е.К., Гребенникова И.Н. и др. Кардиоваскулярная и вегетативная адаптация организма курсантов института гражданской авиации к разным типам локомоторной двигательной активности. Сибирский научный медицинский журнал. 2024. Т. 44, № 3. С. 108-117. DOIhttps://doi.org/10.18699/SSMJ20240312.
11. Морозов А.А., Головков В.В., Федюк Н.С. Спортивные и подвижные игры как эффективное средство развития специальных качеств курсантов. Специальная техника и технологии транспорта. 2022. № 16. С. 313-319.
12. Сильчук А.М., Болотин А.Э., Пригода К.Г. и др. Ранговая структура факторов, влияющих на эффективность выполнения старта в плавании брассом. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2024. № 1. С. 101-106.
13. Акчурин Ф.А., Севастьянов А.Г., Салимзянов Р.Р. О значении физкультурно-спортивного комплекса ГТО в системе высшего учебного заведения и его влияние на курсантов УИ ГА как фактора мотивации необходимости занятия физической культурой. Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма : Материалы XIV Междунар. конф., 25-27 марта 2020 года. Том 1. Уфа: Уфимский государственный авиационный технический университет. 2020. С. 54-57.
14. Гребенников Е.К., Гребенникова И.Н., Салимзянов Р.Р. и др. Личностные особенности курсантов института гражданской авиации в зависимости от типа двигательной активности. Человеческий капитал. 2024. № 3(183). С. 280-286. DOIhttps://doi.org/10.25629/HC.2024.03.27.