АЛГОРИТМ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОЙ СЕТИ ПОЛИГОНОВ СБОРА ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью исследования является разработка алгоритма построения сети полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления на территории некоторого региона с учетом образуемой массы ТКО и имеющейся транспортной сети, позволяющего прийти к экономически оптимальному решению. Изложенные в научной литературе математические методы направлены на решение задач определения оптимального места расположения объектов логистической инфраструктуры – производственного предприятия, склада, распределительного центра, торговой точки. В работе сформулирован и реализован алгоритм построения оптимальной сети полигонов, которая обеспечила бы минимальные экономические затраты на логистику, строительство и эксплуатацию полигонов. Основными учитываемыми факторами являются: масса образуемых ТКО, стоимости перевозки от площадки временного накопления до полигона ТКО, расстояния между административными центрами. Основной принцип поиска экстремума логистики основывается на определении главного узла - узел с наибольшей массой ТКО по всем имеющимся дорожным развязкам и выбор местоположения полигона из условия максимальной разности годовых логистических затрат. С помощью предложенного алгоритма решена задача по определению количества и местоположению полигонов ТКО для южной части Республики Коми.

Ключевые слова:
полигон твердых коммунальных отходов, мощность полигона, логистика, экономическая эффективность, оптимальное решение, маршрутный граф, цепь, узел
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Введение

 

Рост численности населения городов и развитие промышленности в регионах непосредственно влекут за собой увеличение количества образующихся бытовых и промышленных отходов. Неправильный сбор, несвоевременное удаление и неудовлетворительное обезвреживание бытовых и промышленных отходов оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку в регионе – наносят экологический ущерб окружающей среде, вызывая загрязнение атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод. 

Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время на территории РФ, является проект «Экология» (2019 – 2024 гг.), который нацелен на «Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме ста процентов…» [1]. Реализация данного проекта предполагает организацию в каждом регионе РФ полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления, что является важным элементом жизнеобеспечения населения данного региона. Количество и площадь полигонов зависит от численности жителей населённых пунктов, обслуживаемых полигонами, их площади и конфигурации, дальности транспортировки отходов.

В научной литературе описываются различные математические методы и модели, позволяющие определить оптимальное расположение различных объектов инфраструктуры. Среди них можно выделить простые методы (эвристический метод Ардалана, метод центра тяжести, метод пробной точки, метод сетки и т.д.) дающие экспресс оценку, поскольку в их основе лежит большое количество допущений и сложные методы и модели (метод калькуляции затрат, метод начисления баллов, метод аналитической иерархии, методы сетевого моделирования, метод непрерывной и дискретной оптимизации), позволяющие определить более точное решение поставленной задачи [2 – 7].

Рассмотренные подходы в большинстве своем применимы для решения задач определения оптимального места расположения объекта логистической инфраструктуры – производственного предприятия, склада, распределительного центра, торговой точки [10 – 16].

 

Материалы и методы

 

Места расположения полигонов определяются на основе анализа ряда факторов: экологических, экономических, социальных [8, 9]. Экономические факторы размещения полигона предполагают затраты на разработку проекта, строительство, функционирование объекта и перевозку отходов. Таким образом, экономические затраты на организацию полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления включают в себя затраты на строительство полигонов, их эксплуатацию и логистику ТКО.  Для временного периода k лет функция затрат может быть представлена в виде , где  ­– сметная стоимость строительства i-ого полигона мощностью Q (т/год);  удельная стоимость эксплуатации i-ого полигона мощностью Q за один год; затраты на логистику ТКО для n полигонов за один год.

Авторами предлагается методологический подход, позволяющий спроектировать оптимальную сеть мусорных полигонов с учетом таких ключевых факторов, как образуемая в каждом МО масса ТКО и имеющаяся транспортная сеть. Подход предполагает реализацию трех этапов (рис. 1): выбор мест расположения полигонов; расчет стоимости строительства полигонов; построение и расчет оптимального значения целевой функции.

Рис. 1. Этапы поиска оптимума

Fig. 1. Stages of searching for the optimum

На первом этапе на основе расчета логистических затрат определяются МО, на территории которых целесообразно размещение полигона ТКО. Выбор места расположения очередного (j+1)-го полигона предлагается осуществлять посредством реализации алгоритма:

1. Разбиение маршрутного графа на цепи (от фиксированных полигонов до листов).

2. Определение в каждой цепи главного узла – узел с наибольшей массой ТКО (потенциальный (j+1)-ый полигон ).

3. Для каждого главного узла

1) создание группы из n узлов  из условия, что расстояние от i-ого узла до главного узла d→min;

2) прикрепление не присоединённых к этой группе узлов к одному из фиксированных полигонов  , , …, , исходя из условия, что расстояние от i-ого узла до полигона d→min;

3) расчет годовых логистических затрат для сети полигонов { , , …, , }  на основе данных из табл. 2, 3;

4) расчет экономической эффективности .

4. Выбор среди главных узлов j+1-ого полигона из условия .

5. Проведение итерации по ребрам, исходящим из j+1-го полигона, с целью уточнения местоположения полигона на основе расчета затрат.

 

Постановка задачи

 

Рассмотрим задачу поиска количества и мест расположения полигонов для сбора, обработки и утилизации ТКО в Республике Коми N.

Регион N территориально включает в себя четырнадцать муниципальных образований с административными центрами  (рис. 2).

Рис. 2. Схема дорожной развязки регион N (маршрутный граф)

Fig. 2. Road junction diagram region N (route graph)

Данные, по каждому МО региона, необходимые для расчётов представлены в таблицах (табл. 1 – 3).

Таблица 1

Масса ТКО по МО

Table 1

Mass of SMW according to MO

МОNi

N1

N2

N3

N4

N5

N6

N7

N8

N9

N10

N11

N12

N13

N14

Масса ТКО

Qi , т/год

99044

7270

5144

5880

55220

3109

4128

2814

2309

1641

4639

4129

2982

4184

Стоимость перевозки от площадки временного накопления до полигона 1 м3 ТКО составляет 1,42 руб/км. Исходя из усредненной величины плотности отходов ТКО 250 кг/м3 (0,25 т/м3), стоимость перевозки одной тонны ТКО составит m=1,424=5,68  руб/км. На основе данных из табл. 1 произведен расчет затрат на перевозку ТКО по формуле pi=Qim  (см. табл. 2).

Таблица 2

Затраты на перевозку ТКО на 1 километр в год по МО (руб/км)

Table 2

Costs for transporting SMW per 1 kilometer per year according to MO

МО Ni

N1

N2

N3

N4

N5

N6

N7

N8

N9

N10

N11

N12

N13

N14

затраты

, руб.

562569,92

41293,60

29217,92

33398,40

313649,60

17659,12

23447,04

15983,52

13115,12

9320,88

26349,52

23452,72

16937,76

23765,12

Таблица 3

Расстояния от административных центров МО до перекрестков (км)

Table 3

Distances from the administrative centers of MO to intersections (km)

d1

d2

d3

d4

d5

d6

d7

d8

d9

d10

d11

d12

d13

d14

d15

67

27

189

61

190

180

32

178

207

127

47

139

81

104

100

Необходимо найти экономически оптимальное решение поставленной задачи, т.е. определить такое количество и местоположение полигонов, которое обеспечило бы минимальные экономические затраты на логистику, строительство и эксплуатацию полигонов.

 

Результаты

 

На первом шаге фиксируется место положения одного полигона П1  в МО с наибольшей годовой массой ТКО, т.е. в окрестности административного центра N1 . На основе данных из табл. 2, 3 рассчитаны годовые логистические затраты для полигона П1  Р1=168572914,4  руб.

Посредством реализации вышеописанного алгоритма определяется место расположения второго полигона П2 .

Таблица 4

Расчетные данные для определения места расположения второго полигона

Table 4

Calculation data for determining the location of the second polygon

Главный узел, МО

Общие логистические затраты P2 , руб.

Экономическая эффективность Р1-P2 , руб.

N2

145 254 720

23 318 195

N5

46 507 215

122 065 699

N11

163 671 904

4 901 011

N12

164 327 972

4 244 942

N13

164 546 294

4 026 620

 

Рис. 3. Разбиение на цепи маршрутного графа, выбор главных узлов

Fig. 3. Partitioning the route graph into chains, selecting main nodes

 

На основании расчетов фиксируется место расположения второго полигона П2  в окрестности административного центра N5 . Проводятся итерации по ребрам, исходящим из административных центров N1  (d1,d11,d13 ) и N5  (d5,d6,d7 ) с целью расчета затрат и уточнения места расположения полигонов П1  и П2 . На основании проведенных расчетов определяются места положения полигонов (рис. 4).

Рис. 4. Маршрутный граф, фиксированные полигоны П1 , П2

Fig. 4. Route graph, fixed polygons П1 , П2

 

Таблица 5

Привязка МО к фиксированным полигонам П1 , П2

Table 5

Binding MO to fixed polygons П1 , П2

П1  МО N1

N1 , N2 , N3 , N4 , N10 , N11 , N12 , N13 , N14

Мощность 134 913 т/год

П2  МО N5

N5 , N6 , N7 , N7 , N9

Мощность 67 580 т/год

Наименьшие логистические затраты для двух полигонов П1  и П2  составят Р2=46 507 215  руб.

Посредством реализации алгоритма определяется место расположения третьего полигона П3 . Для этого на каждой цепи выделены главные узлы (рис. 5).

Рис. 5. Разбиение на цепи маршрутного графа, выбор главных узлов

Fig. 5. Partitioning the route graph into chains, selecting main nodes

 

Таблица 6

Расчетные данные для определения места расположения третьего полигона

Table 6

Calculation data for determining the location of the third polygon

Главный узел, МО

Общие логистические затраты P3 , руб.

Экономическая эффективность Р2-P3 , руб.

N2

38 543 196

7 964 019

N4

41 809 151

4 698 064

N6

43 328 574

3 178 642

N7

41 583 337

4 923 878

N8

39 552 640

6 954 575

N11

41 606 204

4 901 011

N12

42 262 273

4 244 942

N13

42 480 595

4 026 620

На основании расчетов фиксируется место расположения третьего полигона П3  в окрестности административного центра N2 . Проводятся итерации по ребрам, исходящим из административных центров N1  (d1,d11,d13 ), N5  (d5,d6,d7 ) и N2  (d2,d3 ) с целью расчета затрат и уточнения места расположения полигонов П1 , П2  и П3 . На основании проведенных расчетов определяются места положения полигонов (рис. 6).

Рис. 6. Маршрутный граф, фиксированные полигоны П1 , П2 , П3

Fig. 6. Route graph, fixed polygons П1 , П2 , П3

 

Таблица 7

Привязка МО к фиксированным полигонам  П1 , П2 , П3

Table 7

Linking MO to fixed polygons П1 , П2 , П3

П1  МО N1

N1 , N10 , N11 N12 , N13 , N14

Мощность 116 619 т/год

П2  МО N5

N5 , N6 , N7 , N8 , N9

Мощность 67 580 т/год

П3  МО N2

N2 , N3 , N4

Мощность 18 294 т/год

Наименьшие логистические затраты для трех полигонов П1 , П2  и П3  составят Р3=38 543 196  руб.

Посредством последовательной реализации алгоритма, определяется место положения полигонов П4 , П5 , П6  и П7 .

На втором этапе решения задачи проведен анализ имеющихся данных о проектной стоимости строительства и мощности ряда полигонов в регионе N и построена линейная функциональная зависимость стоимости строительства полигона от мощности (рис. 7).

 

Рис. 7. Линия тренда стоимости строительства полигона от мощности

Fig. 7. Trend line of landfill construction cost versus capacity

Найденная функциональная зависимость позволяет рассчитать приближенную стоимость строительства полигона мощностью QiSiQ=26020Qi+334100000  (табл. 8).

Третий этап решения задачи предполагает построение и расчет оптимального значения целевой функции. Анализируя функцию затрат Z=i=1nSi(Q)+ki=1nEiQ+kPn  можно заметить, что сумма удельных стоимостей эксплуатации n полигонов i=1nEiQ , включающая в себя затраты на обработку ТКО внутри полигонов (складирование, прессовка и т.д.), представляет собой величину постоянную для данного региона, определяемую объемом ТКО и не зависящую ни от количества, ни от мест расположения полигонов. Следовательно, эта составляющая не будет оказывать влияние на выбор оптимального решения.  Таким образом, в качестве целевой функции предлагается рассматривать функцию Z1=i=1nSi(Q)+20Pn , описывающую суммарные затраты на строительство полигонов и логистику ТКО на период 20 лет. Данные, полученные на первых двух этапах, позволяют рассчитать значение целевой функции для различного числа полигонов (табл. 9, рис. 8).

 

Таблица 8

Расчет стоимости строительства полигонов

Table 8

Calculation of the cost of construction of landfills

Один полигон

П1

     

 

   

Мощность, т/год

202 493

           

Стоимость,  руб.

5 568 867 860

           

Два полигона

П1

П2

         

Мощность, т/год

134 913

67 580

         

Стоимость,  руб.

3 810 436 260

2 058 431 600

         

Три полигона

П1

П2

П3

       

Мощность, т/год

116 619

67 580

18 294

       

Стоимость,  руб.

3 334 426 380

2 058 431 600

776 009 880

       

Четыре полигона

П1

П2

П3

П4

     

Мощность, т/год

116 619

62 457

18 294

5 123

     

Стоимость,  руб.

3 334 426 380

1 925 131 140

776 009 880

433 300 460

     

Пять полигонов

П1

П2

П3

П4

П5

   

Мощность, т/год

116 619

62 457

13 150

5 123

5 144

   

Стоимость,  руб.

3 334 426 380

1 925 131 140

642 163 000

433 300 460

433 846 880

   

Шесть полигонов

П1

П2

П3

П4

П5

П6

 

Мощность, т/год

116 619

58 329

13 150

5 123

5 144

4 128

 

Стоимость,  руб.

3 334 426 380

1 817 720 580

642 163 000

433 300 460

433 846 880

407 410 560

 

Семь полигонов

П1

П2

П3

П4

П5

П6

П7

Мощность, т/год

111 980

58 329

13 150

5 123

5 144

4 128

4 639

Стоимость,  руб.

3 213 719 600

1 817 720 580

642 163 000

433 300 460

433 846 880

407 410 560

420 706 780

Таблица 9

Расчет значений целевой функции Z1=i=1nSi(Q)+20Pn

Table 9

Calculation of objective function values Z1=i=1nSi(Q)+20Pn ​​

 

Рис. 8. Зависимость суммарных затрат от количества полигонов (срок эксплуатации 20 лет)

Fig. 7. Dependence of total costs on the number of landfills (operation life 20 years)

 

Минимальные суммарные затраты составят Z1=6 799 012 160  руб., в том числе затраты на строительство полигонов S1134 913+S267 580=5 868 867 860  руб. и затраты на логистику ТКО 20Р2=2046 507 215=930 144 300  руб.

 

Заключение

 

В заключение следует отметить, что разработанный алгоритм позволяет избежать многократных итераций при поиске оптимального значения в обратном направлении, в виду высокой проектной стоимости строительства полигона. Проведенные расчеты дали возможность сформулировать оптимальное решение – строительство полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления в двух муниципальных округах МО Республики Коми, что обеспечит минимальные экономические затраты на строительство, эксплуатацию полигонов и логистику ТКО.

Список литературы

1. Национальный проект «Экология»: [Электронный ресурс]. URL: https://ecologyofrussia.ru/proekt. (Дата обращения: 16.01.2024).

2. Соколов А.В., Юков В.В. Методы оптимальных решений. В 2 томах. Том 1. Общие положения. Математическое программирование и моделирование. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2014. – 564 c.

3. Машунин Ю.К. Теория и методы принятия оптимальных решений по множеству критериев в инженерных системах : монография. – М.: РУСАЙНС, 2023. – 340 с.

4. Нефедов Д.Г. Математические модели и методы решения задач оптимального размещения элементов распределенной производственной структуры: специальность 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» : диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук / Нефедов Денис Геннадьевич; Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова. – Челябинск. – 2015. – 120 с.

5. Чернышев С.В. Модели, методы и алгоритмы эффективного решения задачи маршрутизации транспорта на графах больших размерностей : специальность 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» : диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук / Чернышев Сергей Владленович; Нац. исслед. ун-т "Высш. шк. экономики". – М.: 2011. – 116 с.

6. Просветов Г.И. Математические методы в логистике. Задачи и решения. – М.: «Альфа-Пресс». – 2008. – 304 с.

7. Зайнуллина, Э. Ш. Модели и методы решения задачи оптимальной маршрутизации данных в корпоративных сетях : специальность 05.13.18 «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» : диссертация на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук / Зайнуллина Эльмира Шаукатовна; Казан. гос. техн. ун-т им. А.Н. Туполева.- Казань, 2008.- 119 с.

8. СП 320.1325800.2017 ПОЛИГОНЫ ДЛЯ ТВЕРДЫХ КОММУНАЛЬНЫХ ОТХОДОВ. Проектирование, эксплуатация и рекультивация

9. СП 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для ТБО

10. Кириллов А.В., Цепин В.Е. Модель построения сети дистрибуции на основе многофакторного анализа промышленно-логистического потенциала регионов // Экономика региона. – 2015. – №4. – С. 336-345.

11. Попов П.В., Мирецкий И.Ю. Методология построения логистической инфраструктуры на территории региона // Экономика региона. – 2019. – Т. 15. – №2. – С. 483-492.

12. Гаджинский А.М. Выбор места расположения склада // Справочник экономиста. – 2004. – №8.

13. Бухаров Д.С. Определение оптимального количества и расположения логистических центров. Математическая модель и численный метод // Вестник ИрГТУ. – 2012. – №4 (63). – С. 8 14.

14. Дианов С.В., Калашников К.Н., Ригин В.А. Поиск путей оптимального пространственного размещения объектов инфраструктуры здравоохранения: обзор методического инструментария // Проблемы развития территории. – 2021. – Т. 25. – № 2. – С. 108-127.

15. Москвичев О.В., Леонова С.А. Методика выбора мест размещения транспортно-пересадочных узлов на основе оптимизационной математической модели // Мир транспорта. – 2020. – Т. 18. – № 2. – С. 198-213.

16. Дулесов А.С., Прутовых М.А. Методика решения задачи об оптимальном размещении производственных объектов // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. – С. 151 158.

Войти или Создать
* Забыли пароль?