from 01.01.2010 to 01.01.2024
Russian Federation
The aim of the study is to develop an algorithm for constructing a network of polygons for storing, recycling and neutralizing industrial and consumer waste in a certain region, taking into account the generated mass of solid communal waste and the existing transport network, allowing one to come to an economically optimal solution. The mathematical methods presented in the scientific literature are aimed at solving problems of determining the optimal location of logistics infrastructure objects, namely a manufacturing plant, a warehouse, a distribution centre, a retail outlet. The paper formulates and implements an algorithm for constructing an optimal network of polygons, which would minimize economic costs for logistics, construction, and operation of the polygons. The main factors taken into account are the mass of generated solid communal waste, the transportation cost from the temporary accumulation site to the solid communal waste polygon, the distance between administrative centres. The basic principle of searching for the logistics extremum is based on determining the main node, that is the one with the largest mass of solid communal waste along all available road junctions and choosing the polygon location based on the condition of the maximum difference in annual logistics costs. Using the proposed algorithm, the paper solves the problem of determining the number and location of solid communal waste polygons for the southern part of the Komi Republic.
solid communal waste polygons, capacity of the polygon, logistics, economic efficiency, optimal solution, route graph, chain, node
Введение
Рост численности населения городов и развитие промышленности в регионах непосредственно влекут за собой увеличение количества образующихся бытовых и промышленных отходов. Неправильный сбор, несвоевременное удаление и неудовлетворительное обезвреживание бытовых и промышленных отходов оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку в регионе – наносят экологический ущерб окружающей среде, вызывая загрязнение атмосферного воздуха, почвы, поверхностных и подземных вод.
Одним из национальных проектов, реализуемых в настоящее время на территории РФ, является проект «Экология» (2019 – 2024 гг.), который нацелен на «Создание устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечивающей сортировку отходов в объеме ста процентов…» [1]. Реализация данного проекта предполагает организацию в каждом регионе РФ полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления, что является важным элементом жизнеобеспечения населения данного региона. Количество и площадь полигонов зависит от численности жителей населённых пунктов, обслуживаемых полигонами, их площади и конфигурации, дальности транспортировки отходов.
В научной литературе описываются различные математические методы и модели, позволяющие определить оптимальное расположение различных объектов инфраструктуры. Среди них можно выделить простые методы (эвристический метод Ардалана, метод центра тяжести, метод пробной точки, метод сетки и т.д.) дающие экспресс оценку, поскольку в их основе лежит большое количество допущений и сложные методы и модели (метод калькуляции затрат, метод начисления баллов, метод аналитической иерархии, методы сетевого моделирования, метод непрерывной и дискретной оптимизации), позволяющие определить более точное решение поставленной задачи [2 – 7].
Рассмотренные подходы в большинстве своем применимы для решения задач определения оптимального места расположения объекта логистической инфраструктуры – производственного предприятия, склада, распределительного центра, торговой точки [10 – 16].
Материалы и методы
Места расположения полигонов определяются на основе анализа ряда факторов: экологических, экономических, социальных [8, 9]. Экономические факторы размещения полигона предполагают затраты на разработку проекта, строительство, функционирование объекта и перевозку отходов. Таким образом, экономические затраты на организацию полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления включают в себя затраты на строительство полигонов, их эксплуатацию и логистику ТКО. Для временного периода k лет функция затрат может быть представлена в виде , где – сметная стоимость строительства i-ого полигона мощностью Q (т/год); – удельная стоимость эксплуатации i-ого полигона мощностью Q за один год; – затраты на логистику ТКО для n полигонов за один год.
Авторами предлагается методологический подход, позволяющий спроектировать оптимальную сеть мусорных полигонов с учетом таких ключевых факторов, как образуемая в каждом МО масса ТКО и имеющаяся транспортная сеть. Подход предполагает реализацию трех этапов (рис. 1): выбор мест расположения полигонов; расчет стоимости строительства полигонов; построение и расчет оптимального значения целевой функции.
Рис. 1. Этапы поиска оптимума
Fig. 1. Stages of searching for the optimum
На первом этапе на основе расчета логистических затрат определяются МО, на территории которых целесообразно размещение полигона ТКО. Выбор места расположения очередного (j+1)-го полигона предлагается осуществлять посредством реализации алгоритма:
1. Разбиение маршрутного графа на цепи (от фиксированных полигонов до листов).
2. Определение в каждой цепи главного узла – узел с наибольшей массой ТКО (потенциальный (j+1)-ый полигон ).
3. Для каждого главного узла
1) создание группы из n узлов из условия, что расстояние от i-ого узла до главного узла d→min;
2) прикрепление не присоединённых к этой группе узлов к одному из фиксированных полигонов , , …, , исходя из условия, что расстояние от i-ого узла до полигона d→min;
3) расчет годовых логистических затрат для сети полигонов { , , …, , } на основе данных из табл. 2, 3;
4) расчет экономической эффективности .
4. Выбор среди главных узлов j+1-ого полигона из условия .
5. Проведение итерации по ребрам, исходящим из j+1-го полигона, с целью уточнения местоположения полигона на основе расчета затрат.
Постановка задачи
Рассмотрим задачу поиска количества и мест расположения полигонов для сбора, обработки и утилизации ТКО в Республике Коми N.
Регион N территориально включает в себя четырнадцать муниципальных образований с административными центрами (рис. 2).
Рис. 2. Схема дорожной развязки регион N (маршрутный граф)
Fig. 2. Road junction diagram region N (route graph)
Данные, по каждому МО региона, необходимые для расчётов представлены в таблицах (табл. 1 – 3).
Таблица 1
Масса ТКО по МО
Table 1
Mass of SMW according to MO
МО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Масса ТКО |
99044 |
7270 |
5144 |
5880 |
55220 |
3109 |
4128 |
2814 |
2309 |
1641 |
4639 |
4129 |
2982 |
4184 |
Стоимость перевозки от площадки временного накопления до полигона 1 м3 ТКО составляет 1,42 руб/км. Исходя из усредненной величины плотности отходов ТКО 250 кг/м3 (0,25 т/м3), стоимость перевозки одной тонны ТКО составит
Таблица 2
Затраты на перевозку ТКО на 1 километр в год по МО (руб/км)
Table 2
Costs for transporting SMW per 1 kilometer per year according to MO
МО |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
затраты , руб. |
562569,92 |
41293,60 |
29217,92 |
33398,40 |
313649,60 |
17659,12 |
23447,04 |
15983,52 |
13115,12 |
9320,88 |
26349,52 |
23452,72 |
16937,76 |
23765,12 |
Таблица 3
Расстояния от административных центров МО до перекрестков (км)
Table 3
Distances from the administrative centers of MO to intersections (km)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
67 |
27 |
189 |
61 |
190 |
180 |
32 |
178 |
207 |
127 |
47 |
139 |
81 |
104 |
100 |
Необходимо найти экономически оптимальное решение поставленной задачи, т.е. определить такое количество и местоположение полигонов, которое обеспечило бы минимальные экономические затраты на логистику, строительство и эксплуатацию полигонов.
Результаты
На первом шаге фиксируется место положения одного полигона
Посредством реализации вышеописанного алгоритма определяется место расположения второго полигона
Таблица 4
Расчетные данные для определения места расположения второго полигона
Table 4
Calculation data for determining the location of the second polygon
Главный узел, МО |
Общие логистические затраты |
Экономическая эффективность |
|
145 254 720 |
23 318 195 |
|
46 507 215 |
122 065 699 |
|
163 671 904 |
4 901 011 |
|
164 327 972 |
4 244 942 |
|
164 546 294 |
4 026 620 |
Рис. 3. Разбиение на цепи маршрутного графа, выбор главных узлов
Fig. 3. Partitioning the route graph into chains, selecting main nodes
На основании расчетов фиксируется место расположения второго полигона
Рис. 4. Маршрутный граф, фиксированные полигоны
Fig. 4. Route graph, fixed polygons
Таблица 5
Привязка МО к фиксированным полигонам
Table 5
Binding MO to fixed polygons
|
Мощность 134 913 т/год |
|
Мощность 67 580 т/год |
Наименьшие логистические затраты для двух полигонов
Посредством реализации алгоритма определяется место расположения третьего полигона
Рис. 5. Разбиение на цепи маршрутного графа, выбор главных узлов
Fig. 5. Partitioning the route graph into chains, selecting main nodes
Таблица 6
Расчетные данные для определения места расположения третьего полигона
Table 6
Calculation data for determining the location of the third polygon
Главный узел, МО |
Общие логистические затраты |
Экономическая эффективность |
|
38 543 196 |
7 964 019 |
|
41 809 151 |
4 698 064 |
|
43 328 574 |
3 178 642 |
|
41 583 337 |
4 923 878 |
|
39 552 640 |
6 954 575 |
|
41 606 204 |
4 901 011 |
|
42 262 273 |
4 244 942 |
|
42 480 595 |
4 026 620 |
На основании расчетов фиксируется место расположения третьего полигона
Рис. 6. Маршрутный граф, фиксированные полигоны
Fig. 6. Route graph, fixed polygons
Таблица 7
Привязка МО к фиксированным полигонам
Table 7
Linking MO to fixed polygons
|
Мощность 116 619 т/год |
|
Мощность 67 580 т/год |
|
Мощность 18 294 т/год |
Наименьшие логистические затраты для трех полигонов
Посредством последовательной реализации алгоритма, определяется место положения полигонов
На втором этапе решения задачи проведен анализ имеющихся данных о проектной стоимости строительства и мощности ряда полигонов в регионе N и построена линейная функциональная зависимость стоимости строительства полигона от мощности (рис. 7).
Рис. 7. Линия тренда стоимости строительства полигона от мощности
Fig. 7. Trend line of landfill construction cost versus capacity
Найденная функциональная зависимость позволяет рассчитать приближенную стоимость строительства полигона мощностью
Третий этап решения задачи предполагает построение и расчет оптимального значения целевой функции. Анализируя функцию затрат
Таблица 8
Расчет стоимости строительства полигонов
Table 8
Calculation of the cost of construction of landfills
Один полигон |
|
|
|||||
Мощность, т/год |
202 493 |
||||||
Стоимость, руб. |
5 568 867 860 |
||||||
Два полигона |
|
|
|||||
Мощность, т/год |
134 913 |
67 580 |
|||||
Стоимость, руб. |
3 810 436 260 |
2 058 431 600 |
|||||
Три полигона |
|
|
|
||||
Мощность, т/год |
116 619 |
67 580 |
18 294 |
||||
Стоимость, руб. |
3 334 426 380 |
2 058 431 600 |
776 009 880 |
||||
Четыре полигона |
|
|
|
|
|||
Мощность, т/год |
116 619 |
62 457 |
18 294 |
5 123 |
|||
Стоимость, руб. |
3 334 426 380 |
1 925 131 140 |
776 009 880 |
433 300 460 |
|||
Пять полигонов |
|
|
|
|
|
||
Мощность, т/год |
116 619 |
62 457 |
13 150 |
5 123 |
5 144 |
||
Стоимость, руб. |
3 334 426 380 |
1 925 131 140 |
642 163 000 |
433 300 460 |
433 846 880 |
||
Шесть полигонов |
|
|
|
|
|
|
|
Мощность, т/год |
116 619 |
58 329 |
13 150 |
5 123 |
5 144 |
4 128 |
|
Стоимость, руб. |
3 334 426 380 |
1 817 720 580 |
642 163 000 |
433 300 460 |
433 846 880 |
407 410 560 |
|
Семь полигонов |
|
|
|
|
|
|
|
Мощность, т/год |
111 980 |
58 329 |
13 150 |
5 123 |
5 144 |
4 128 |
4 639 |
Стоимость, руб. |
3 213 719 600 |
1 817 720 580 |
642 163 000 |
433 300 460 |
433 846 880 |
407 410 560 |
420 706 780 |
Таблица 9
Расчет значений целевой функции
Table 9
Calculation of objective function values
Рис. 8. Зависимость суммарных затрат от количества полигонов (срок эксплуатации 20 лет)
Fig. 7. Dependence of total costs on the number of landfills (operation life 20 years)
Минимальные суммарные затраты составят
Заключение
В заключение следует отметить, что разработанный алгоритм позволяет избежать многократных итераций при поиске оптимального значения в обратном направлении, в виду высокой проектной стоимости строительства полигона. Проведенные расчеты дали возможность сформулировать оптимальное решение – строительство полигонов для хранения, утилизации и обезвреживания отходов производства и потребления в двух муниципальных округах МО Республики Коми, что обеспечит минимальные экономические затраты на строительство, эксплуатацию полигонов и логистику ТКО.
1. National Project “Ecology” [Internet] [cited 2024 Jan 16]. Available from: https://ecologyofrussia.ru/proekt
2. Sokolov A.V., Yukov V.V. Methods of the Best Solutions. Volume 1. General Provisions. Mathematical Programming and Modeling. Moscow: Fizmatlit; 2014.
3. Mashunin Yu.K. Theory and Methods of Making Optimal Decisions Based on Multiple Criteria in Engineering Systems. Moscow: Ruscience; 2023.
4. Nefedov D.G. Mathematical Models and Methods for Solving Problems of Optimal Placement of Elements of a Distributed Production Structure. Candidate’s Thesis in Technical Sciences. Chelyabinsk: Kalashnikov Izhevsk State Technical University; 2015.
5. Chernyshev S.V. Models, Methods, and Algorithms for Effectively Solving the Problem of Transport Routing on Large-Dimensional Graphs. Candidate’s Thesis in Physics and Mathematics. Moscow: Higher School of Economics; 2011.
6. Prosvetov G.I. Mathematical Methods in Logistics. Problems and Solutions. Moscow: Alfa-Press; 2008.
7. Zainullina E.Sh. Models and Methods for Solving the Problem of Optimal Data Routing in Corporate Networks. Candidate’s Thesis in Physics and Mathematics. Kazan: National Research Technical University Named After A.N. Tupolev; 2008.
8. Code 320.1325800.2017. Polygons for Solid Communal Waste. Projecting, Operation and Reclamation.
9. Code 2.1.7.1038-01 Hygienic Requirements for the Arrangement and Maintenance of Solid Domestic Waste Disposal Sites.
10. Kirillov A.V., Tsepin V.E. Model for Building a Distribution Network Based on the Multivariate Analysis of the Industrial and Logistical Potential of Regions. Economy of Regions. 2015;4:336-345.
11. Popov P.V., Miretsky I.Yu. Methodology for Constructing the Region’s Logistics Infrastructure. Economy of Regions. 2019;15(2):483-492.
12. Gadzhinsky A.M. Choosing a Warehouse Location. Economist’s Handbook. 2004;8.
13. Bukharov D.S. Determination of Optimal Number and Location of Logistics Centres: Mathematical Model And Numerical Method. Proceedings of Irkutsk State Technical University. 2012;4(63):8-14.
14. Dianov S.V., Kalashnikov K.N., Rigin V.A. Search for Ways of Optimal Spatial Placement of Healthcare Infrastructure Facilities: a Review of Methodological Tools. Problems of Territory’s Development. 2021;25(2):108-127.
15. Moskvichev O.V., Leonova S.A. Methodology of Selection of Transport Interchange Hubs Location Based on Optimization Mathematical Model. World of Transport and Transportation. 2020;18(2):198-213.
16. Dulesov A.S., Prutovykh M.A. The Method of Task’s Solution About Optimum Siting of Production Objects. Modern Problems of Science and Education. 2013;5:151-158. 2011.