У ИСТОКОВ ТУЛЬСКОЙ ШКОЛЫ ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЯ: КОРОТЕЕВ ГЕННАДИЙ ЛЕОНИДОВИЧ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются научная биография и роль Коротеева Геннадия Леонидовича в становлении и развитии Тульской школы эргономики и инженерной психологии в 80-е годы XX века и начале XXI века. Очерчен круг основных работ автора и возглавляемого им коллектива в Центральном конструкторском бюро аппаратостроения, составивших ядро школы тренажеростроения гражданского и военного назначения.

Ключевые слова:
история научных и инженерных школ, Тульская научно-инженерная школа тренажеростроения, эргономика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Тульская школа тренажеростроения созданная в Центральном конструкторском бюро аппаратостроения в 70-е годы прошлого века по праву считается одной из ведущих в стране среди разработчиков тренажеров и средств профессиональной подготовки операторов систем управления динамическими объектами, к которым относится широкий класс систем, связанных с управлением транспортными средствами, комплексами управляемого вооружения и космическими объектами [26]. Одной из ключевых фигур, внесших основной вклад в развитие данного направления, стал Коротеев Геннадий Леонидович. Это легендарная личность, оказавшая определяющее влияние на развитие в 80-е годы XX века советской военной психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Краткому рассмотрению и анализу научного и человеческого вклада данного ученого в практику тренажеростроения посвящена настоящая статья.

  1. Этапы жизненного пути

Коротеев ГЛ Геннадий Леонидович Коротеев родился 28 сентября 1940 года в г. Новомосковске Тульской области в семье служащих Леонида Тихоновича и Раисы Степановны. В 1947 году поступил и в 1957 году окончил с золотой медалью среднюю школу № 13. В том же году поступил в Тульский механический институт (в настоящее время Тульский государственный университет), который окончил в 1962 году по специальности инженер-электромеханик.

1.1. Трудовая биография

В том же 1962 году был направлен по распределению в ОКБ Тульского завода электроэлементов (впоследствии завод «Арсенал» и НИИ «Стрела»), где работал в должностях инженер, старший инженер-руководитель группы. С апреля 1970 года перешел в Специальное конструкторское бюро точного машиностроения (СКБТМ), входившее в состав завода «Тулаточмаш», которое в октябре 1973 года оформилось в виде Центрального конструкторского бюро аппаратостроения (ЦКБА), где и прошел весь его жизненный и трудовой путь от начальника конструкторского отдела до заместителя генерального директора по тренажерному направлению. Кратко основные вехи биографии Геннадия Леонидовича отражены в его автобиографии, которую он написал в 1989 году (Рис.1, 2).

1.2. Человеческие и гражданские качества

 

Геннадий Леонидович обладал редкими человеческими качествами: выраженный лидер, с безусловным авторитетом, но одновременно мягкий, тактичный и внимательный человек. Был душой компании, всегда позитивно настроенный, доброжелательный с активной жизненной позицией. На работе все знали его как автора акростихов, перфекциониста, устремленного к достижению максимально возможного во всем. Спортсмен, имел первые взрослые разряды по баскетболу, футболу, волейболу и шахматам. Капитан команды КВН г. Тулы участвовавшей в первых конкурсах знаменитой телепередачи. О его талантах и разносторонних способностях ходили легенды.

Вот одно из личных воспоминаний соратника и друга Геннадия Леонидовича Барыкина Н.Н. «Г.Л. останется в нашей памяти как большой любитель природы. С конца 80-ых прошлого века и до последнего времени Г.Л. проводил часть отпуска в Карелии. Это бывало в августе – сентябре. Здесь он отдыхал и душой, и телом, занимаясь рыбалкой и «тихой» охотой (сбором грибов и ягод).

 

 

Рис. 1. Фрагмент автобиографии Г.Л. Коротеева (лист 1)

Fig. 1. Fragment of G.L. Koroteev's autobiography (sheet 1)

 

 

 

Рис. 2. Фрагмент автобиографии Г.Л. Коротеева (лист 2)

Fig. 2. Fragment of G.L. Koroteev's autobiography (sheet 2)

 

Карелы ловят рыбу или сетями, или с лодки, а Леонидыч ловил и с берега, за что они его прозвали по-карельски «человеком, ловящим на песке». Жили мы как-то на берегу Сонозера в палатке, на крыше которой по ночам образовывался иней. Леонидыч забрасывал вечером несколько спиннингов, а ночью, когда какой-нибудь из них срабатывал, он вылезал из палатки и подсекал. Правда, иной раз на крючок попадал топляк. Потом некоторые шутили, что Леонидыча должны наградить за чистку озер от топляков, которые опасны для лодочных моторов.

В Карелии на Маслоозере мы жили в избушке, когда-то принадлежащей сплавщикам леса, переправлявшим бревна по рукотворному каналу (лотку) из одного озера в другое. Туристы, как мы себя называли, в избушке располагались на деревянных нарах, здесь же были печь и стол. Леонидычу в знак признательности предоставлялось право выбора места для ночлега, и мы узнавали, откуда будет разноситься его богатырский храп после насыщения чистым и вкусным воздухом Карелии.

 

Грибником он был заядлым, знающим, умелым и везучим. Даже, если год был малоурожайным, он всегда набирал приличное количество грибов. Бытовало такое мнение, что у Леонидыча имеется свой грибной «огород», на котором можно в любой момент набрать свежих крепких грибов на жаркое. Он научил нас делать грибы «по-Солоухински», ставшие любимыми у туристов. Снабжал он нас и сушеными грибами, заготовки которых требовали больших трудозатрат в условиях тайги. А еще запомнился его восторженный термин «Чистяк!» ‒ так говорил он о белом боровом грибе с сахарной ножкой на срезе.

Непревзойденным он был и сборщиком ягод. Выигрывал спор на скорость сбора земляники. Мог за несколько часов вручную без применения комбайна собрать три-четыре ведра брусники, умело и споро собирал своими подвижными пальцами клюкву на болоте, заготавливал впрок по заказу любимой жены Татьяны Ивановны чернику с сахаром – трудоемкий и полезный деликатес».

Будучи патриотом, человеком социально активным и неравнодушным, Коротеев Г.Л. с началом перестройки стал политическим деятелем социал-демократического направления. Возглавлял партийную ячейку в Туле. Участвовал в качестве кандидата в первых в начале перестройки выборах в Верховный совет СССР, чем и удостоился краткого упоминания в воспоминаниях генерала А.И. Лебедя «За державу обидно» в главе «выборы по заказу» [11]. Затем, разочаровавшись в политике, создал успешное малое предприятие по разработке тренажеров и медицинского оборудования «Медтест». Полученный при этом опыт он использовал в дальнейшем для развития тренажерного направления в ЦКБА, которое после его возвращения стало создавать тренажеры для инозаказчиков, что позволило сохранить организацию, перевести ее на новые виды продукции специального назначения и перейти к выпуску тренажерных систем нового поколения на базе компьютерных технологий. Сейчас это ведущее предприятие в стране по разработке тренажерного оборудования для сухопутных и воздушно-десантных войск России [18, 27, 28].

 

2. Научная и организационная деятельность

 

Геннадий Леонидович Коротеев – один из создателей тренажерного направления в знаменитом Тульском оборонном предприятии – ОАО «Центральное Конструкторское Бюро Аппаратостроения (ЦКБА)». Официально стал сотрудником Специального КБ точного машиностроения (СКБТМ), входившего тогда в состав завода «Тулаточмаш», 30 марта 1970 года. Ему была выписана табельная марка (пропуск на режимное предприятие) № 2. А первый номер достался Владимиру Михайловичу Лискину, ныне – руководителю холдинга «Тренажерные системы». В дальнейшем СКБТМ было преобразовано в ЦКБА [28].

В 1988 году Коротеев успешно защитил в Институте Психологии АН СССР в совете Б.Ф. Ломова кандидатскую диссертацию по специальности 19.00.03 – Психология труда, инженерная психология (технические науки). Им опубликовано свыше ста научных статей и монографий, получено и внедрено более 80 изобретений и патентов. Основные работы представлены в списке литературы настоящей статьи.

Научное кредо Геннадия Леонидовича связано с развитием и реализацией, предложенной им с коллегами в начале 80-х годов прошлого века концепции создания технической среды обучения операторов, включающей гамму тренажеров с переменной степенью подобия для обеспечения массовой профессиональной подготовки [2,3,5,6,12,14,19]. Среди них есть тренажеры с минимальным физическим подобием для тренировки сенсомоторной координации при выполнении задачи управления и сопровождения цели, (конструктор и соавтор по изобретению, Г.А. Гоманчук) (Рис. 3) и тренажеры с высокой степенью подобия для подготовки операторов комплексов управляемого вооружения.

Тренажер 2У439 представляет собой механическую конструкцию, содержащую корпус в виде параллелепипеда, в котором установлена подвижная платформа, наклон которой может меняться во всех направлениях с помощью органа управления в виде ручки, и крышку с укрепленным на ней зеркалом. На платформе расположен трафарет, представляющий собой сложный геометрический контур. Оператор получает задание провести с помощью органа управления по дорожкам трафарета шарик (в качестве шарика использовались шарикоподшипники разного диаметра). Такая задача представляет для оператора определенные трудности и может быть решена лишь при наличии достаточно тонкой сенсомоторной координации. Во время работы на тренажере контролируются время проведения шарика по дорожкам с различными по сложности траекториями и число падений шарика с дорожки на платформу.

Среда обучения данного тренажера совершенно не похожа на реальную среду профессиональной деятельности. Вместе с тем закон управления движением шарика на платформе математически подобен закону управления реальным объектом управления. Таким образом реализуется функциональный тренажер при минимальном физическом подобии. Изменение параметров механических звеньев тренажера позволяет изменять условия учебной задачи – повысить/снизить ее сложность, что может использоваться в дидактических целях. При решении задач на данном тренажере в моторную деятельность оператора вовлекаются те же двигательные системы организма, что и при решении задач наведения и слежения в реальной системе с ручным контуром управления. Формируется сенсомоторный навык при минимальных необходимых для этого материальных ресурсов.

 

 

Рис. 3. Тренажер для тренировки сенсомоторной координации 2У439

Fig. 3. Simulator for training sensorimotor coordination 2У439

 

На завершающих этапах подготовки операторы работали на компьютерных тренажерах с высокой степенью моделирования визуальной и акустической обстановки и подобными реальным органами управления (Рис. 4). В дальнейшем под руководством и при активном участии Г.Л. Коротеева в ЦКБА были созданы и серийно выпускались тренажеры серии 9Ф660 [27].

 

Рис. 4. Тренажер классный компьютерный (серия 9Ф660)

Fig. 4. Class computer simulator (9Ф660 series)

 

 

В качестве компьютеров использовались первые советские и зарубежные персональные компьютеры Правец и IBM. Можно считать исследования Г.Л. Коротеева с коллегами пионерскими в области методологии, создания и применения массовых систем профессиональной подготовки с использованием компьютерного моделирования при создании интегрированных и комбинированных сред обучения [8,10,17,20-22,]. Особенностью таких систем является комбинирование средств обучения с разным уровнем подобия элементов реальной деятельности с целью получения максимальной пропускной способности и требуемого уровня профессиональной готовности обучаемого контингента. На финальных этапах подготовки используются точные макеты реальных интерфейсов и моделируется среда деятельности. Например, при подготовке огнеметчиков используется система гибридной имитации с переменной реалистичностью (Рис. 5). Переменная реалистичность – фирменный конек коллектива тренажеростроителей ЦКБА позволяющий резко снизить затраты на подготовку массовых контингентов операторов воинских специальностей.

 

Рис. 5. Тренажер для подготовки огнеметчиков РПО-А, классный

Fig. 5. Simulator for training flamethrowers РПО-А, class

 

Дальнейшее развитие тематический решений тренажеров и средств профессиональной подготовки позволило перейти к техническим решениям, включающим программное обеспечение для создания перспективных тренажеров, в которое входят:

– настраиваемая инструментальная оболочка;

– подсистема прогнозирования качества обучения;

– адаптивная система тренировки с учетом индивидуального уровня обученности операторов и задачи обучения (начальное или поддержание профессионально важных навыков и умений);

– эффективная система контроля уровня обученности [28].

На фоне интенсивного внедрения компьютерных систем имитации и обучения, алгоритмизации процессов профессиональной подготовки, в работах Геннадия Леонидовича подчеркивается особая роль человека и опыта инструктора, уникальной психологической среды учебного коллектива. Конкретное технологическое выполнение элементов деятельности членов расчета (экипажа) на тренажере в значительной мере зависит от технических свойств реальной системы и особенностей психофизиологической регуляции, которые придают содержанию деятельности каждого члена экипажа присущую только ей специфику и своеобразие [1,4,7,9,13,15,16,25].

По мнению Коротеева на сегодняшний день, наиболее рациональным методом оценки качества групповой деятельности операторов сложных систем, является субъективная оценка действий обучаемых квалифицированными экспертами на базе объективных данных о результатах их совместной деятельности, зафиксированных вычислительным комплексом тренажера при выполнении соответствующих учебно-тренировочных задач. Целесообразно использовать опыт инструктора как независимую форму оценки групповой деятельности. Необходимо специализированное обучение инструкторов способам формализованной экспертной оценки [24]. Активный участник программы Авангард и Авангард-2 и ряда других НИР по инженерно-психологической оборонной тематике Г.Л. Коротеев внес значительный вклад в эргономику, теорию и практику создания тренажерных систем для Cоветской армии [23,26].

Научная и профессиональная деятельность Геннадия Леонидовича была высоко оценена. Он награжден «Орденом Знак Почета», медалями «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «Ветеран труда», «300-летие начала государственного оружейного производства в г. Туле». Имеет звания «Почетный машиностроитель Минпромторга РФ», «Лучший изобретатель Министерства оборонной промышленности СССР», «Заслуженный конструктор ЦКБА», Лауреат Премии им. С.И. Мосина, отмечен «Золотой медалью ВДНХ СССР» и знаками ЦК ВЛКСМ «За освоение целинных земель» и «За активную работу в комсомоле». В 2012 году избран член-корреспондентом Международной академии проблем человеческого фактора.

 

Заключение

В результате творческой и практической деятельности Коротеева и возглавляемого им коллектива были созданы научная школа тренажеростроения и направление тематической и инженерно-психологической и инженерной разработки средоориентированных систем и средств массовой профессиональной подготовки. Внедрены в практику подготовки операторов массовых специальностей для сухопутных и воздушно-десантных войск Советской и Российской армии более 70 образцов тренажеров позволивших обеспечить высокое качество профессиональной подготовки [27]. Показана роль личности с лидерскими качествами при формировании эффективных научно-практических коллективов.

Список литературы

1. Ежов И.В., Иванов В.И., Коротеев Г.Л., Сергеев С.Ф. Сравнительный анализ алгоритмов работы систем слежения. Тренажёры и имитаторы: Тезисы докладов межотраслевой конференции. М.: ЦНИИ информации, 1988. С. 36-38.

2. Коротеев Г.Л., Гоманчук Г.А., Сергеев С.Ф. Использование простейших технических средств для ускоренного профессионального отбора операторов систем слежения. Тезисы VI Всесоюзной конференции по инженерной психологии. Вып. III. Специальные проблемы инженерной психологии. Часть II. Л., 1984. С. 217.

3. Коротеев Г.Л., Сергеев С.Ф. Типологические особенности успешных в деятельности операторов систем слежения. Проблемы формирования профпригодности специалистов. М.: Экономика, 1985. С. 134-135.

4. Коротеев Г.Л., Сергеев С.Ф. Технические средства профессиональной подготовки на базе профессионально-ориентированных структур. Проблемы применения технических средств в формировании профессиональных навыков при первоначальной подготовке летного состава: Материалы всесоюзной межвузовской научно-практической конференции. Актюбинск, 1986. С. 2-3.

5. Коротеев Г.Л., Сергеев С.Ф., Мешков А.Н. Эргономическое проектирование технических средств профессиональной подготовки с распределенными параметрами. XVI Военная научно-техническая конференция КВВИУС им. М. И. Калинина: Тезисы докладов и сообщений. Часть II. Киев, 1987. С. 65-66.

6. Коротеев Г.Л., Лискин В.М., Сергеев С.Ф. Тренажёры начального обучения наводчиков // Вестник БТТ. 1987. № 9. С. 24-26.

7. Коротеев Г.Л., Чернышов А.П. Профессиональная пригодность и способности обучаемого // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 3. С. 93-98.

8. Коротеев Г.Л., Сергеев С.Ф. Моделирование динамических сред иерархически соподчиненных объектов. Проблемы инженерной психологии: Материалы VII Всесоюзной конференции по инженерной психологии. Л., 1990. С. 93.

9. Коротеев Г.Л., Сергеев С.Ф. Формально-имажинитивная модель профессионального отбора специалистов высшего звена управления // Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание. Тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Тула, ТГУ, 2000. С. 347-348.

10. Коротеев Г.Л., Соколов В.Н. Принципы и технологии построения адаптивных обучающих сред. Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Вып. 5. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. С. 57-80. ISBN 978-5-9270-0273-3.

11. Лебедь А.И. За державу обидно... М.: Редакция газеты «Московская правда», 1995. 464 с. ISBN-5-7482-0006-6.

12. Лискин В.М., Коротеев Г.Л., Сергеев С.Ф. и др. Проблемы синтезирования систем профессиональной подготовки операторов КУВ // Техника, экономика, информация. Серия Эргономика. Вып. 1. М., 1986. С. 87-93.

13. Лискин В.М., Сергеев С.Ф., Коротеев Г.Л. Подготовка операторов к работе в условиях стресса // Оборонная техника. 1987. № 9. С. 35-39.

14. Лискин В.М., Сергеев С.Ф., Коротеев Г.Л. Системный подход в создании средств профессиональной подготовки операторов массовых профессий // Оборонная техника. 1988. № 2. С. 43-46.

15. Лискин В.М., Сергеев С.Ф., Коротеев Г.Л. Об одном способе интенсификации процесса обучения на тренажёрах. Материалы XXI Гагаринских научных чтений по авиации и космонавтике, секция Проблемы авиакосмической медицины и психологии. М., 1991. С. 163.

16. Лискин В.М., Коротеев Г.Л., Сергеев С.Ф. и др. Биомеханические аспекты деятельности и подготовки операторов КУВ // Техника, экономика, информация. Серия Эргономика (Межотраслевой научно-технический сборник). 1988. № 1. С. 93-97.

17. Мешков А.Н., Коротеев Г.Л., Сергеев С.Ф. Эргономический стенд для исследования деятельности операторов систем слежения // XVI Военная научно-техническая конференция КВВИУС им. М. И. Калинина: Тезисы докладов и сообщений. Часть II. Киев, 1987. С. 3-4.

18. Нам 20 лет. Рекламный проспект НПО «Старт». Под общей редакцией В.А. Савенкова. М.: ЦНИИ информации, 1989.

19. Сергеев С.Ф., Коротеев Г.Л., Лискин В.М. Перспективные структуры тренажёров. Тренажёры в формировании профессиональных навыков при подготовке специалистов: Тезисы докладов Второй всесоюзной научно-технической конференции. (Ульяновск, 18-20 октября 1988 г.). М., 1988. С. 78-80.

20. Сергеев С.Ф., Коротеев Г.Л., Лискин В.М. Обучение в синтезированных динамических игровых средах. Тезисы докладов Всесоюзной научно-методической конференции «Педагогические и психологические аспекты компьютеризации образования» (Высшая школа). Часть 1. Рига, 1988. С. 67-68.

21. Сергеев С.Ф., Коротеев Г.Л. Особенности подготовки операторов комбинированных систем управления. Тренажёры и имитаторы: Тезисы докладов межотраслевой конференции. М.: ЦНИИ информации, 1988. С. 68-69.

22. Сергеев С.Ф., Коротеев Г.Л. Соколов В.Н. Методология проектирования иммерсивных тренажеров операторов систем слежения. Передовые технологии в авиаприборостроении. Материалы V Всероссийской научно-технической конференции Национальной Ассоциации авиаприборостроителей (НААП). СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. С. 96-101.

23. Сергеев С.Ф., Соколов В.Н., Коротеев Г.Л. Методы юзабилити в тренажерах и обучающих системах. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 130 с. ISBN 978-5-7422-3362-6. EDN QMXBLL.

24. Соколов В.Н., Коротеев Г.Л. Методологические вопросы оценки качества групповой деятельности на тренажерах // Российский научный журнал. 2011. № 5 (24). С. 183-190. EDN OFUERJ.

25. Соломин И.Л., Миролюбов А.В., Лискин В.М. и др. О влиянии индивидуальных нейрометрических характеристик операторов на динамику формирования сенсомоторных навыков управления динамическим объектом // Техника, экономика, информация. Серия Эргономика (Межотраслевой научно-технический сборник). 1988. № 1. С. 85-92.

26. Королёва О.Н., Коротеев, Г.Л., Лискин В.М. и др. Состояние и тенденции развития УТС операторов КУВ: Аналитический обзор за 1982-1987. М., ЦНИИ информации, 1988. 87 с.

27. Тренажеры ЦКБА. Авторы-составители: В. В. Сигитов, В. Н. Соколов, Г. Л. Коротеев, С. А. Курочкин. Тула: Гриф и К, 2009. 60 с.

28. ЦКБА: 50 лет служения Отечеству. Тула: Третий путь, 2019. 209 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?