Брянск, Брянская область, Россия
г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассмотрены особенности формирования управляющего воздействия на социальную систему таджикских студентов, обучающихся в вузах РФ. В центре внимания – формализация процессов содействия зачислению студентов на обучение в вуз; процессов обучения по программам высшего образования; процесса вовлечения в активную студенческую общественную жизнь; процесса возможного отчисление; процесса выпуска таджикских студентов при успешном окончании вуза. Методической особенностью исследования стало применение контекстных диаграмм, обеспечивающих процесс управления социальной системы таджикских студентов, обучающихся в РФ в нотации IDEF0, а также последующая формализация всех входных и выходных параметров модели. Кроме того, представлена декомпозия, позволяющая понять особенности управления процессом поступления представителей социальной системы таджикских студентов в вузы РФ инструментарием спецификации BPMN. Было показано, как обеспечить содействие успешной реализации учебного процесса представителей социальной системы таджикских студентов, обучающихся в вузах РФ. Также был формализован процесс содействия в формировании социально-бытовой среды обучения и проживания представителей социальной системы таджикских студентов, обучающихся в РФ; проведение воспитательной работы с представителями социальной системы таджикских студентов во время их обучения в вузах РФ; содействие в проведении профстажровок; содействие в проведении ярмарки вакансий.
социальная система, таджикские студенты, обучающиеся в вузах РФ, система управления
1. Алидодов А.М. Иностранные студенты, обучающие в РФ, как объект управления в социальной системе (на примере таджикских студентов) - Новые горизонты: материалы VII научно-практической конференции с международным участием, 20 марта 2020 года, Брянск / под ред. О.М. Голембиовской. - Брянск: БГТУ. 2020. С. 155-158.
2. Алидодов А.М. Исследование особенностей оказания образовательных услуг таджикским студентам, обучающимся в РФ для задач эффективного управления / Материалы мультидисциплинарной научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием «ЭМПИ» (Брянск, 10 марта 2020 г.) / под ред. К.Р. Мельковской, Н.И. Коченковой. Брянск: БГТУ. 2020. с.100-103.
3. Алидодов А.М., Аверченков А.В. Проблематика высшего образования в республике Таджикистан в контексте современных социально-техногенного трансформаций // Глобалистика-2020: Глобальные проблемы и будущее человечества. Электр. сб. тезисов участников VI Международного научного конгресса, МГУ имени М.В.Ломоносова 18-22 мая 2020 г. / под ред. И.В. Ильина. М.: ФГП МГУ им. М.В.Ломоносова, 2020. С.587-589.
4. Алидодов А.М. Моделирование процесса реализации потребности в получении высшего образования таджикскими студентами в российских вузах // Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований в экономике и управлении»: материалы VI научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований в экономике и управлении», 13 мая 2020 г. Брянск: БГТУ. 2020. 350 с. ISBN 978-5-907271-64-7. URL: http://mark.lib/tu-bryansk.ru/markweb2/Found.asp. - Дата публикации: 25.12.2020. Режим доступа: для зарегистр. читателей НБ БГТУ.
5. Платонова Е.Д., Федотова О.Д. Международное сотрудничество в российском образовательном пространстве: современные тренды / The scientific heritage. №84. 2022. С. 43-45.
6. Назаров Б., Мунавварова Т.З. Образование в центре сотрудничества России и Таджикистана (1991-2017 гг.) // Вестник педагогического университета. 2019. №3. С. 248-254.
7. Филиппов В.М., Гарафутдинова Н.Я., Гольтяпина И.Ю. Актуальные вопросы внедрения механизма "регуляторной гильотины" в системе образования // Профессиональное образование в современном мире. Т.10. №3. 2020. С. 4009-4021.
8. Леонов С.А. Подтверждение соответствия качества образовательной деятельности университетов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов в рамках подготовки к государственной аккредитации образовательных программ // Качество. Инновации. Образование. №4 (143). 2017. С. 3-7.
9. Давлатов Р.М. Управление качеством образования в вузе на основе информационно-коммуникационных технологий : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.08 / Давлатов Рахмонали Муродалиевич; [Место защиты: Таджикский национальный университет]. Душанбе. 2021.
10. Гадоева Ф.С. Развитие рынка оказания услуг регулярного пассажирского автомобильного транспорта в условиях рыночной экономики: на материалах районов республиканского подчинения Республики Таджикистан: диссертация ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Гадоева Фарзона Содиковна; [Место защиты: Тадж. гос. ун-т коммерции]. Душанбе. 2019. 181 с. : ил.
11. Национальная стратегия развития образования Республики Таджикистан на период до 2030 года от 29 сентября 2020 года, № 526. Режим обращения: https://medt.tj/documents/main/strategic_national_programm/strategic_national_prog_ru.pdf. Дата обращения: 06.04.2022.
12. Закон Республики Таджикистан «Об образовании взрослых (в редакции Закона РТ от 02.01.2018 года, №1486)». Режим доступа: http://continent-online.com/Document/?doc_id=33217345. Дата обращения: 13.03.2022.
13. Закон Республики Таджикистан «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 19 мая 2009 года №531 в редакции Законов Республики Таджикистан от 26.07.2014 г. №1126, 23.07.2016 г. №1350, 28.08.2017 г. №1465, 17.05.2018 г. №1529). Режим доступа: https://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=28115. Дата обращения: 13.03.2022.
14. Постановление Правительства Республики Таджикистан «Об утверждении положений о бакалавриате, магистратуре и специалисте» (от 30 декабря 2007 года №650 в редакции постановления Правительства РТ от 10.02.2016г.№66) Режим доступа: https://tajmedun.tj/Uploads/documents/education/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%B5.pdf Дата обращения: 13.03.2022.