ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТА КОМПЕТЕНЦИЙ И ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Целью статьи является анализ проблем трансформации высшего образования России, выражающейся в переходе на компетентностный подход, ставший закономерным результатом внедрения так называемого «болонского процесса». Методологию исследования составляет сравнительно-таксономический и экспертный анализ базового образования и образования, получаемого по компетенциям, с выявлением потенциальных достоинств и недостатков. Внедрение новых стандартов в области образования, не российского происхождения рассматривается авторами как итог поражения в институциональной конкуренции, которые не превышают аргументы о единстве дипломов или образовательном пространстве. Для стратегического развития России необходимо по собственным правилам выстраивать системы высшего образования, ориентировать на базовое фундаментально образование, а приобретение неких компетенций рассматривать как вспомогательное действие на следующих этапах совершенствования кадров высшей квалификации, когда уже фундаментальное образование получено. Тем самым предлагается подход по компетенциям вывести за границы вузовского университетского образования на стадию послевузовского повышения квалификации и дополнительной подготовки.

Ключевые слова:
высшее образование, реформы, компетенции, фундаментальное образование, правила, эффективность, болонский процесс
Список литературы

1. Артамонова, Ю.Д. Российское высшее образование в Болонском процессе (по материалам Национального доклада РФ) [Текст] / Ю.Д. Артамонова, А.Л. Демчук, Н.Р. Камынина, И.Б. Котлобовский // Высшее образование в России. – 2015. - №8/9. – С. 46-53.

2. Бершадская, М.Д. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования [Текст] / М.Д. Бершадская, А.В. Серова, А.Ю. Чепуренко, Е.А. Зима // Высшее образование в России. – 2019. – Т.28. - №2. – С. 38-50.

3. Воскресенская, Н.М. Опыт разработки стандартов образования в зарубежных странах [Текст] / Н.М. Воскресенская // Вопросы образования. – 2004. - №3. – С. 143-161.

4. Голубева, Г.Ф. Эргономическое обеспечение разработки экспертных психодиагностический систем с использованием стандартизированных тестов [Текст] / Г.Ф. Голубева, А.А. Тришин // Эргодизайн. – 2019. – №4 (06). – С. 203-213. – doi:10.30987/2619-1512-2019-2019-4-203-213.

5. Горин, С.Г. Трансформация образовательной системы и социальный субъект [Текст] / С.Г. Горин // Профессиональное образование в современном мире. - 2014. – №2 (13). – С. 12-23.

6. Григораш, О.В. К вопросу об оценке качества образования выпускников вузов [Текст] / О.В. Григораш // Инновации в образовании. – 2019. - №4. – С. 15-28.

7. Донских, О.А. Дело о компетентностном подходе [Текст] / О.А. Донских // Высшее образование в России. – 2013. - №5. – С. 36-45.

8. Евенко, В.В. Проблемы оценивания интеллектуального потенциала и интеллектуального капитала инженерно-технического работника [Текст] / В.В. Евенко, М.М. Новиков, В.В. Спасенников // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - №5. – С. 36-45.

9. Ерохин, Д.В. Формирование общекультурных и профессиональных компетенций в процессе подготовки магистрантов по профилю «Инновационный менеджмент» [Текст] / Д.В. Ерохин, В.В. Спасенников // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014. - №6. – С. 61-70.

10. Ерохин, Д.В. Экономико-психологические принципы и методы маркетинговых исследований [Текст] / Д.В. Ерохин, В.В. Спасенников // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2013. – №1 (37). – С. 102-110.

11. Минеев, П.В. Управление требованиями к основным образовательным программам [Текст] / П.В. Минеев // Информатизация образования и науки. – 2015. - №1 (25). – С. 33-42.

12. Мишин, И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ [Текст] / И.Н. Мишин // Высшее образование в России. – 2018. - №4. – С. 66-75.

13. Останина, С.А. Компетентностный подход к обучению студентов вуза в условиях реализации образовательных стандартов третьего поколения [Текст] / С.А. Останина, Е.В. Птицына // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №5. – С. 35.

14. Спасенников, В. В. Проблемы формирования национальной и экономической идентичности современной молодёжи [Текст] / В.В. Спасенников // Социогуманитарный вестник – 2015. - №1 (14). – С. 19-24.

15. Спасенников, В. В. Проблема оценки компетенций будущих дизайнеров в процессе освоения программы профессионального образования [Текст] / В.В. Спасенников, С.А. Богомолов // Эргодизайн. – 2018. – №2 (02). – С. 33-40. – doi:10.30987/article_5bf98b6542fa11.30502196.

16. Спасенников, В. В. Академическое мошенничество и мотивация учебной деятельности студентов современных университетов [Текст] / В.В. Спасенников, К.Ю. Андросов // Эргодизайн. – 2020. – №2 (08). – С. 72-80. – doi:10.30987/2658-4026-2020-2-72-80.

17. Сухарев, О.С. Образование и наука России: уничтожающий формализм реформ и спекуляции на инновациях [Текст] / О.С. Сухарев // Бюллетень в защиту науки под редакцией акад. Э.П. Круглякова. – 2009. - №6. – С. 99-104.

18. Сухарев, О.С. Дисфункция образования и науки в России: траектория преодоления [Текст] / О.С. Сухарев // Инвестиции в России. – 2013. - №5. – С. 3-14.

19. Сухарев, О.С. Институциональный анализ клубных организаций (на примере организации российской науки) [Текст] / О.С. Сухарев // Экономика и предпринимательство. – 2020. – №1. – С. 1141-1152.

20. Трищенко, Д.А. Метод проектов как средство оценивания компетенций студентов [Текст] / Д.А. Трищенко // Ярославский педагогический вестник. – 2020. - №2 (113). – С. 81-89.

21. ФГОС ВО (3++) по направлениям бакалавриата [Электронный ресурс]. – URL:http://fgosvo.ru/fgosvo/151/150/24/9 (дата обращения 02.08.2020).

22. Хохлова, М.В. Компетентностный подход как системное проявление кризиса в образовательном процессе высшей школы [Текст] / М.В. Хохлова, Е.А. Ермакова, Е.В. Машкова, С.С. Яковлева // Эргодизайн. – 2019. – №4 (06). – С. 196-202. – doi:10.30987/2619-1512-2019-2019-4-196-202.

23. OECD, Education at a Glance 2018: OECD Indicators, OECD Publishing, Paris [Электронный ресурс]. – URL:http://dx.doi.org/10.1787/eag-2018-en (дата обращения 02.08.2020).

24. Precht, R.D. Wir brauchen eine Bildungsrevolution [Электронный ресурс] / R.D. Precht. – URL:https:www.cicero.de/kultur/wir-brauchen-eine-bildungsrevolution/51963 (дата обращения 02.08.2020).

25. Betts, J. The Impact of Educational Standards on the Level and Distribution of Earnings [Текст] / J.Betts // American Economic Review. – 1998. – Vol.88. – No.1. – P. 266-275.

26. Liesmann, K.P. Theorie der Unbuildung. Die Irrtümer der Wissensgesellshaft [Text] / K.P. Liessmann. – Wien. – 2006. – Gebunden. – 176 s.

27. Liesmann, K.P. Bildung als Provokation [Text] / K.P. Liessmann. – Wien. – 2017. – Gebunden. – 240 s.

28. Silva, M.F. Collaborative Learning with Sustainability-driven projects: A Summary of the EPS@ISEP. Programme [Electronic resource] / M.F. Silva, B. Malheiro, P. Guedes, A. Duarte, P. Ferreira // International journal of Engineering Pe-dagogy. – 2018. – Vol.8. - №4. – P. 106-130. – URL:https://online-journals.org/index.php/i-jep/article/view/8260/5012 (дата обращения 02.08.2020).

Войти или Создать
* Забыли пароль?