НОРМИРОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАК СПОСОБ ОПТИМИЗАЦИИ РАСЧЕТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ППС
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с эффективностью нормирования и определения всех видов работ профессорско-преподавательского состава. Показано влияние данного фактора на расчет заработной платы ППС, а также оптимизацию указанного процесса.

Ключевые слова:
нормирование, учебная нагрузка преподавателя, расчет заработной платы, профессорско-преподавательский состав (ППС), оптимизация расчета
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Современная политическая и экономическая ситуация в стране актуализирует исследования, направленные на поиск путей эффективного распределения бюджетных средств в условиях, когда ресурсы весьма ограничены. Это в равной степени относится как к системе образования в целом, так и к распределению средств внутри отдельных высших учебных заведений.

Проблема в данном случае заключается не только в определение оптимальной суммы финансирования ВУЗа, но и в поиске подходов к ее обоснованию. Причем, грамотность принятия этих решений напрямую влияет на инновационное развитие высшего учебного заведения и расчет заработной платы профессорско-преподавательского состава.

Безусловно, деятельность ППС, как и любая другая профессиональная деятельность должна нормироваться, и эти нормы должны быть использованы не только для отслеживания трудовой деятельности, но и для расчета денежного вознаграждения преподавателя.

 

1. Учебная нагрузка

Оплата труда профессорско-преподавательского состава и других работников, задействованных в оказании образовательных услуг, не в полной мере учитывает специфику трудоемкости работ по реализации образовательных программ, и связана, главным образом, с учебной нагрузкой (рис.1). Она складывается из:

1) учебной работы, которая включает аудиторную работу, контроль знаний студентов, консультационные работы, руководство практикой студентов, руководство курсовыми работами и проектами, выпускными квалификационными работами и проектами, магистерскими диссертациями и многим другим;

2) внеаудиторной работы: научно-исследовательская деятельность, учебно-методическая работа, воспитательная работа, время, затраченное на подготовку к занятиям со студентами, проверка курсовых, контрольных и прочее.

Рис. 1. Виды работ, включенные в расчет учебной нагрузки

Следует учесть, что определенная часть заработной платы (так называемая переменная часть) зависит от количества обучаемых студентов, поскольку обусловливаться нормами времени на прием курсовых проектов (работ), зачетов, экзаменов и прочего, что определяется путем расчета на 1 студента. Однако, как показывает практика, определить, выполнил ли каждый конкретный преподаватель всю годовую нагрузку внеаудиторной работы невозможно.

 

2. Внеаудиторная работа

Некоторые ВУЗы, чтобы хоть в какой-то степени иметь возможно оценить внеаудиторную работу ППС, вводят в обиход программы оценки рейтинга своих сотрудников. Так, например, в Брянском государственном техническом университете используется программа АС «Мониторинг» (рис.2). Из рисунка видны основные виды работ, учитываемые программой. Программа фиксирует факт выполнения работы, дату выполнения и присваивает определенное количество баллов за проделанный труд, но, к сожалению, не учитывает время затраченное преподавателем для выполнения данной работы.

Рис. 2. Скриншот основных вкладок программы АС «Мониторинг»

 

Для того, чтобы иметь возможность контролировать деятельность преподавателя в рамках вне учебной нагрузки, все виды работы, связанные с ней, должны оцениваться в часах, исходя из продолжительности и степени сложности их реализации. Также должно быть определено соотношение нагрузки аудиторной и внеаудиторной в самой учебной нагрузке преподавателя.

3. Документация

Первичными документами для расчета объема учебной работы ППС университета являются действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; письмо Министерства образования РФ № 14-55-784 ин/15 от 26.06.2003; учебные планы по специальностям, направлениям и профилямобучения; рабочие учебные планы групп (рис. 3), утвержденные в установленном порядке; заявки на выполнение учебной нагрузки; «Нормы времени для расчета объема учебной работы, планирования основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом университета», утвержденные приказом ректора университета № 495/03 от 30.06.2015 г.

Рис. 3. Скриншот учебного плана в программе MS Excel

 

Основными документами, определяющими объем и виды работы каждого преподавателя, являются учебное задание и индивидуальный учебный план. Составляется индивидуальный учебный план на каждый текущий учебный год, и включает в себя: плановую учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и организационно-воспитательную работу, повышение квалификации и другие виды работ составляемых в соответствии с «Нормами времени для расчета объема учебной работы, планирования основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом университета» (письмо Министерства образования РФ № 14-55-784 ин/15 от 26.06.2003).

 

Заключение

У каждого высшего учебного заведения имеется своя база данных учета студенческого контингента, которая помогает отслеживать количество вновь прибывших, отчисленных и переведенных студентов из разных групп. В Брянском государственном техническом университете такую БД называют подсистему «Деканат» (рис.4.).

Изменение соотношения численности учащихся на единицу ставки преподавательского состава позволяет сохранить соотношение аудиторной и внеаудиторной работы преподавателя, но, в то же время, это приводит к увеличению численности персонала преподавательского состава. Как следствие, данное изменение, приводит к увеличению расходов на оплату труда преподавательского состава.

Так, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что на расчет заработной платы влияет очень много факторов, которые необходимо учитывать. Разумеется, работа по совершенствованию системы нормирования учебной нагрузки преподавателя должна продолжаться и развиваться. Идеальным вариантом может стать такая система, которая обеспечила бы, с одной стороны, справедливое с точки зрения норм времени, распределение всех видов учебных и внеаудиторных работ, с другой стороны, высокий уровень мотивации преподавателя к стремлению улучшить свои профессиональные навыки и, конечно же, получить адекватное вознаграждение за свой творческий труд.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. № 1601 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре», дата подписания: 22.12.2014 г., дата публикации: 11.03.2015 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204 [электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2015/03/11/chasy-dok.html.

2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2003 г. № 4-55-784 ин/15 и приложение к нему: «Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования» [электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф.

3. Постановление Правительства РФ от 17 марта 2015 г. N 234 Москва, «О соотношениях численности работников профессорско-преподавательского состава и обучающихся образовательных организаций высшего образования (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2015 г. N 649)

4. Романов Е. В. Финансирование вузов в целях стимулирования инновационного развития: подходы и механизмы // Университетское управление: практика и анализ. 2015. № 4 (98). С. 87–105.