Bryansk, Bryansk, Russian Federation
Bryansk, Bryansk, Russian Federation
GRNTI 50.43 Системы автоматического управления, регулирования и контроля
This article discusses the problems associated with the effectiveness of standardization and determination of all types of work of the teaching staff. The problem in this case lies not only in determining the optimal amount of funding for the university, but also in the search for approaches to its justification. Moreover, the literacy of these decisions directly affects the innovative development of higher education institutions and the calculation of salaries of faculty members. The influence of this factor on the payroll calculation of teaching staff, as well as the optimization of this process, is shown. The calculation of wages is influenced by a lot of factors that must be considered. Work on improving the system of standardization of the teaching load of a teacher should continue and develop.
rationing, teacher's workload, payroll, teaching staff (TS), calculation optimization
Введение
Современная политическая и экономическая ситуация в стране актуализирует исследования, направленные на поиск путей эффективного распределения бюджетных средств в условиях, когда ресурсы весьма ограничены. Это в равной степени относится как к системе образования в целом, так и к распределению средств внутри отдельных высших учебных заведений.
Проблема в данном случае заключается не только в определение оптимальной суммы финансирования ВУЗа, но и в поиске подходов к ее обоснованию. Причем, грамотность принятия этих решений напрямую влияет на инновационное развитие высшего учебного заведения и расчет заработной платы профессорско-преподавательского состава.
Безусловно, деятельность ППС, как и любая другая профессиональная деятельность должна нормироваться, и эти нормы должны быть использованы не только для отслеживания трудовой деятельности, но и для расчета денежного вознаграждения преподавателя.
1. Учебная нагрузка
Оплата труда профессорско-преподавательского состава и других работников, задействованных в оказании образовательных услуг, не в полной мере учитывает специфику трудоемкости работ по реализации образовательных программ, и связана, главным образом, с учебной нагрузкой (рис.1). Она складывается из:
1) учебной работы, которая включает аудиторную работу, контроль знаний студентов, консультационные работы, руководство практикой студентов, руководство курсовыми работами и проектами, выпускными квалификационными работами и проектами, магистерскими диссертациями и многим другим;
2) внеаудиторной работы: научно-исследовательская деятельность, учебно-методическая работа, воспитательная работа, время, затраченное на подготовку к занятиям со студентами, проверка курсовых, контрольных и прочее.
Рис. 1. Виды работ, включенные в расчет учебной нагрузки
Следует учесть, что определенная часть заработной платы (так называемая переменная часть) зависит от количества обучаемых студентов, поскольку обусловливаться нормами времени на прием курсовых проектов (работ), зачетов, экзаменов и прочего, что определяется путем расчета на 1 студента. Однако, как показывает практика, определить, выполнил ли каждый конкретный преподаватель всю годовую нагрузку внеаудиторной работы невозможно.
2. Внеаудиторная работа
Некоторые ВУЗы, чтобы хоть в какой-то степени иметь возможно оценить внеаудиторную работу ППС, вводят в обиход программы оценки рейтинга своих сотрудников. Так, например, в Брянском государственном техническом университете используется программа АС «Мониторинг» (рис.2). Из рисунка видны основные виды работ, учитываемые программой. Программа фиксирует факт выполнения работы, дату выполнения и присваивает определенное количество баллов за проделанный труд, но, к сожалению, не учитывает время затраченное преподавателем для выполнения данной работы.
Рис. 2. Скриншот основных вкладок программы АС «Мониторинг»
Для того, чтобы иметь возможность контролировать деятельность преподавателя в рамках вне учебной нагрузки, все виды работы, связанные с ней, должны оцениваться в часах, исходя из продолжительности и степени сложности их реализации. Также должно быть определено соотношение нагрузки аудиторной и внеаудиторной в самой учебной нагрузке преподавателя.
3. Документация
Первичными документами для расчета объема учебной работы ППС университета являются действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования; письмо Министерства образования РФ № 14-55-784 ин/15 от 26.06.2003; учебные планы по специальностям, направлениям и профилямобучения; рабочие учебные планы групп (рис. 3), утвержденные в установленном порядке; заявки на выполнение учебной нагрузки; «Нормы времени для расчета объема учебной работы, планирования основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом университета», утвержденные приказом ректора университета № 495/03 от 30.06.2015 г.
Рис. 3. Скриншот учебного плана в программе MS Excel
Основными документами, определяющими объем и виды работы каждого преподавателя, являются учебное задание и индивидуальный учебный план. Составляется индивидуальный учебный план на каждый текущий учебный год, и включает в себя: плановую учебную, учебно-методическую, научно-исследовательскую и организационно-воспитательную работу, повышение квалификации и другие виды работ составляемых в соответствии с «Нормами времени для расчета объема учебной работы, планирования основных видов учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом университета» (письмо Министерства образования РФ № 14-55-784 ин/15 от 26.06.2003).
Заключение
У каждого высшего учебного заведения имеется своя база данных учета студенческого контингента, которая помогает отслеживать количество вновь прибывших, отчисленных и переведенных студентов из разных групп. В Брянском государственном техническом университете такую БД называют подсистему «Деканат» (рис.4.).
Изменение соотношения численности учащихся на единицу ставки преподавательского состава позволяет сохранить соотношение аудиторной и внеаудиторной работы преподавателя, но, в то же время, это приводит к увеличению численности персонала преподавательского состава. Как следствие, данное изменение, приводит к увеличению расходов на оплату труда преподавательского состава.
Так, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что на расчет заработной платы влияет очень много факторов, которые необходимо учитывать. Разумеется, работа по совершенствованию системы нормирования учебной нагрузки преподавателя должна продолжаться и развиваться. Идеальным вариантом может стать такая система, которая обеспечила бы, с одной стороны, справедливое с точки зрения норм времени, распределение всех видов учебных и внеаудиторных работ, с другой стороны, высокий уровень мотивации преподавателя к стремлению улучшить свои профессиональные навыки и, конечно же, получить адекватное вознаграждение за свой творческий труд.
1. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated December 22, 2014 No. 1601 Moscow “On the duration of working hours (standards of hours of pedagogical work for the wage rate) of pedagogical workers and on the procedure for determining the teaching load of pedagogical workers, stipulated in the labor contract ", Date of signing: December 22, 2014, date of publication: March 11, 2015, registered with the Ministry of Justice of the Russian Federation on February 25, 2015, registration N 36204 [electronic resource]. URL: http://www.rg.ru/2015/03/11/chasy-dok.html.
2. Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated June 26, 2003 No. 4-55-784 in / 15 and its annex: “Approximate time standards for calculating the volume of academic work and the main types of teaching, research and other works carried out by the teaching staff in educational institutions of higher and additional professional education ”[electronic resource]. URL: http: //minobrnauki.rf.
3. Decree of the Government of the Russian Federation of March 17, 2015 N 234 Moscow, “On the ratios of the number of employees of faculty and students of educational institutions of higher education (As amended by the Decree of the Government of the Russian Federation of June 29, 2015 N 649)
4. Romanov E. Century. Financing universities in order to stimulate innovative development: approaches and mechanisms // University Management: practice and analysis. 2015. No. 4 (98). S. 87-105.