Saint Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
Saint Petersburg, St. Petersburg, Russian Federation
UDK 159.9 Психология
The article describes an approach to designing an ideal human-car subsystem. Ensuring road safety in the modern world is a pressing issue. The number of people injured or killed on the road (with the goal of ensuring zero mortality) is still very high. The drivers’ role in creating the prerequisites for road accidents is also extremely significant, but neither abandoning motor transport use nor radically reducing the drivers’ number among the population of large cities seems possible and reasonable. However, turning to psychological approaches and methods for solving safety problems can bring the long-awaited effect. The paper speaks about using the resource approach to designing ideal human-car subsystems (from the viewpoint of reliability) which are in turn part of the driver-car-road-environment system. To design such systems, it is necessary to combine the capabilities of psychology in the field of psychodiagnostics of the driver’s professionally important qualities, the resource approach (which involves using three types of resources by the subject, namely intra-individual, inter-individual and extra-individual), as well as the capabilities provided by the technical characteristics and technical systems of modern vehicles. The article demonstrates an approach based on which it is possible to propose solutions for supplementing, duplicating or limiting the driver’s capabilities using extra-individual resources (technical systems and technical characteristics of the vehicle). The paper presents data of an empirical study conducted based on the experts’ opinion in the transport industry. The authors make conclusions regarding the prospects of the proposed approach.
road safety, subtypes of combined driving activity, professionally important qualities, individual style of activity, types of resources, compensation, human-car system, expert system
Введение
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения (БДД) — одна из самых острых в современной России [21],[22]. Человеческие потери как результат дорожно-транспортных происшествий в нашей стране соизмеримы с потерями в масштабных военных действиях и ежегодно уносят жизни, как правило, самых молодых и жизнеспособных членов нашего общества.
Рассмотрим данные статистики по дорожно-транспортным происшествиям в России за 2022 и 2023 годы. Сотрудники Научного центра БДД МВД России проанализировали, насколько аварийным был 2022 год в России [21]. Статистика показала, что при общем снижении количества ДТП выросло число погибших. Всего произошло 12 087 дорожно-транспортных происшествий, каждое одиннадцатое привело к смертельному исходу. В МВД сообщили о росте аварийности в России на 4.9%. За 9 месяцев 2023 года [22] в России число автомобильных аварий с пострадавшими в России выросло на 4,9%. Количество погибших в ДТП увеличилось на 1,6%.
Способствовать повышению безопасности дорожного движения помимо организационных мероприятий возможно с помощью методов и средств психологии. Учитывая, что именно водители вносят наибольший вклад в аварийность дорожного движения, то психологический анализ автовождения и определение направлений для оптимизации его процесса и результатов, является вполне актуальным направлением работы для самых разных специалистов, так или иначе вовлеченных в решение проблем БДД.
Вождение в советско-российской психологии традиционно рассматривается как деятельность по работе с информацией [12] и как совмещенная многокомпонентная водительская деятельность.
Деятельность водителя (как человека-оператора), включенного в систему человек-автомобиль-дорога-среда по работе с информацией включает следующие этапы [9], [12]:
- получение (прием) информации относительно системы «автомобиль – дорога – среда – другие участники дорожного движения»;
- обработка (переработка) информации, полученной на первом этапе;
- принятие решения относительно необходимых управляющих действий;
- осуществление (выполнение) принятых решений;
- получение обратной связи относительно адекватности принятых действий.
Информация, обрабатываемая водителем в процессе вождения, может быть разнесена в отдельные информационные блоки (с различающимся предметным содержанием).
Обращаясь к теории многокомпонентной совмещенной деятельности В. А. Бодрова [1], на основе которой были проанализированы отдельные подвиды деятельности водителя Е. В. Козловым [4], можно увидеть (табл. 1), что деятельность водителя представлена им как совокупность шести подвидов деятельности (пяти основных и одного – исключительного).
Таблица 1.
Подвиды совмещенной многокомпонентной деятельности водителя
Table 1.
Subspecies of combined multicomponent driver activity
Подвиды деятельности |
Предмет |
Цель |
Содержание |
Управление ТС |
Обеспечение движения АТС |
Управление АТС |
Поддержание параметров движения и работы систем АТС |
Антисипационное поведение |
Соблюдение ПДД и предотвращение наезда на людей и столкновения с объектами |
Осмотрительность |
Поиск объектов, регулирующих ДД, и объектов, которые могут нарушить безопасность, корректировка местоположения АТС в соответствии с требованиями регулирующих средств или относительно объекта, который может нарушить безопасность ДД |
Дорожная ситуационная ориентировка |
Обеспечение заданного местоположения АТС на дороге |
Дорожная ориентировка |
Определение текущего местоположения АТС относительно дорожных ориентиров |
Навигационная ориентировка |
Обеспечение заданного местоположения АТС |
Ориентировка на местности |
Определение текущего местоположения АТС и его корректировка |
Взаимодействие с другими участниками ДД |
Организация взаимодействия с участниками ДД |
Создание оптимальных условий для водителей и пешеходов |
Правильное использование сигнализации, вождение с учетом участников других участников ДД |
Деятельность по принятию решений в чрезвычайной (аварийной) обстановке |
Предотвращение катастрофического развития особой ситуации на дороге |
Парирование ОСД |
Обнаружение ОСД, принятие и выполнение решения и контроль выполнения |
Исполнять многокомпонентную совмещенную водительскую деятельность субъект может, в том числе совершая определенные ошибки, носящие в том числе и катастрофический характер, приводящие к ДТП той или иной степени тяжести. Надежность деятельности (субъекта) - это безошибочное выполнение им предписанных функций в течении заданного временив заданных условиях(деятельности) [11, с.5]. Исполнение функций водителем неразрывно связано со взаимодействием с транспортным средством посредством воздействия на него через органы управления при нахождении в дорожной среде и движении по дорогам.
Следовательно, управление надежностью деятельности водителя неразрывно связан с усовершенствованием системы водитель - автомобиль - дорога - среда. В данной работе акцент будет сделан на возможности совершенствования подсистемы водитель - автомобиль.
Человек как элемент системы обработки информации несовершенен. Вождение требует от водителя обладанием целого ряда качеств, находящимися на определенном уровнем развития [9], [12], [13]: и вниманием, и глазомером, и памятью, и определёнными личностными свойствами и т.д. и т.п.
Рассмотрим требования к конкретным психофизиологическим свойствам водителя с отдельными подвидами многокомпонентной совмещенной водительской деятельности.
Одна из основных задач, которая решается при организации дорожного движения – это сближение параметров движения отдельных групп участников дорожного движения (усреднение), причем до уровня, который будет соответствовать некому усредненному большинству.
Таблица 2
Соотнесение отдельных подвидов МСВД с требованиями к водителю в отношении отдельных психофизиологических свойств
Table 2
Correlation of individual subspecies of the Ministry of Internal Affairs with the requirements for the driver in relation to certain psychophysiological properties
Подвид МСВД |
Требуемые психофизиологические свойства |
Управление ТС |
Скорость и координация движений, невысокое время реакции |
Антисипационное поведение |
Долговременная память Оперативное мышление
|
Дорожная ситуационная ориентировка |
Линейный и угловой глазомер, …. |
Навигационная ориентировка |
Характеристики внимания, острота зрения и цветоразличение, оперативная память |
При таком подходе будут выделяться две группы:
- те, у кого психофизиология позволяет обрабатывать информацию быстрее и точнее, чем остальным;
- те, у кого возможности оказываются ниже среднего.
Первую группу в этой работе рассматривать не будем – оставим ее для другой статьи. Что касается второй, то из теоретического обзора литературы известно, что недостаточность развития отдельных профессионально важных качеств и возможные негативное отражение ее на надежности деятельности водителя можно предотвратить тремя путями [8]:
- профессиональный отбор (выбраковка);
- развитие требуемых качеств с помощью специально подобранных упражнений (если это в принципе возможно);
- формирование у субъекта индивидуального стиля деятельности, способствующего компенсации недостаточно развитых профессионально важных качеств (возможности в этом отношении у субъекта небезграничны [2], но и речь идет о массовой профессии).
Советские исследователи в 50-е годы сформулировали концепцию индивидуального стиля деятельности, с помощью которого профессионал мог достигать требуемого уровня успешности в деятельности, несмотря на обладание качествами, которые требованиям деятельности, исходя из ее логики, не вполне соответствуют [3]. Подразумевается, что работник использует те сильные стороны, которые у него есть и организует таким образом свою деятельность, чтобы их максимально раскрыть.
Современный взгляд на психологию стилей (деятельности) позволяет говорить о возможности использования профессионалом трех типов ресурсов: интраиндивидуальных, интериндивидуальных и внеиндивидуальных. Во времена создания концепции индивидуального стиля деятельности Е.А. Климовым работники в основном опирались на собственные (интраиндивидуальные) ресурсы [3], [14], [15], [16], [17]. Но и деятельность, при изучении которой изначально появилась концепция ИСД, носила исключительно индивидуальный характер, в рамках которой было невозможно произвести обмен ресурсами с коллегами или каким-то образом привлечь ресурсы самой среды.
В случае с автовождением ситуация кардинально иная. Сама деятельность носит индивидуально-коллективный характер [8]: есть подвиды деятельности, в которых водитель полагается исключительно на самого себя (как-то управление транспортным средством, навигационная ориентировка) и те, где присутствует взаимодействие с другими участниками дорожного движения – прежде всего коммуникативная деятельность.
Более того, сама организация дорожного движения построена на взаимообмене ресурсами между участниками, которая регулируется извне: включение запрещающего сигнала светофора для одних и разрешающего для других предполагает, что первые передают свои ресурсы (в данном случае – время) другим. И следовательно, может идти речь об использовании интериндивидуальных ресурсов.
Кроме того, водитель включен в систему водитель-автомобиль, в которой автомобиль, его технические системы и характеристики являются во многом дополнением человека, то есть внеиндивидуальными по отношению к субъекту ресурсами.
Понимая свои особенности, недостатки, субъект (сам или с помощью специалиста) может «достроить» себя с помощью транспортного средства, получив на выходе приближающуюся к идеальной (с точки зрения надежности) подсистему ВАДС – человек-автомобиль.
Таким образом, что касается индивидуального стиля деятельности, то с его помощью можно компенсировать недостаточный уровень развития профессионально важных качеств кандидата в водители или водителя как минимум двумя путями (третий путь – внесение изменений в организацию дорожного движения – пока остается прерогативой инженеров):
⁃ формированием у водителей специфических индивидуальных стилей деятельности исключительно за счёт специфической организации водителем собственных свойств и качеств использования определенных способов;
- с помощью внесубьектных ресурсов - систем и характеристик самого автомобиля.
Например:
Допустим у водителя плохое переключение внимание (низкая скорость переключения). При изучении индивидуального стиля деятельности водителей отдельными авторами было показано, что низкая скорость переключения внимания могут быть восполнены за счёт долговременной памяти: человек просчитывает свой маршрут и его прохождение с учетом расположения светофоров и особенности их работы, дорожных знаков, разметки [5], [19]. И меньше переключается между объектами. Но для этого нужно запоминать (сохранять в долговременной памяти) всю эту информацию. А если и долговременная память тоже недостаточно развита? Или нет осознания имеющегося недостатка? Или не хватает мотивации для использования имеющегося преимущества?
Если раньше кроме интраиндивидуальных ресурсов водителю было не на что полагаться, то теперь на помощь человеку могут прийти разные технические системы, в случае сочетания низкой скорости переключения внимания - навигационные системы.
Другой пример. Допустим, что у водителя плохой глазомер (нужное, но недостающее качество для парковки) – недостаточная склонность к рефлексии и плохая долговременная память (то, что требуется для восполнения недостающих качеств) [20]. В этом случае могут помочь парктроники или камеры переднего и заднего вида (системы автомобиля, которые могут восполнить недостающие качества, обеспечив надежность деятельности водителя).
Проводя психодиагностическое обследование водителей (а это полагается делать в соответствии с программами обучения в автошколах), на его основе можно формировать:
- рекомендации по формированию гармоничного стиля вождения;
- рекомендации по характеристикам и системам, которыми должно обладать транспортное средство, чтобы обеспечить компенсацию недостаточно развитых ПВК.
Заглядывая вперед, можно думать о разработке экспертной системы, позволяющей провести и диагностику уровня развития профессионально важных качеств водителя, и на основе определенных принципов выдающей требования и определяющей критерии, которым должно соответствовать транспортное средство для создания идеальной (обладающей максимальным уровнем надежности) системы водитель-транспортное средство.
Понятно, что на горизонте – вывод водителя из этой системы – замена его искусственным интеллектом. Это хотя и уже не такое далекое будущее, но все-таки пока еще будущее. А проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют решения здесь и сейчас.
Кроме того, подход, обозначенный авторами статьи, позволяет подойти к анализу проблем обеспечения безопасности деятельности, возникающих не только в сфере автовождения.
Методы исследования
В рамках эмпирического исследования была проведена экспертная оценка отдельных систем и характеристик транспортного средства, которые могут способствовать восполнению или компенсации тех или иных ПВК водителя, дублировать или заменять человека при осуществлении отдельных компонентов МСВД.
В работе участвовали 40 экспертов, среди них были специалисты-транспортники, профессиональные водители с безаварийным стажем более 10 лет.
В предложенной экспертам таблице [6],[7],[8] рассматривался следующий набор технических (бортовых) систем и технических характеристик автомобиля: мощность двигателя, размер авто (большой или маленький), автоматическая коробка передач или механическая, наличие панорамного внутрисалонного зеркала, парктроники или камеры переднего и заднего вида.
Системы и характеристики анализировались на предмет возможности дополнения, дублирования и компенсации соответственно следующих характеристик водителя (профессионально важных качеств – в случае их недоразвития): низкая скорость переключения внимания, оперативная память, линейный и угловой глазомер.
Перечень основных предлагаемых ими решений (которые встречались в опросных листах с вероятностью от 50 до 100 процентов) представлены в таблице 3.
Таблица 3
Возможности использования технических характеристик и систем транспортного средства как внеиндивидуальных ресурсов в структуре стиля деятельности водителя
Table 3
The possibilities of using the technical characteristics and systems of the vehicle as outside the individual resources in the structure of the driver's activity style
Оценивае-мые качества кандидата в водители |
Использу- емые для психодиаг-ностики методики |
Результаты психодиаг-ностики конкрет- ного водителя |
Характерис- тики водителя с точки зрения соответствия требованиям деятельности |
Автоматичес- кая коробка передач или механическая |
Панорам-ное зеркало
|
Парктроники (какие) или камера заднего вида |
Скорость переключе-ния внимания |
Красно-черная таблица Шуль те-Платонова |
7 и менее выписанных пар |
Низкая скорость переключения внимания |
Автомат |
Да |
Да |
Объем оперативной памяти |
Подсчет сумм чисел |
Менее 30 выписанных сумм |
Низкий объем оперативной памяти |
Да |
Да |
Да |
Линейный и угловой глазомер |
Тесты В.Л. Марищука |
87 процентов точности и менее
6 и менее правильно определен-ных пар углов |
Недостаточно развитый линейный и угловой Глазомер
|
Да |
- |
Да |
Перспективы работы:
Полученные результаты внушают определенный оптимизм в нахождении эффективных решений в выбранном авторами статьи направлении работы. В дальнейшем, необходимо расширить спектр анализируемых характеристик водителей и кандидатов в водители, набора систем и характеристик автомобиля, а также провести исследование соотнесения первых и вторых с динамикой надежности деятельности.
1. Bodrov V.A. Experimental Psychological Study of Combined Operator Activity. In: Methodology of Engineering Psychology, Psychology of Labour and Management. Moscow: Nauka; 1981. p. 192-209.
2. Ilyin E.P. Activity Style: New Approaches and Aspects. Voprosy Psychologii. 1988;6:85-93.
3. Klimov E.A. Individual Style of Activity Depending on the Typological Properties of the Nervous System. Kazan; 1969. 278 p.
4. Kozlov E.V. Psychophysiological Substantiation of the Need to Improve the Drivers’ Training System. Extended Abstract of Candidate of Medical Sciences Thesis. Moscow; 2012. 30 p.
5. Lobanova Yu.I. Individual Style of Activity as a Prognostic Factor in the Reliability of the Driver. Moscow University Psychology Bulletin. 2017;2:83-94.
6. Lobanova Yu.I.. About the Possibility of Ensuring Road Safety Based on the Design of a Man-Machine System Based on a Resource-Style Approach. In: Proceedings of the International Scientific Session on the Integrated Nature of Sustainable Development and Safety in the Main Areas of Human Activity. Development and Stability. Saint Petersburg: 2022. p. 26-35.
7. Lobanova Yu.I. About Driving Styles Through the Prism of a Resource Approach. Road Safety. 2021;4:74-76.
8. Lobanova Yu.I. Essays on the Reflexive Psychology of Styles (Using the Example of Driving Styles). Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; 2023. 312 p.
9. Lobanova Yu.I. Psychology of Safe Driving. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering; 2016. 326 p.
10. Marishchuk V.L. Psychological Foundations of Forming Professionally Significant Qualities. Extended Abstract of Doctor of Psychological Sciences Thesis. Leningrad; 1982. 21 p.
11. Nikiforov G.S. Reliability of Professional Activity. Saint Petersburg: Publishing House of Saint Petersburg State University; 1996. 176 p.
12. Pegin P.A. Autotransport Psychology. Khabarovsk: Publishing House of Khabarovsk State Technical University; 2003. 199 p.
13. Vinogradov Yu.I., Artamonova L.A., Bushukhin A.V., et al. Psychophysiological Selection of Candidates for the Profession Training of Drivers of Vehicles. Leningrad: Research Institute of Vocational Education; 1991. 90 p.
14. Tolochek V.A. Intersubjective, Intrasubjective, and Extrasubjective Resources of Professional Success. Vestnik Universiteta. 2008;2(40):155-161.
15. Tolochek V.A. Activity Styles: Resource Approach. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2015. 366 p.
16. Tolochek V.A. Styles of Professional Activity. Moscow: Smysl; 2000. 200 p.
17. Tolochek V.A. Problems of Styles in Psychology: Historical and Theoretical Analysis. Moscow: Publishing House of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2013. 320 p.
18. Lobanova Y. A Psychological Factors Influencing Creation of Individual Driving Style Characteristics and Efficiency of Instructing on Practical Vehicle Driving. World Applied Sciences Journal. 2013;23(7):883-886. DOIhttps://doi.org/10.5829/idosi.wasj.2013.23.07.13110.
19. Lobanova Y. A Method of Designing an Efficient Individual Style of Activity for the Student Driver. In: Transportation Research Procedia; 2018 Sep 27-29; Saint Petersburg: Elsevier B.V.: 2018, vol. 36. p. 440-445. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.trpro.2018.12.120.
20. Lobanova Y.I. Mechanisms of Compensation of the Drivers Sense of Dimensions. Journal of Intellectual Disability – Diagnosis and Treatment. 2019;7(4):265-273. DOIhttps://doi.org/10.6000/2292-2598.2019.07.04.10.
21. Road accidents in 2022 [Internet] [cited 2024 Apr 22]. Available from: https://gov-expertiza.ru/news/avariynost_na_dorogakh_v_2022_godu.
22. The Ministry of Internal Affairs Listed the Most Dangerous Places for Motorists in Russia [Internet] [cited 2024 Apr 22]. Available from: URL: https://www.autonews.ru/news/6541f0e59a79471b5e250c29?from=copy.