SOCIAL DESIGN OF PERSONAL MATURITY OF SPECIALIZED SECONDARY SCHOOL STUDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The social design regularities of the personal maturity of the agricultural technical school students in such specialties as the technology of public catering products and agricultural mechanisation are formulated. On the basis of empirical data in the experimental group, it is shown that such characteristics of personal maturity as civic duty, responsibility, autonomy, general internality and emotional intelligence have a positive development trend. It is revealed that the students of the experimental and control groups have statistically significant differences according to the Wilcoxon rank sum test in terms of such indicators as civic duty, general level of personal maturity, autonomy, internality in the field of failures, internality in the interpersonal communication. A significant predominance of the shift intensity towards increasing the development of personal maturity characteristics among the experimental group students over the shift intensity towards their decreasing is shown, which confirms the research hypothesis.

Keywords:
personal maturity, social design, questioning, testing, verification of hypotheses, non-parametric criteria for establishing statistical differences.
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Новые образовательные условия и научно-технический прогресс в обществе требует от современного человека умения творчески мыслить, самостоятельно ориентироваться в многообразии научной информации, проявлять самостоятельность в выборе гражданской позиции студентов, в принятии сложных решений, что требует от образовательной среды новых подходов и технологий. Однако, в многообразном перечне педагогических средств формирования личности обучающегося, недостаточно уделяется внимания социальному проектированию, как одной из форм целенаправленной деятельности, когда самостоятельно разрабатываются различные варианты решения социальных проблем, имеющих личностную значимость, и, непосредственно, влияющую на развитие всех сторон личности самого участника проекта.

Социальное проектирование направлено на социально значимое психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие студентов и укрепления их задатков и способностей, призвания; включение студентов в будущую успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих нравственных ценностей; формирование и удовлетворение их познавательных запросов и потребностей; создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования.

Проведенный анализ показал, что в настоящее время можно констатировать наличие противоречия между заказом общества на подготовку учебными заведениями самостоятельной личности выпускника, и недостаточно изученными возможностями использования социальных проектов, как важного фактора в развитии качеств зрелой личности.

На основе анализа ряда исследований, посвященных проблемам обучения и использования социальных проектов в образовательном процессе можно отметить, что данный подход является актуальным средством в решении проблемы становления зрелой личности студента [1,3,5,6 и др.].

Реформирование содержания образования открывает широкие возможности для реализации социального проектирования. Приоритетной целью реформирования образования является не только обеспечение высокого качества образованности школьников, но и связывается с такими категориями, как «социальное благополучие», «самореализация», «зрелость личности».

Проблема развития личности, формирование ее зрелости в последнее время занимает важное место в работах как зарубежных, так и отечественных психологов [2,4,7,8 и др.].

Можно констатировать, что теоретический конструкт личностная зрелость - сложное образование, включающее в себя такие качества, как автономность, ответственность, эмоциональная зрелость, самоконтроль поведения, креативность, гражданский долг, общая интернальность.

1. Теоретическое обоснование выявления статистических различий в социальном проектировании личностной зрелости студентов средних специальных учебных заведений

Реформа образования в стране затронула и образовательную систему средний специальных профессиональны учреждений, которые должны создать условия для того, чтобы выпускники данной ступени обучения были экономически эффективными, востребованными на рынке профессиональных услуг. А это предполагает серьезную перестройку образовательного процесса в училищах и колледжах, где возникает необходимость организации коллективной совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студентов. Поэтому, преподаватели все чаще используют работу студентов в проектной деятельности, как наиболее эффективного метода развития профессиональных и личностных характеристик студента.

В воспитательной системе средних специальных учебных заведений активно используется деятельность по созданию и реализации социальных проектов с обучающимися, что способствует формированию системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний. Все это формирует умения и навыки логического мышления, самостоятельность и инициативу, творческие способности, адаптацию в коллективе, умения видеть проблему и принимать решения, самостоятельное обучение коммуникативным навыкам.

Целью исследования стало изучение личностной зрелости студентов средних специальных учебных заведений (ссузов) в условиях социального проектирования.  В качестве гипотезы исследования было предположение, что участие студентов в создании и реализации социальных проектов станет эффективным средством в развитии личностной зрелости студентов. Основными методами исследования стали: а) теоретический метод – анализ, классификация, обобщение материала научных источников по проблеме исследования; б) практические тест, опросник, статистический анализ данных (программа SPSS, критерий Колмогорова-Смирнова, Т-критерий Вилкоксона).

В исследовании были использованы такие методики как: тест-опросник личностной зрелости Ю.З. Гильбуха; методика диагностики личной зрелости (В.А. Руженков, В.В. Руженкова, И.С. Лукьянцева); опросник «Уровень развития субъектности личности» (М. А. Щукина); методика диагностики локализации контроля личности (А.В. Батаршев); опросник «Определение уровня эмоционального интеллекта» Н. Холла [2,4,6,8 и др.].

Теоретико-методологической основой исследования являются: общенаучный системный подход; психологическая теория деятельности; теория развития личности как субъекта деятельности [1,3,5,7 и др.].

Испытуемыми выступили 30 студентов аграрного техникума, обучающихся по таким специальностям как «Технология продукции общественного питания», «Механизация сельского хозяйства» аграрного техникума.

Исследование проходило в несколько этапов: констатирующий этап исследования, формирующий эксперимент и контрольный этап исследования.  Формирующий эксперимент заключался в том, что студенты принимали активное участие в создании и реализации социальных проектов. Так как социальное проектирование строится по определенному алгоритму, тот первоначально возникла необходимость предоставить студентам теоретические знания по технологии социального проектирования. Поэтому, были определены этапы организации проектной деятельности:

Этап 1. Теоретические аспекты социального проектирования.

Тема 1. «Теория социального проектирования». Целью данного занятия является знакомство с понятийным аппаратом социального проектирования, с идеями и положением социального проектирования, с выбором области и тематики социального проектирования.

Тема 2. «Социальный проект». Цель – дать представление студентам о социальном проекте, его типах; познакомить с жизненным циклом и структурой социального проекта.

Этап 2. Теоретические основы разработка социального проекта.

Тема 3. Особенности создания социального проекта. Цель – формирование умений у студентов ставить цели и задачи проекта, определять содержания работы, обосновывать основные направления в разработке и реализации проекта, предвидеть жизнестойкость проекта и его последствия.

Тема 4. «Создание социального проекта». На данном этапе происходит определение типа проекта (индивидуальный или групповой), выбор темы, команды, планирование основных шагов социального проектирования, расчет финансовых ресурсов, времени.

Этап 3. Реализация социального проекта.

Тема 5. Специфика реализации социального проекта. Цель -   практическое применение разработанной модели социального проекта на практике, контроль за реализацией проекта, определение моральных вопросов реализации проекта.

Этап 4. Защита социального проекта. Создание презентации проекта, его защита, обсуждение положительных и проблемных моментов в процессе работы над проектом, определение дальнейших перспектив.

Презентацию своего проекта студенты могут проводить через демонстрацию видеофильма, предоставление научного доклада, проведение пресс-конференции, создание рекламы и др. 

Формами продуктов социального проекта могут быть Web-сайт- мультимедийный продукт, оформление кабинета, создание атласов и карт, видеофильмов, выставки, выпуск журнала, газеты, методического пособия, справочника и т.п.

Основными темами социальных проектов стали: «Время выбрало нас», «Студенческая волна», «Кураторское искусство», «Лучики добра», «Маршрут памяти», «Создание детских игровых площадок», «Спортивная площадка городу».

Так, например, социальный проект «Время выбрало нас» имел своей целью формирование патриотического чувства, гражданского долга, бережного отношения к событиям прошлого у студентов. Среди главных задач были выделены: создание условий для эффективного включения студентов сферу патриотической деятельности, получение знаний об истории и культуре родного края; привлечение общественности на основе передового опыта и инновационных технологий в области патриотической деятельности; трансляция полученной информации в образовательном учреждении.

Реализация проекта проходила в течение 3 –х дней на территории учебного заведения, при этом было спланировано нескольких мероприятий: 1. Квест «На безымянной высоте прошлого» с привлечением метода археологических раскопок. 2. Площадка «Необъятные просторы русской культуры», в рамках которой будет проведена игра между студенческими командами, направленная на повышение интереса участников к культуре и традициям России. 3. Площадка «Россия культурная», в рамках которой пройдет поэтический конкурс среди студентов, посвящённый России. 4. Постановка «Историческая призма», которая заключается в реконструкции, студентами каждого факультета решающих событий для истории России. Проект «Время выбрало нас!» позволил объединить силы и идеи молодёжи, что в дальнейшем может стать сильной социальной основой для новых поколений.

Проект «Социальная волна» направлен на создание радиовещания в условиях образовательного учреждения. Задачами проекта стали:

- разработка программы радиовещания;

- привлечение к работе на местном радио преподавателей и студентов;

- развитие творческих возможностей студентов;

- формирование коммуникативных способностей, критического мышления студентов, их самовыражения через выступление по местному радио.

Актуальность проекта определена тем, что учебный процессе в училище занимает довольно большое время и студенты, находясь постоянно в образовательном процессе, не имеют возможности активного общения и получения информации. Динамичная студенческая жизнь, активная жизненная позиция студентов, желание быть в курсе последних новостей, необходимость знать обо всех достижениях однокурсников, потребность рассказать о себе, своих успехах ставят перед фактом создания студенческого радиоцентра.

2. Эмпирическое изучение статистических различий в социальном проектировании личностной зрелости студентов средних специальных учебных заведений

Участниками проекта являются студенты разных курсов, преподаватели. Проект «Студенческая волна» в пределах учебного заведения может являться одним из главных информационно-развлекательных центров, способствует объединению творческих студентов и позволит им раскрыться при составлении своих программ, на переменах студенты смогут послушать свежие новости, песни и стихи в подарок, физкультминутки.

Проект «Кураторское искусство» нацелен на развитие лидерских качеств, приобретения личностного роста и получения в результате работы нового профессионального опыта у студентов. В качестве участников выступили студенты-кураторы, которые активно занимаются с учебными группами более младших курсов, оказывая им помощь в проведении кураторских часов и различного рода студенческих мероприятий. Обучение в школе кураторского искусства проходило в течении полугода, 2 раза в месяц.

Для повышения их компетентности в кураторской работе был предложен данный проект.

Основными этапами в создании проекта стало:

- организация группы школы «Кураторское искусство» и выбор ответственных за проведение программы;

- разработка материалов и оформление бумаг для реализации проекта;

- поиск наставников и спикеров;

- работка методической базы;

- создание дизайна проекта, символики и раздаточного материала;

- приобретение товаров и услуг согласно смете;

- проверка готовности места для проведения школы;

- проведение школы «Кураторское искусство» согласно программе;

- подведение итогов.

В рамках проекта «Кураторское искусство» планировалось проведение вступительных испытаний для отбора студентов к дальнейшему обучению, включающее в себя мастер-классы, практические занятия и ролевые игры. Выполнение данного проекта позволило продемонстрировать лучшие кураторские практики и инновационные формы организации кураторской деятельности, а также содействовало позиционированию кураторства в студенческой среде и обществе, повышение социальной активности молодежи.

После проведения формирующего эксперимента было проведено повторное исследование, использованы те же методики, что и на первом этапе исследования с целью определения эффективности проделанной работы и выявления изменений в личной зрелости студентов ссуза.

На контрольном этапе исследования при повторном использовании методики личностной зрелости Ю.З. Гильбуха были выявлены некоторые особенности в уровнях у студентов экспериментальной и контрольной группы, представленные на рисунке 1.

Можно отметить, что среди испытуемых экспериментальной группы на 20% увеличился высокий уровень личностной зрелости и на 6% снизился низкий уровень. Это может указывать на положительное влияние проделанной работы со студентами, когда среди их личностных характеристик стали более выражены ответственность за принятия решений, осознанность в построении жизненных планов и путей их реализации, направленность на саморазвитие и самореализацию.

 

Рис.1. Уровни личностной зрелости у студентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе (%)

Fig.1. Levels of personal maturity among students of the experimental group at the ascertaining and control stage (%)

 

У испытуемых контрольной группы значимых различий не выявлено.

Среди испытуемых экспериментальной группы имеется 1 испытуемый (7%), который имеет личностную зрелость на низком уровне, характеризующийся несамостоятельностью, низкой нацеленностью на реализацию себя в будущем. Это может быть связано с особенностями воспитания испытуемого, или с проблемами развития, с условиями его жизнедеятельности.

Результаты по методике личной зрелости В.А. Руженкова, В.В. Руженковой, И.С. Лукьянцевой представлены на рисунке 2 (общий уровень личностной зрелости).

Данные рисунка показывают, что на 26% увеличилось испытуемых, у которых личностная зрелость находится на высоком уровне. Это может свидетельствовать о том, что в процессе создания социальных проектов у испытуемых более выраженными стали самоуважение, принятие себя, автономность, как ощущение собственной независимости и самостоятельности. При этом, испытуемые студенты научились принимать мнение других, более чутко относиться к их личностным особенностям.

У испытуемых контрольной группы значимых различий в уровнях личной зрелости, изучаемой по данной методике, не произошло.

 Можно отметить незначительное увеличение высокого уровня – на 7% и, следовательно, снижение на 7% среднего уровня.

Далее рассмотрим результаты повторного исследования такой характеристики личной зрелости, как субъектность личности, изучаемой по методике М. А. Щукиной.

Анализируя данные рисунка можно отметить, что на контрольном этапе произошло усиление всех составляющих характеристик субъектности личности студентов экспериментальной группы. Увеличилась активность испытуемых – среднее значение составляет 38,4 что выше среднего (при максимальном среднем значении 52). Данная характеристика указывает на представленность среди личностных качеств испытуемых самостоятельности, умения принимать решение, быть ответственными за свои намерения.

 

 

 

Рис.2. Результаты по личностной зрелости студентов экспериментальной и контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе (%)

Fig.2. Results on personal maturity of experimental and control group students at the ascertaining and control stage (%)

 

Рис.3. Средние значения по показателям субъектности личности студентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапе

Fig.3. Average values of the subjectivity of the personality of students of the experimental group at the ascertaining and control stage

 

Более высокими стали показатели по шкале «автономность» - среднее значение составляет 43,8, что может говорить о развитии у студентов экспериментальной группы умения отстаивать свою точку зрения, принимать самим решения, быть независимыми.

Также можно отметить на повышение значений по шкале «креативность» - среднее значение 39,6. В процессе работы над созданием социальных проектов от студентов требуется приложение творчества, оригинальность идей, умение видеть проблему с разных точек зрения, быть креативными в поиске ресурсов для реализации проекта.

Наблюдаются изменения в самоценности испытуемых - среднее значение на контрольном этапе составляет 35,8. Создание и реализация социальных проектов способствовало развитию позитивного отношения к себе, повышение самооценки и гордости за успешное выполнение работы.

По таким шкалам как «целостность» и «опосредованность» изменения на контрольном этапе незначительные и находятся на среднем уровне.

Можно отметить, что средние значения по всем шкалам субъектности личности испытуемых контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе существенно не отличаются, значимых различий не наблюдается, кроме различий по шкале «автономность», когда на контрольном этапе среднее значение составило 33,1. Незначительные изменения в развитии самостоятельности студентов контрольной группы можно объяснить возрастными изменения, которые происходят в данном возрасте.

Анализируя экспериментальные данные можно сказать, что по всем шкалам локализации контроля произошли положительные изменения у испытуемых экспериментальной группы. Активное участие студентов в социальном проектировании позволило развить у участников такие характеристики как: готовность предпринимать усилия для достижения положительных результатов в будущем (шкала Ид), ответственность за те неудачи и проблемы, которые имеются в жизни студентов (Ин), понимание того, что получаемые испытуемыми результаты зависят от качества их собственных действий (Ип), осознание своей роли в тех отношениях, которые у складываются у студентов с близкими и малознакомыми окружающими (Им), повышение ответственности за ситуации в общении с родителями (Ис), готовность нести ответственность за свое здоровье, его сохранение (Из).

Общий уровень интернальности также имеет тенденцию к повышению, что указывает на развитие у испытуемых понимания того, что за многие действия в жизни, за контроль поведения и построение планов, за создание перспектив и выбор путей развития, за профессиональное становление студентов отвечают они сами. Можно сказать, что на становление принятия ответственности на себя у студентов ссуза, повлияло эффективно проделанная работа в области социального проектирования.

Полученные средние значения на контрольном этапе и сравнение их с данными на констатирующем этапе показывают, что значительных различий по шкалам интернальности у студентов контрольной группы, не произошло. На рисунке 4 отражены показатели по уровням эмоционального интеллекта у студентов ссуза экспериментальной и контрольной группы.

Если рассмотреть результаты исследования по эмоциональному интеллекту у испытуемых экспериментальной группы то, можно сказать, что на 26% увеличился высокий уровень эмоционального интеллекта и на 13% уменьшился низкий уровень. Это может указывать на то, что проделанная работа по созданию социальных проектов, постоянное участие в совместных действиях, выработка общего решения в проектировании положительно повлияла на развитие у студентов способности понимать собственные эмоции и эмоциональные реакции других людей, на умение соотносить эмоции с причинами поведения, возможность быть коммуникабельными и дружелюбными.

В уровнях эмоционального интеллекта у испытуемых контрольной группы имеются незначительные изменения, а именно на 10% увеличился высокий уровень и на 10% снизился средний уровень проявления данной характеристики. В целом, это может указывать на то, что состояние психологического благополучия и позитивного отношения к себе у испытуемых не изменилось, значительных изменений не наблюдается.

Для подтверждения выше представленных выводов была проведена математическая обработка данных контрольного этапа исследования с помощью программы SPSS. Исследование нормальности распределения измеряемых характеристик проводилось с помощью критерия Колмагорова-Смирнова, который показал отсутствие нормальности распределения.

Для определения эффективности реализации программы по социальному проектированию у студентов ссуза использовался метод математической обработки данных, с использованием Т-критерия Вилкоксона – непараметрический критерий, позволяющий проверить гипотезу о том, что значения двух генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые зависимые выборки, отличаются друг от друга.

Проведенный анализ показателей статистической обработки данных по контрольной группе на контрольном этапе исследования показал, что значимых различий не выявлено, а, следовательно, у испытуемых контрольной группы не произошло изменений в характеристиках личностной зрелости студентов контрольной группы.

Все эмпирические данные более выражены у студентов экспериментальной группы, в отличие от студентов контрольной группы. Можно предположить, что участие студентов экспериментальной группы в создании и реализации социальных проектов стало эффективным средством в развитии личностной зрелости.

 

 

Рис.4. Результаты исследования интегративного уровня эмоционального интеллекта испытуемых экспериментальной и контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе

Fig.4. Results of the study of the integrative level of emotional intelligence of experimental and control group subjects at the ascertaining and control stage

 

Заключение

На основе теоретико-эмпирического изучения феномена формирования личностной зрелости студентов ссуза можно сделать следующие предварительные выводы.

1. Математическая обработка результатов исследования показала достоверное преобладание интенсивности сдвигов в сторону увеличения развития характеристик личностной зрелости у студентов экспериментальной группы над интенсивностью сдвигов в сторону их уменьшения.

2. Реализация программы развития личностной зрелости студентов ссуза в процессе создания и реализации социальных проектов подтвердила гипотезу о том, что участие студентов в создании и реализации социальных проектов является эффективным средством в развитии личностной зрелости студентов.

3. Перспективным направлением дальнейших исследований является эмпирическая апробация предложенного подхода в социальном дизайне личностной зрелости на репрезентативных выборках студентов различных направлений и профилей подготовки в высшей школе.

References

1. Golubeva G.F., Trishin A.A. Mass Open Online Courses in Russia and Abroad from Viewpoint of Global Information Space. Ergodesign. 2018;2(2):8-14. DOIhttps://doi.org/10.30987/article_5bf98b63306ed0.91342378.

2. Golubeva G.F., Feshchenko E.M., Mezhennaya E.N. Integral Characteristics of Psychological Readiness of Students for Volunteering. Alma Mater (Vestnik Vysshei Shkoly). 2021;3:68-70. DOIhttps://doi.org/10.20339/AM.03-21.068.

3. Leontiev D.A. New Guidelines for Understanding Personality in Psychology: from the Necessary to the Possible. Questions of Psychology. 2011;1:3-27.

4. Lyakh Yu.A. Model of Personalized Learning Organization in Modern School. Yaroslavl Pedagogical Bulletin. 2019;3(108):16-20. DOIhttps://doi.org/10.24411/1813-145X-2019-10410.

5. Spasennikov V.V. Economic-Psychological Analysis of the Inventive Activity Success. Psychological and Economic Research. 2016;3-9(3):79-93.

6. Shchukina M.A. Parameters of Personal Maturity of Students in the Helping Professions. Scientific Notes Journal of Saint Petersburg State Institute of Psychology and Social Work. 2018;30(2):7-10.

7. Spasennikov V, Androsov K, Golubeva G. Ergonomic Factors in Patenting Computer Systems for Personnel’s Selection and Training. In: Proceedings of the 30th International Conference on Computer Graphics and Machine Vision: CEUR Workshop Proceedings: 30; 2020 Sep 22-25; Saint Petersburg: 2020. p. 1.

Login or Create
* Forgot password?