Abstract and keywords
Abstract (English):
. Urban design is an important component of the city formation, providing the convenience of its residents and guests, creating an attitude towards the city, determining its future. Urban design is a complex and multifaceted concept. The article discusses the components of design (urban architecture, environmental friendliness, ergonomics and manufacturability of the urban environment), reveals their impact on the city brand as a whole. On the example of the tourism industry, recommendations are given for transforming the city as a tourism object. As a result, directions for evaluating the urban design efficiency are identified.

Keywords:
urban design, city brand, urban architecture, environmental friendliness of the urban environment, ergonomics of the urban environment, manufacturability of the urban environment, urban design efficiency
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

 

В современных условиях проблема организации городского пространства становится особенно актуальной. Город рассматривается не только как место проживания и работы, но и как пространство для творчества, центр туризма и т.д. Потому всё большую актуальность приобретают аспекты городского дизайна, обеспечения экологичности, психологического комфорта всех лиц, находящихся на городской территории.

Состояние города является важным индикатором состояния общества. Недаром по внешности города судят о его жителях. Одни города создают впечатление мрачных, другие – шумных и быстрых, третьи – лениво-размеренных, четвёртые – праздных и т.д. Поэтому так важно следить за состоянием городов, иметь чёткий план их развития с учётом аспектов дизайна.

 

1. Материалы, модели, эксперименты, методы и методики

 

Городской дизайн охватывает следующие направления совершенствования:

1. Внешний вид городских объектов (индивидуальность, эргномичность, адекватность цветовых решений, эстетичность).

2. Дизайн городской среды, который позволяет минимизировать техногенные факторы и снизить стресс, получаемый горожанами (информационная нагрузка, работа общественного транспорта и т.д.).

3. Дизайн навигационных систем, благодаря которому городская среда становится более понятной, безопасной.

4. Дизайн процессов, обеспечивающий более быстрое и понятное получение тех или иных услуг.

5. Графический дизайн, упорядочивающий необходимую пользователю информацию: как навигационный, так и информативный.

Городской дизайн тесно связан с брендом города, то есть с тем, какой образ проявляется в сознании людей при упоминании названия города [3]. Бренд города важен не только для его жителей. Благоприятный образ города это повод для населения остаться в нём и работать на его благо, это положительное отношение к произведённым в нём товарам, магнит для инвестиций, туристов, новых жителей. И состояние всех составляющих городского дизайна оказывает непосредственное влияние на городской бренд (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Взаимосвязь дизайна и бренда города

Fig. 1. The relationship between the design and the brand of the city

 

 

Рассмотрим все составляющие городского дизайна более подробно.

Архитектура и ландшафт первыми формируют восприятие города. У него должны присутствовать выраженный центр, индивидуальные особенности в архитектуре. Важно учитывать возраст и этажность застройки, её плотность, архитектурные решения – их продуманность и индивидуальность, степень озеленения.

Так, при высокой этажности застройки не всегда учитываются аспекты психологического комфорта проживания большого количества людей на ограниченной территории, уровень накопленного стресса при нахождении на высотных этажах. Не в полоний мере решены вопросы утилизации твёрдых бытовых отходов, организации парковок, проектирования объектов социальной сферы и культуры, освещённости при плотной застройке, вентиляции. Зачастую такие районы имеют однотипную архитектуру. Это происходит потому, что застройщик стремится максимизировать свою прибыль и редко продумывает вопросы удобства, эргономичности и эстетической привлекательности возводимых домов [5, с. 95].

При создании дизайна городов должны быть учтены потребности их населения, пространственный ландшафт и характер окружающей биосферы. При этом дизайн города является самостоятельным видом проектно-художественной деятельности, и важно продумывать не только местоположение самих зданий и сооружений, но и их внешний вид, согласованность друг с другом.

Поэтому важно следить за состоянием городской инфраструктуры, зданий, их фасадов, оборудованием, витринами, вывесками, рекламой, состоянием остановок общественного транспорта, покрытием дорог, освещением улиц, внешним видом парков, скульптур, фонтанов и т. д., то есть внешним видом города. Также важно минимизировать визуальное загрязнение.

Под визуальным загрязнением понимается чувство неприязни от неэстетичных, несогласующихся между собой элементов городской среды, противоречащим культурным, архитектурным и моральным ценностям, не согласующимся с природой и климатическими особенностями региона [1].

Кричащие разноразмерные вывески на фоне грязных, облупившихся покрытий стен и уродливых граффити, асфальт с выбоинами и ямами, отсутствие зелёных насаждений не только снижают привлекательность города для посетителей, но и обесценивают его в глазах собственных жителей. В таком городе не хочется жить и работать, его презирает молодёжь. Активное население будет уезжать из такого города, распространяя негативное мнение о нём дальше по стране. Отток населения отрицательно скажется на социально-экономическом положении региона, его промышленном потенциале и инвестиционной привлекательности.

Экологическая составляющая является важным фактором формирования восприятия города и дизайна его среды. На сегодняшний день далеко не все населённые пункты России могут похвастаться своей чистотой. По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ ежегодно в России производится около 65 млн. тонн твёрдо-коммунальных отходов (рис. 2) [6]. Важным аспектом состояния городов является не только своевременные уборка и вывоз мусора, но и его переработка, поскольку создание мусорных полигонов вокруг населённых пунктов отрицательно сказывается на экологии и имидже.

 

Рис. 2. Структура твёрдо-коммунальных отходов в России

Fig. 2. Structure of solid municipal waste in Russia

 

 

Следует разработать программу внедрения сортировки мусора, а также строительства мусороперерабатывающих заводов. В итоге во вторичную переработку пойдут стекло, макулатура, пластик, ощутимо снизится доля отходов, подлежащих захоронению. Однако вопрос стоит не только в уборке и переработке, а в самом подходе по минимизации производства данных отходов. И здесь вопрос не изменения культуры населения в целом, а пересмотра культуры потребления. Например, по возможности замены пластиковой упаковки бумажной, создание биоразлагаемой тары и т.д. То есть минимизации вредной составляющей отходов. Такие меры позволят очистить города, улучшить их экологию и внешний вид, благоприятно скажутся на имидже.

Важно заботиться о снижении промышленных выбросов, очищая экологию городов, применяя экологические инновации. Однако, согласно доступным данным Росстата [7] в России в целом с 2014 г. по 2019 г. снижалась интенсивность экологических инноваций (табл. 1). Следовательно, ухудшалась экологическая ситуация в городах, повышалась вероятность образования смога, загрязнения воды. Все эти факторы отрицательно сказывались на здоровье горожан, внешнем облике городов и их имидже.

Грамотно выстроенный городской дизайн способен стать едва ли не основным конкурентным преимуществом при привлечении в город туристов. Помимо того, что из года в год наблюдается устойчивая тенденция к росту внутреннего туризма (рис. 3), в условиях ковидных ограничений и международных санкций внутренний туризм в ближайшие годы способен стать основным. Поэтому совершенствование городского дизайна, придание городу индивидуальности становится необходимым.

В настоящее время формируются новый туристический рынок – внутренний. Те места, на которые избалованные иностранными красотами туристы даже не смотрели, могут сегодня стать центрами туристического притяжения. И здесь важно обратить внимание на визуальную привлекательность городов. В идеале нужно научить население смотреть на свой город глазами туристов, подмечать красоту, интересоваться его историей и культурой. И достичь этого также поможет правильный городской дизайн.

 

 

Таблица 1

Организации, осуществлявшие инновации по повышению экологической безопасности в процессе производства товаров, работ, услуг (в процентах от общего числа организаций, осуществляющих экологические инновации)

Table 1

Organizations that have implemented innovations to improve environmental safety in the production of goods, works, services (as a percentage of the total number of organizations implementing environmental innovations)

Виды экологических инноваций

2014

2015

2017

2019

Сокращение материальных затрат на производство единицы товаров, работ, услуг

50,1

45,3

41,8

44,5

Сокращение энергозатрат на производство единицы товаров, работ, услуг

55,4

55,8

51

54,5

Сокращение выброса в атмосферу диоксида углерода (СО2)

41,8

43

37,3

35

Замена сырья и материалов на безопасные или менее  опасные

45

40,5

34,5

33,3

Снижение загрязнения окружающей среды (атмосферного воздуха, земельных, водных ресурсов, уменьшение уровня шума)

81,2

79,8

78,4

68,7

Осуществление вторичной переработки (рециркуляции) отходов производства, воды или материалов

45,6

46,5

43,4

38,9

Сохранение и воспроизводство используемых сельским хозяйством природных ресурсов

н/д

н/д

13,8

30,6

 

Рис. 3. Численность российских туристов, отправленных туристскими фирмами, в туры по России, тыс. человек [7]

Fig. 3. The number of Russian tourists sent by travel companies on tours in Russia, thousand people [7]

 

 

Технологичность городской среды является требованием времени. Новые технологии помогают сделать жизнь в городе безопасней и комфортней. Например, развитие цифровых технологий позволяет своевременно анализировать состояние зданий, следить за дорожным трафиком, при необходимости перенаправляя транспортные потоки и т.д.

Также интересными являются архитектурные решения, выполненные с применением новых подходов и технологий. Они разнообразят образ города, делают его более современным. Например, применение бионики в архитектуре. Бионика – «это инновационный архитектурный стиль, берущий самое лучшее от природы: рельефы, контуры, формы» [4]. Применение такой архитектуры призвано снизить уровень стресса, разнообразить городской ландшафт.

 

2. Результаты

 

Рассмотрим более подробно аспекты совершенствования городского дизайна на примере туристической отрасли.

Городской дизайн - первое, на что обращает внимание турист, приезжая в новое место. Важной проблемой большинства городов России является низкая интеграция объектов культуры в туристическую отрасль как в плане сервиса и сопутствующей инфраструктуры, так и в плане продвижения своих мероприятий, их визуального подтверждения.

Для любого туристического объекта важна визуальная составляющая. И для привлекательной картинки в буклете и на туристическом фото должны быть созданы все условия: планировка улиц, фотозоны, памятники, городская скульптура и т.д. Важным является наличие системы туристической навигации: указателей направления к достопримечательностям, местам питания и отдыха. Такая система навигации должна отвечать требованиям информативности, наглядности, понятности, простоты, единообразия, эстетичности и технологичности. Желательно также создать информационные центры туризма хотя бы в областных центрах [2].

Для большей привлекательности возможно добавить к внешнему виду города информационную составляющую. Например, предложить городским писателям и историкам создать сборники городских легенд, историй, а мастерам – разработать привлекательную сувенирную продукцию. Таким образом, дизайн получит подкрепление – полноценный «образ места».

Удачным примером трансформации города, создания интересного туристического центра, на взгляд автора статьи, является Йошкар-Ола. С 2008 года город преобразился, обзавёлся удивительно красивой набережной, зданиями, скульптурами, с каждым годом привлекая всё больше туристов (рис. 4).

Существенным аспектом городской среды является её доступность для людей с ограниченными возможностями, достаточность светового оформления улиц, наличие в городе зон отдыха и пешеходных зон, декорирование городских пространств табличками с информацией об истории города и т.д.

Такие меры позволят не только развивать туризм, но и сильнее укреплять бренд города.

Эффективность городского дизайна можно исследовать по следующим направлениям: социальному, эстетическо-эргономическому и экономическому (табл. 2).

 

 

 

Рис. 4. Фрагмент набережной Йошкар-Олы (фото автора)

Fig. 4. Fragment of the embankment of Yoshkar-Ola (photo by the author)

 

Таблица 2

Направления исследования эффективности городского дизайна

Table 2

Directions of research on the effectiveness of urban design

 

Социальный

Эстетическо-эргономический

Экономический

Снижение уровня стресса и пассивной агрессии через создание новой среды.

Приток в город рабочей силы и снижения оттока молодёжи

Создание комфортной для жизни среды.

Создание условий для более активного развития культуры, искусства, спорта, отдыха и т. д.

Привлекательность территорий  для жителей города.

Привлекательность территорий  для гостей города.

Удобство городских пространств

Создание новых рабочих мест.

Приток инвестиций.

Развитие инфраструктуры.

Развитие туризма

Формирование и укрепление бренда города, который в дальнейшем можно коммерциализовывать (например, получать роялти при продаже лицензий за пользование брендом территории).

 

 

 

Заключение

 

Городская среда должна нести культуру, оздоравливать общество, вдохновлять его. Однако помимо внешней стороны вопроса следует заботиться и об отношении горожан к окружающему их пространству. Необходима агитация и разъяснительные работы среди школьников и взрослых граждан о бережном отношении к своему жизненному пространству.

Необходимо регулярно поводить мониторинг состояния городской среды по перечисленным в табл. 2 направлениям.

Важно также обеспечить кадровую составляющую процесса городского дизайна, привлекая квалифицированные кадры в данной сфере и переобучая их под нужды конкретного города. Также для преображения города необходимы инвесторы и целевое финансирование.

References

1. Al-Fahad A.Z.M. Urban Design as a Factor Influencing the Economy. Actual Problems of the Humanities and Natural Sciences. 2018;3:40-44.

2. Getmanchenko O.V., Vyatkina B.M. The Role of City Design and Small Architecture Forms in the Development of Tourist Industry. Izvestiya vuzov. Investitsiyi. Stroyitelstvo. Nedvizhimost. 2014;5(10):103-112.

3. Laricheva E.A. Developing Domestic Urban Tourism as a Way to Reduce the Negative Impacts of Urbanization. In: Proceedings of the 5th Philosophical Readings: Philosophy in the Context of Modern Social Practices; 2020 Nov 21; Bryansk: Bryansk Regional Scientific Universal Library named after F.I. Tyutchev: 2021. p. 90-95.

4. Maksimenko A.E., Malakhovskaya A.I. Bionic Architecture. Construction and Industrial Safety. 2016;2(54):8-11.

5. Pryadko I.P. Biosphere and Social Processes in the Aspect of Urban Environment Strategic Design. Urban Studies. 2019;1:88-101. DOIhttps://doi.org/10.7256/2310-8673.2019.1.23227.

6. Intermediate Results of Implementing the Reform in the Field of Municipal Solid Waste [Internet] [cited 2022 Apr 10]. Available from: https://www.mnr.gov.ru/upload/iblock/Presentation by I.E. Gudkov.pdf

7. Rosstat. Official Site [Internet] [cited 2022 Apr 3]. Available from: https://rosstat.gov.ru/

Login or Create
* Forgot password?