STUDY OF THE RELATIONSHIP BETWEEN THE DEVELOPMENT OF SENSORY FATIGUE AND THE PRESENCE OF HEALTH DISORDERS AMONG RESPONDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the features of sensory fatigue which persons with impaired health of different nosological groups may experience. During the study, visual, sound and tactile triggers of sensory fatigue in respondents were identified; as well as the frequency and periods of development of this functional state and the duration of cases of sensory fatigue in respondents from different groups. Analysis of the results of the study showed that respondents with impaired health and a conditionally healthy group have different reasons for the development of sensory fatigue and the manifestation of mental responses to the intense effects of external stimuli.

Keywords:
sensory fatigue, perception, persons with impaired health; sensory adaptation; sensory systems, autism spectrum disorders
Text
Publication text (PDF): Read Download

На современном этапе социального разви-тия приоритетное влияние на жизнедеятель-ности человека, формирование его знаний и навыков, особенностей деятельности и проте-кания психических процессов оказывают по-стоянное развитие информационных техноло-гий и нарастание объемов поступающей ин-формации. За принятие входящей информа-ции из окружающей среды, а также различия в её обработке, распределение и наложение ограничений на поступающие сигналы отвечает такой высший психический процесс у человека как восприятие. Процесс восприятия или перцепции определяется как «процесс познания явлений окружающего мира при помощи органов чувств»[1, c. 147] и сенсорных систем человека. В условиях увеличения поступательной нагрузки на органы чувств и сенсорные системы человека, наблюдаемых в настоящий период развития научно-технического прогресса и роста массивов информации, процесс восприятия человека остается неизменным по своим свойствам и задачам, при этом на сохранение его работоспособности и функциональных характеристик оказывают влияние указанные выше факторы развития общества, вызывая у человека увеличение числа случаев сенсорного утомления (СУ), переутомления органов чувств и перцептивных систем, ухудшения в психическом и физическом здоровье.
Теоретические и практические аспекты возникновения и развития сенсорного утомле-ния представлены в трудах зарубежных и оте-чественных ученых Кармайкла Л. (Carmichael L.), Нейсона Б. (NeisonB.), Розенблата В.В., Халфиной Р.Р., Евсеева А.В., Рыбникова О. Н., Неймана В.Л., Левитова Н.Д. и др.
Ощущение утомления проявляется как «нормальное функциональное состояние че-ловека, возникающее в процессе деятельности и характеризующееся появлением усталости, изменением физиологических функций, уме-ренным снижением работоспособности» [2].
Утомление организма Розенблат В.В. опре-деляет как «целостный процесс с центрально-корковым ведущим звеном, представляющим по биологической сущности корковую защит-ную реакцию, а по физиологическому меха-низму – снижение работоспособности, прежде всего самих корковых клеток, что обусловлено их охранительным торможением». [3, c. 240] Таким образом, при уменьшении пропускной способности корковых клеток, и возникновении и развитии сенсорного утомления осуществляется контроль состояния сенсорных систем и степени их утомления. 
В психофизиологии сенсорное утомление рассматривается как «воздействие прямых или косвенных раздражителей на тело человека, путем негативного влияния на сенсорную систему организма» [4].
Под сенсорным утомлением в рамках пси-хофизиологии профессиональной деятельно-сти Левитов Н.Д. понимал «расстройства ре-цепторов, которые принимали участие в рабо-те. Если человек долго читает без перерывов, то, по его словам, у него начинают «расплы-ваться» в глазах строчки текста. При продол-жительном и напряженном слушании, что имеет место, например, при многочисленных совещаниях, теряется нить содержания и смысл излагаемого. Продолжительная ручная работа может привести к ослаблению так-тильной и кинестетической чувствительно-сти» [5, c. 233].
Близким по значению понятием является «усталость» – «субъективное ощущение утом-ления; отражающее совокупность изменений физических, биохимических и психофизиоло-гических функций, возникающих во время длительной или интенсивной работы» [6]. Как отмечают некоторые учёные, чувство устало-сти не постоянно соответствует ощущению утомления [7]. Близким по психофизическим проявлениям является астенический синдром, при котором человек реагирует на внешние раздражители «с повышенной возбудимостью, раздражительно, плохо переносит яркий свет, шум, громкие звуки» [8].
На возникновение и развитие сенсорного утомления влияет ряд внешних факторов и индивидуальных особенностей человека, та-ких как пол, возраст, профессиональная при-надлежность, адаптационные возможности организма, физическая форма, уровень здоро-вья, наличие нарушений в здоровье, степень устойчивости к воздействиям внешних раз-дражителей, уровень безопасности условий труда и т.п. Одним из факторов возникнове-ния и развития сенсорного утомления являет-ся вид деятельности человека. Так «выполне-ние умственной работы может вызывать сни-жение функционального состояния зрительного и слухового анализаторов работников в течение всего дня, что говорит о возможности возникновения сенсорного утомления, которое требует разработки профилактических мер» [9].
Сенсорное утомление как безопасное функциональное состояние для условно здо-ровых лиц, может являться достаточно тяже-лым, «нагрузочным и даже болезненным» [10] для лиц с нарушениями в здоровье разных но-зологических групп. Рассмотренные теорети-ческие источники показали, что более изучен-ными являются зрительное и слуховое утом-ление у представителей разных профессий и специальностей. Другие виды сенсорного утомления остаются менее изученными в на-стоящее время. В связи с этим изучение видов сенсорного утомления, особенностей их про-явления, а также взаимосвязей с таким факто-ром как «нарушение в здоровье» имеет акту-альность для развития психологии труда, пси-хофизиологии, психологии здоровья, психоло-гии и педагогики инклюзивного образования и других областей современных гуманитарных наук.
Целями этой статьи являются преставление результатов исследования особенностей сен-сорного утомления и изучение взаимосвязей между появлением случаев сенсорного утом-ления и нарушениями в здоровье у респонден-тов с разными уровнями здоровья.
В ходе исследования были использованы следующие методы изучения особенностей зрительного утомления у лиц с нарушениями в здоровье: наблюдение, эксперимент с само-регистрацией изменений в психофизическом состоянии респондентами в протоколах, анке-тированный опрос.
Опрос проводился в электронной форме и очной форме в практической части исследова-ния в октябре-ноябре 2019 г. на базе Институ-та бизнеса и делового администрирования РАНХиГС.
В исследовании приняли участие 133 рес-пондента в возрасте от 15 до 60 лет (средний возраст – 25,3 г.), из которых было 27 мужчин и 106 женщин. В экспериментальную группу были включены лица с разными психофизиче-скими нарушениями, в том числе с ОВЗ и ин-валидностью (n = 80), а в контрольную группу вошли условно здоровые лица (n = 53) (табл.1).
 
Таблица 1. Распределение респондентов на группы по видам нарушений в здоровье

№ группы    Название группы    Количество человек
1    условно здоровые лица    53
2    лица с расстройствами аутистического спектра (РАС)    31
3    лица с синестезией    12
4    лица с вегетососудистой дистонией (ВСД)    17
5    лица с инвалидностью (соматической, сенсор-ной и физической)    12
6    лица с психоэмоциональными нарушениями    4
7    лица с другими физическими нарушениями и расстройствами    4
Итого:                                                                                                            133

Склонность к сенсорному утомлению и ответные психические реакции на воздействие внешних раздражителей проявляются у респондентов из экспериментальной и контрольной групп (табл. 2). 

Таблица 2. Сопоставление склонности к сенсорному утомлению и уровня психических реакций у респондентов контрольной и экспериментальных групп

Группы


Показатели    M (SD)    Значимость 
различий между 
группами (U-критерий Манна-Уитни, p=0,05)
    Экспериментальная
(N=80)    Контрольная
(N=53)    
склонность к СУ    0,32 (1,09)    0,75 (0,43)    1048
ответные психические ре-акции на внешнее воздей-ствие    0 (0,98)    -0,06 (1,13)    1340
потребность в сенсорной разгрузке    0,68 (0,73)    -0,43 (1,03)    1278
потребность в уединение    0,74 (0,45)    0,75 (0,43)    1394,5

M (Mean) – среднее значение;
SD – среднее квадратическое отклонение. 

 
Выделенные различия в склонности к сен-сорному утомлению и появлению ответных психических реакций (потребности находить-ся в темноте и в тишине, склонности к уеди-нению, избегание посещения мест с ярким освещением и высоким уровнем шума и т.п.) на воздействие внешних раздражителей между представителями экспериментальной и контрольной групп статически незначимы.
В ходе исследования респонденты должны были указать свой преимущественный тип восприятия. Лица из условно здоровой группы имеют визуальный (26 %), аудиальный (2 %), кинестетический (8 %), смешанный (40 %) и неопределенный опрошенными (24 %) типы восприятия. Респонденты с нарушениями в здоровье: визуальный (33 %), аудиальный 
(6 %), кинестетический (4 %), смешанный 
(34 %), неопределенный участниками (26 %) типы восприятия (рис. 1). Такое распределе-ние лиц по типу восприятия близко к нор-мальному для общества, где «визуалы состав-ляют 35 %, аудиалы 5 %, кинестеты 35 % и т.п.» [11], если учесть, что респонденты со смешанным и неидентифицированным типами восприятия могут относиться к одной из данных групп.
В процессе своей жизнедеятельности уча-стники исследования испытывали сенсорное утомление разных видов один раз и более. Лица из условно здоровой группы чаще всего испытывали слуховое (34 %) и зрительное (33 %) утомление. Тактильное утомление они ис-пытывали реже всего (в 5 % случаев). Специ-фические виды утомление – обонятельное и другие – представители этой группы испыты-вали достаточно редко (в 12 % и 5 % случаев соответственно) (рис. 2). 
 
 

Рис. 1. Распределение респондентов по типам восприятия (в %)

 

Рис. 2. Распределение случаев сенсорного утомления у респондентов по видам (в %)

 
Лица с нарушениями в здоровье также час-то испытывали слуховое и зрительное утом-ление (в 29% и 26% случаев соответственно). При этом, многие учёные отмечают, что сен-сорное утомление «чаще бывает зрительным и реже слуховым» [12].
При этом у них чаще наблюдались случаи тактильного утомления, чем у лиц с нормаль-ным уровнем здоровья. Тактильная усталость часто проявляется у лиц с РАС, вошедших в выборку лиц с психофизическими наруше-ниями. «Даже при незначительных тактиль-ных контактах с другими людьми (соприкос-новениям в транспорте и на улице, осмотре врачами, объятиях и поглаживаниях) многие лица с РАС испытывают чувство физической «затроганности» (touched out), когда любые тактильные ощущения и прикосновения вос-принимаются в резкой форме, иногда даже в формах полного отвращение от любых физи-ческих контактов и боли; возникает желание ограничения социальных контактов и потреб-ность в сенсорной разгрузки» [13]. Другие ви-ды сенсорного утомления лица с психофизи-ческими нарушениями ощущали не чаще, чем лица из условно здоровой группы. 
Взаимосвязь 1: вид сенсорного утомления человека взаимосвязан с наличием у него оп-ределенного нарушения в здоровье. Таким об-разом, у лиц с нарушениями в здоровье и из условно здоровой группы чаще всего встреча-лись случаи слухового и зрительного утомле-ния в течение жизни. У респондентов с сен-сорной инвалидностью (по зрению, слуху и т.п.) быстрее утомляется та сенсорная систе-ма, которая имеет дефект или нарушение в своем функционировании. У лиц с психоэмо-циональными нарушениями (с РАС, с тревож-ными расстройствами и т.п.) часто наблюдается тактильное утомление вследствие расстройств в сенсорной модуляции[14]; им также свойственно испытывать другие специфические виды сенсорного утомления – обонятельное, вкусовое, моторное и др. 
Для понимания причин возникновения и развития сенсорного утомления у участников исследования были выделены триггеры сен-сорной усталости у представителей обеих групп (табл. 3).
 

Таблица 3. Триггеры сенсорное утомления, выделенные респондентами (кол-во ответов)

Звуковые триггеры    Визуальные триггеры    Тактильные триггеры (зоны на теле)
Лица из условно здоровой группы
громкие голоса (4), детский плач (5), крики (4), звук дрели (3), писк насекомых (2), гром-кие звуки (5), сигнализация машины (2), разговоры (1), звук бор-машины (3), скрежет (5), скрежет ногтей по стеклу (1), скрип (5), лай собаки (1), стук (2), чавканье (4), звуки ремонта (4), шмыганье носом (1)    вспышки света (4), быстро дви-жущиеся предметы (3), высотные дома с выделенными окнами (1), дисплей телефона (5), искры от сварки (1), мигание света (7), ра-бота на ПК (4), яркие цвета (3), солнечный свет (4), холодный свет лампы (3), рекламные ролики (6), рябь (1), свет люминесцентных ламп (1), яркий свет (8).    волосы (8), лицо (7), голова (7), живот (5), шея (6), ноги (4), руки (4), спина (6), плечи (6)
Лица с нарушениями в здоровье
агрессивные крики (3), басы в музыке (4), плач ребенка (17), женские и звонкие голоса (3), свист (2), голоса (6), громкая музыка (9), звук дрели (2), звук работающей техники (3), звуки высокой частоты (2), звуки музыкальных игрушек (1), скрежет мела по стеклу (1), монотонные звуки (1), ночные шумы (1), писк насе-комых (2), сигнализация ма-шины (2), скрежет (5), скрип (7), звук от трения пенопласта (1), чавканье (3), шум метро (1), шепот (2), царапанье (2)    бегущие строки (2), быстрая сме-на изображений (5), вспышки фо-токамер (2), сцены избиения и аг-рессии (3), дисплеи гаджетов (5), яркий свет (7), мигание света (7), желтый свет ламп (4), неоновые цвета (2), оптические иллюзии (2), рекламные ролики (10), освещение в магазинах (6), снег (2), свет люминесцентных ламп (3), свет фар машин (2), свет фонарей в темноте (1), холодный свет ламп (4), яркие цвета (7), определенные цвета (3), солнечный свет (3)    волосы (5), голова (8), шея (5), ладони (2), жи-вот (8), ноги (6), спина (3), плечи (7), предпле-чья (2), грудь (6), стопы (3), макушка (2), об-ласть лопаток (1), левая сторона тела (1), уши (5), колени (2), область поясницы (1), нос (1), лицо (8), пятки (2), бед-ра (2)

 
Выделенные звуковые, визуальные и так-тильные триггеры вызывают сенсорное утом-ления у лиц из условно здоровой группы и у имеющих психофизические нарушения. Стоит отметить, что респонденты с нарушениями в здоровье более чувствительны к внешним сенсорным раздражителям и выделяют их большее количество, в том числе специфические раздражители и триггеры с низкой интенсивностью и силой воздействия (например, шепот, ночные шумы, освещение в магазинах и т.д.). Также они указали большее число зон на теле, прикосновения к которым может вызывать у них тактильную усталость, и их более глубокую детализацию, чем лица из условно здоровой группы.
Взаимосвязь 2: восприимчивость человека
к звуковым, визуальным и тактильным раз-дражителям и вероятность развития у него сенсорного утомления при взаимодействиях с окружающей средой связана с наличием пси-хофизического нарушения. Лица с психофи-зическими нарушениями более чувствительны и воспринимают большее число внешних раз-дражителей; им свойственно восприятие спе-цифических и слабых звуковых и визуальных раздражителей; также у них наблюдается бо-лее выраженное тактильное восприятие и большее число областей на теле, прикоснове-ния к которым могут вызвать дискомфорт и неприятные ощущения. 
Рассмотрев звуковые, визуальные и так-тильные раздражители, вызывающие сенсор-ное утомление у участников исследования, далее приведем результаты изучения времен-ных параметров и особенностей протекания этого функционального состояния у групп лиц с разным уровнем здоровья.
На первом этапе исследования определя-лись временные особенности развития слухо-вого и зрительного утомления у групп лиц с разным уровнем здоровья. Респондентам нуж-но было отметить частоту возникновения у них сенсорного утомления при воздействии: звуковых раздражителей – звукаработающей дрели (90-110 Дб), стука молотка (75-85 Дб), работающей сигнализация машины в радиусе 1-2 метров от человека (90 Дб), громкой речи (70-80 Дб) и громкой музыки (95 Дб) в радиу-се 1-1,5 метра и визуальных раздражителей – мигания света и просмотра движущихся и ми-гающих оптических иллюзий, 3D-картинок, рекламных роликов длительностью 30 сек и более, быстро сменяющих изображений. Уча-стники исследования должны были указать как часто испытывали сенсорную усталость после продолжительного воздействия этих звуковых и визуальных раздражителей по шкале: никогда (-2), редко (-1), иногда (0), часто (1), всегда (2) (табл. 4).
 

Таблица 4. Средние оценки частоты возникновения слухового и зрительного утомления у лиц с психофизическими нарушениями и из условно-здоровой группы

Звуковые 
раздражители
Группы лиц по
 уровню здоровья    Работающая дрель    Стук 
молотка    Сигнализация машина    Громкие голоса    Громкая
музыка
1.    Лица из услов-но-здоровой группы    0,87    0,35    0,57    0,79    0,35
2.    Лица с психо-физическими нару-шениями    0,89    0,53    0,20    -0,04    -0,51
Визуальные 
раздражители

Группы лиц по
 уровню здоровья    мигание света    движущиеся и мигающие оптические иллюзии    3D-картинки    рекламные ролики    быстро 
сменяющиеся изображения
1.    Лица из услов-но-здоровой группы    -0,02    -0,25    -1,15    0,06    -0,17
2.    Лица с психо-физическими нару-шениями    0,21    -0,20    -0,58    0,24    -0,03

 
Большинство лиц с психофизическими на-рушениями отмечают у себя возникновение и развитие слухового сенсорного утомления при звуках работающей дрели и громких голосов в радиусе 1-1,5 метров. В этих условиях возникновение слухового сенсорного утомления в большей степени отмечают у себя лица с РАС в случаях восприятия всех приведенных звуков. Также звуки с высокими уровнями громкости и интенсивности отрицательно влияют на лиц с ВСД, вызывая у них гиперестезии (состояния непереносимости шума, света, вибрации, температуры, запахов, непереносимости духоты и т.п.).
Лица из контрольной группы также выде-лили высокую возможность развития у себя сенсорного утомления при звуках работающей дрели. Они отметили у себя большую частоту появлений сенсорного утомления и слуховой усталости от воздействия звуков стука молотка и работающей сигнализации. Респонденты из условно здоровой группы отметили у себя частоту возникновения случаев сенсорного утомления в промежутке шкалы от иногда (0) до часто (1) при восприятии неприятных зву-ков (работающей дрели, сигнализации маши-ны, стука молотка), при этом громкие звуки голосов и музыки редко или практически ни-когда не вызывают у них слуховой усталости.
Предложенные визуальные раздражители (мигание света, оптические иллюзии, 3D-картинки, рекламные ролики, быстро сме-няющиеся изображения) ранее были отмечены респондентами как триггеры зрительного утомления. Мигание света часто оказывает неприятное воздействие на зрительное восприятие лиц с РАС, синестетов, пациентов с ВСД, лиц с инвалидностью и другими физическими нарушениями. Просмотр оптических иллюзий и зрительных феноменом является нежелательным для лиц с нарушениями моз-гового кровообращениями и другими наруше-ниями в здоровье. Оптические иллюзии вызы-вают часто или всегда сенсорное утомление у лиц с ВСД, с сенсорной инвалидностью и психоэмоциональными расстройствами. 3D-картинки являются редко предъявляемым ви-зуальным раздражителем и могут вызвать как интерес и внимание со стороны наблюдателя, так и усталость от просмотра. Практически все участники исследования отметили, что просмотр 3D-картинок никогда не вызывал у них сенсорного утомления. Напротив, рек-ламные ролики, демонстрируемые в большом количестве в СМИ, являются одним из основ-ных факторов развития как умственной, так и зрительной усталости у респондентов. Этот визуальный триггер отметили представители всех групп. Также на сенсорное восприятие негативно воздействуют быстро сменяющиеся изображения на экранах и мониторах и быстро движущиеся (мелькающие) объекты. Они оказывают воздействие на психофизическое состояние респондентов с РАС, с синестезией, с ВСД, с инвалидностью и физическими нарушениями. Влияние выделенных визуальных явлений и объектов на лиц с нарушениями в здоровье должно учитываться при создании безопасной сенсорной среды.
Взаимосвязь 3: частота появления случаев звукового и зрительного утомления выше у человека с нарушениями в здоровье, чем с нормальным уровнем здоровья. В целом, у лиц с нарушениями в здоровье частота воз-никновения случаев звукового и зрительного утомления от представленных триггеров выше на 35,7%, чем у лиц из условно здоровой группы. Особенно этому состоянию подвер-жены лица с РАС, с ВСД, с психоэмоциональ-ными расстройствами, имеющие в основании своего нарушения комплексное сочетание фи-зических, психологических, эмоциональных расстройств и нарушений в адаптации.
Второй этап исследования проводился в очном форме и состоял из двух частей. В на-чале исследования участникам предлагалось прослушать записи звуков работающей дрели, стука молотка и сигнализации машины, кото-рые имели продолжительность 30 минут, мак-симальный уровень громкости был 80-85 Дб, слушатели располагались в аудитории на рас-стоянии 1-2 метров от ноутбука. В начале прослушивания каждой записи респонденты должны быть включить секундомеры и оста-новить отсчет времени при возникновении слуховой усталости. После этого они могли надеть наушники и не участвовать в прослу-шивании записей.
Далее после перерыва в 10 минут участни-ки должны были просмотреть три движущие-ся и мигающие оптические иллюзии, взятые из каталога «Зрительные феномены и иллю-зии».[15]Всем участникам практической части исследования предлагалось просмотреть по очереди воспроизведение трех движущихся и мигающих оптических иллюзий с контрастным цветовым оформлением. Максимальное время показа составляло 30 минут для каждой оптической иллюзии; респонденты располагались в аудитории свободно на расстоянии 
1-2 метров от экрана. В начале просмотра ка-ждой оптической иллюзии они должны были включить секундомеры и остановить их при появлении неприятных психофизических ощущений и зрительной усталости. После этого респонденты могли прекратить просмотр оптической иллюзии (закрыть глаза, отвернуться от экрана, выйти из зоны просмотра). Таким образом, были зафиксированы временные параметры возникновения зрительного утомления у респондентов с разными нарушениями здоровья при интенсивном воздействии визуальных явлений (табл. 5).
На лиц с психофизическими нарушениями предъявляемые звуковые раздражители ока-зывали достаточно сильное воздействие и в непродолжительный период от 1 мин 24 сек до 3 мин 2 сек вызывали у них сенсорное утомление и желание остановить прослуши-вание. 
У респондентов из контрольной группы слуховая усталость наступала в среднем на 
3 мин 5 сек позже при прослушивании данных записей, что связано с их возможностями к сенсорной адаптации , высокой степенью психической и физической устойчивости, слабой подверженностью утомлению и появлениям негативных психофизических состояний.
В среднем звуковые раздражители высокой громкости и интенсивности более всего по-влияли на возникновение и развитие сенсор-ного утомления у лиц с психическими и физическими нарушениями и расстройствами. Устойчивость к слуховой усталости при сильном звуковом воздействии показали представители с расстройствами аутистического спектра и инвалидностью. По результатам анализа комментариев к практической части исследования некоторых участников с РАС, можно заключить, что прослушивание подобных звуки с высокой частотой и громкостью им может быть приятно, вызывать физические ответные реакции, заставлять на определенное время «залипать» на одном звуке.
 

Таблица 5. Средние временные параметры возникновения звукового и зрительного утомле-ния у лиц с разными видами нарушения здоровья (в мин)

Предъявляемый 
раздражитель


Группы лиц с 
психофизическими нарушениями    Звуковые раздражители    Визуальные раздражители
    работаю-щая дрель    стук молот-ка    сигнализа-ция машины    I оптиче-ская ил-люзия    II оптиче-ская ил-люзия    III опти-ческая ил-люзия
лица из условно здо-ровой группы    6:37    5:57    4:14    13:41    9:13    4:07
лица с расстройства-ми аутистического спектра (РАС)    3:02    1:24    2:26    3:40    4:43    2:12
лица с синестезией    8:07    1:14    3:40    1:49    0:43    0:16
лица с вегетососуди-стой дистонией (ВСД)    4:19    1:19    2:19    1:52    1:10    1:06
лица с инвалидно-стью (соматической, сенсорной и физиче-ской)    4:08    2:04    1:49    3:42    2:54    1:56
лица с психоэмоцио-нальными наруше-ниями    1:25    2:56    5:40    0:35    0:30    0:14
лица с другими физи-ческими нарушения-ми и расстройствами    0:11    0:14    0:45    1:48    2:23    1:37

 
Наибольшая длительность просмотра опти-ческих иллюзий наблюдалась у лиц из услов-но здоровой группы от 4 мин 7 сек до 13 мин 41 сек (в среднем 5 мин 28 сек). Лица с РАС отмечали, что могут смотреть на движущиеся и мигающие оптические иллюзии достаточно долго; при гипочувствительности они надолго останавливаются на просмотре визуальных объектов и могут не испытывать усталости или других неприятных ощущений в течение долгого времени. Быстрое развитие зритель-ного утомления имело место у лиц с психо-эмоциональными нарушениями и синестезией. Они прекращали просмотр оптических иллюзий в промежутке от 14 сек до 1 мин 49 сек (средняя продолжительность – 26 и 56 сек соответственно). Быстро сенсорное утомление и зрительная усталость при проведении исследования развивались также и у лиц с ВСД, для которых просмотр оптических иллюзий мог быть вреден и должен проводиться под контролем ведущего.
Взаимосвязь 4: возникновение сенсорного утомления у человека при воздействии на него звуковых и визуальных раздражителей высокой громкости и интенсивности происходит быстрее при наличии психофизических нарушений; время наступления слуховой и зрительной усталости зависит от нозологии нарушения. При проведении лабораторного эксперимента с группой лиц с разными видами психофизических нарушений удалось устано-вить, что более подвержены сенсорному утомлению лица с РАС, с ВСД и с психоэмо-циональными и физическими расстройствами при воздействии звуковых и визуальных раз-дражителей. Лица из условно здоровой груп-пы имеют выраженную устойчивость к сен-сорным нагрузкам и возможность быстрого восстановления после напряжения зрительной и слуховой систем.
На третьем этапе исследования респон-денты из обеих групп отвечали на вопросы о возникновении и развитии у них случаев так-тильного и обонятельного утомления.
Тактильное утомление развивается у чело-века в результате длительного или интенсив-ного воздействия раздражителя на тактильные рецепторы (свободные нервные окончания, диски Меркеля, тельца Пачини и др.) при ко-тором «первичные изменения возникают в сенсорных системах, начиная от рецептора и заканчивая корковым концом анализатора»[2].
Обонятельное утомление относится к спе-цифическим видам сенсорного утомления и, в основном, связано с профессиональной дея-тельностью человека. Оно «является времен-ной, нормальной неспособностью различать конкретный запах после длительного воздей-ствия этого соединения в воздухе» [17]. Обо-няние «оказывает влияние на пищевое пове-дение, принимает участие в апробации пищи на съедобность, в настройке пищеварительно-го аппарата на обработку пищи (по механизму условного рефлекса), а также – на оборонительное поведение, помогая избежать опасности благодаря способности различать вредные для организма вещества» [181, c. 70].
Для изучения особенностей тактильного утомления лицам с психофизическими нару-шениями и респондентам из условно здоровой группы предлагалось оценить свои реакции на тактильное воздействие (табл. 6).
 

Таблица 6. Сопоставление средних оценок частоты возникновения тактильного утомления у респондентов из экспериментальной и контрольной группы (в %)

Вопросы

Частота 
случаев    Могут ли Вас 
раздражать или мешать при 
ношении 
аксессуары (часы, кольца, ремни и т.д.)?    Может ли одеж-да стеснять Вас и вызывать 
желание её снять?    Бывают ли Вам 
неприятны 
прикосновения других людей 
(друзья, родители, дети)?    Часто ли Вам хочется 
залезть с 
головой под одеяло, плед и т.п.?
Лица с психофизическими нарушениями
никогда    10,00    3,33    3,33    0,00
редко    20,00    10,00    6,67    3,33
иногда    30,00    26,67    50,00    20,00
часто    40,00    56,67    40,00    50,00
всегда    0,00    3,33    0,00    26,67
Лица из условно здоровой группы
никогда    26,53    16,33    18,37    30,61
редко    34,69    32,65    16,33    26,53
иногда    26,53    30,61    32,65    24,49
часто    12,24    16,33    26,53    12,24
всегда    0,00    4,08    6,12    6,12

 
Лица с нарушениями в здоровье отметили, что их иногда или часто может раздражать ношение различных аксессуаров (часов, ко-лец, бус, ремней и т.п.), которые находятся в непосредственном контакте с их кожей, могут оказывать давление на тело или имеют замет-ный для человека вес. Большая часть респон-дентов из этой группы указали, что одежда часто вызывает у них дискомфорт и неприят-ные тактильные ощущения, желание ее снять. Многих из респондентов с РАС и другими психоэмоциональными нарушениями часто могут испугать и/или вызвать неприятные ощущения неожиданные или предсказуемые прикосновения других людей, как знакомых, так и незнакомых. Большинство из опрошен-ных в этими нарушениями испытывает всегда или часто желание залезть с головой под одеяло, плед и т.п.
Лица из условно здоровой группы никогда или редко отмечали у себя желания прекра-тить ношение того или иного аксессуара и практически не испытывали тактильного утомления. Также им редко или иногда может быть неприятно ношение одежды. Прикосно-вения других людей у участников исследова-ния вызывают скорее положительные ответ-ные реакции; но неожиданные прикосновения или близкий тактильный контакт с малозна-комыми и неприятными людьми часто вызы-вают отрицательные эмоции и ощущения. Большая часть опрошенных из этой группы отметили, что никогда или очень редко испы-тывали потребность спрятаться с головой под одеялом или под пледом.
Реже, чем рассмотренное выше тактильное утомление, у человека может возникнуть обо-нятельная сенсорная усталость. Она, как правило, появляется в результате интенсивно-го и длительного воздействия сильных запа-хов (сладкие ароматы, запахи духов, рыбы, бензина, ацетона, дыма от сигарет и т.д.). Рес-понденты с нарушениями в здоровье отмети-ли, что воздействие на них подобных запахов является триггером появления сенсорного утомления с вероятностью развития сенсор-ной перегрузки (табл. 7).
 

Таблица 7. Относительные показатели частоты возникновения обонятельного утомления у респондентов из экспериментальной и контрольной групп (в %)

Частота 
случаев
Группы 
респондентов    никогда    редко    иногда    часто    всегда
1. Лица из условно здоровой группы    8,2    28,6    24,5    28,6    10,2
2. Лица с наруше-ниями в здоровье    0    20,0    6,67    33,3    33,3

 
Лица с психофизическими нарушениями в большинстве случаев имеют высокую чувст-вительность к ольфакторным раздражителям (66,6 %); часть участников исследования из этой группы редко реагирует на неприятные запахи и сильные ароматы и имеет низкий порог восприятия запахов (20 %).
Респонденты из контрольной группы также отметили у себя наличие ответных реакцией и возможности развития сенсорной усталости от воздействия запахов и ароматов (53,1 %). 
Взаимосвязь 5: специфические виды сен-сорного утомления (тактильное и обонятель-ное) чаще возникают у человека при наличии нарушений в здоровье, особенно при психо-эмоциональных расстройствах. Как показали результаты исследования, лица с психофизи-ческими нарушениями испытывают тактиль-ное и обонятельное утомления чаще (на 23,4% и 20,3% соответственно), чем условно здоро-вые респонденты. Большую сенсорную уста-лость от воздействия тактильных триггеров и запахов испытывают лица с РАС и с ВСД. Отмечу, что лица с РАС могут иметь как ги-перчувствительность к этим внешним раздра-жителям, так и гипочувствительность к ним, при этом сенсорная усталость и психические реакции на их воздействия могут развиваться в обоих случаях. 
Для оценки временной продолжительности случаев сенсорного утомления респонденты с
нарушениями в здоровье должны были ука-зать средние временные интервалы, в течение которых у них длилось это состояние ранее (табл. 8).
Как показывают результаты, половина ус-ловно здоровых лиц испытывают сенсорное утомление при воздействии внешних раздра-жителей в промежутке от нескольких секунд до 10 минут (50 %), часть из опрошенных этой группы не испытывают СУ никогда (12 %). Близкие временные оценки длительности сенсорного утомления указали лица с РАС, с синестезий и ВСД. У них состояние сенсорного утомления протекает в среднем в промежутке от нескольких секунд до 10 минут. Лица с инвалидностью разных нозологических групп испытывают сенсорное утомление в среднем от нескольких секунд до 30 минут (69 %); большее количество лиц с психоэмоциональными нарушениями не испытывают сенсорного утомления в течение определенного времени или вообще (40 %); однако среди них выявлено большое число респондентов, которые постоянно ощущают зрительное и другие виды сенсорного утомления вследствие нарушений в психической и эмоциональной сферах (20 %); лица с физическими нарушениями несмотря на наличие расстройств в здоровье, склонности к проявлением сенсорной устало-сти и психофизической слабости также испы-тывают сенсорное утомление в среднем от нескольких секунд до 10 минут (60 %) или не испытывали его ранее вообще (25 %).
 

Таблица 8. Распределение ответов респондентов с разными видами нарушений здоровья о продолжительности сенсорного утомления (в %)

Группы 
лиц

Длительность СУ    Условно здоровые лица    Лица с РАС    Лица с 
синестезией    Лица с ВСД    Лица с 
инвалидностью    Лица с 
психоэмоц. нарушениями    Лица с 
физич. 
нарушениями
постоянно испытывают СУ    15    16    14    12    5    20    5
менее 1 
минуты    20    17    12    28    18    15    25
1-10 минут    30    30    30    28    35    10    35
10-30 минут    12    12    12    9    16    10    5
30-60 минут    6    7    7    8    8    5    5
более 1 часа    5    5    3    9    10    0    0
не 
испытывают СУ    12    13    22    6    8    40    25
Итого:    100    100    100    100    100    100    100

 
Взаимосвязь 6: продолжительность случаев сенсорного утомления связана с наличием у человека нарушений в здоровье разны нозоло-гических групп. Как показали результаты ис-следования, у лиц с психофизическими нару-шениями состояние сенсорного утомления протекает более длительно (от нескольких секунд до 30 минут), чем у лиц из условно здоровой группы. Также часть лиц с РАС и с психоэмоциональными нарушениями отметили, что испытывают сенсорное утомления постоянно, что является негативным фактором и означает наличие у них утомления в стадиях субкомпенсации и декомпенсации по Овечкину Г.И. и соавт. [19].
Далее будут представлены результаты кла-стерного анализа третьего этапа исследования особенностей сенсорного утомления у лиц с разными нарушениями в здоровье, в которую были включены вопросы о психологических изменениях у респондентов при воздействии внешних раздражителей. 
В ходе проведения кластерного анализа в ПППО IBM SPSS Statistics были выделены 4 кластера, в которые вошли объекты с разными уровнями сенсорного утомления и психологи-ческими ответными реакциями (табл. 8 и 9).
В первую группу вошли лица, имеющие психические основания для развития сенсор-ного утомления. Состав группы: лица из ус-ловно здоровой группы (45 %), лица с РАС 
(16 %), лица с инвалидностью (15 %), лица с ВСД (14 %), лица с другими физическими на-рушениями (10 %). Эти респонденты указали высокую частоту возникновения случаев сен-сорного утомления, его большую временную продолжительность и имеют выраженные психические реакции на интенсивное воздей-ствие внешних раздражителей. У них были отмечены высокие показатели развития ответ-ных психических реакций на воздействие внешних раздражителей при слабовыражен-ных или компенсированных физических на-рушениях.
Респонденты из этой группы имеют низкую сенсорную адаптация к воздействиям звуковых, световых, цветовых, и других видов раздражителей. 
На них оказывает сенсорную нагрузку вос-приятие звуков бытового окружения; они вы-нуждены избегать посещения шумных мест и частых социальных контактов. У респонден-тов из этой группы есть потребности в частой сенсорной разгрузке в условиях относитель-ной тишины и в длительном уединении после социальных контактов. Большинство из них отмечают, что некомфортно ощущают себя в местах с ярким светом, реагируют на яркие цвета и контрастные изображения, испытыва-ют утомление от работы на ПК и с гаджетами, и усталость после зрительной нагрузки. Визу-альные явления и объекты вызывают у участ-ников исследования часто или всегда ответ-ные психологические реакции: желание на определенное время закрыть глаза или побыть в темноте; использовать средства зрительной разгрузки, например, темные очки или повяз-ку на глаза; ограничить просмотр изображе-ний, чаще оставаться в одиночестве, избегать участия в социальных контактах и посещения мест с ярким освещением и цветным фоном. 
 

Таблица 9. Результаты кластерного анализа склонности к сенсорному утомлению и наличия ответных психических реакций у респондентов с нарушениями здоровья

ANOVA
    Кластер    ошибка    F    Значимость
    Средний квадрат    ст.св.    Средний квадрат    ст.св.        
Может ли Вас раздражать выделенные звуковые и визуальные триггеры?    27,086    3    0,433    133    62,512    0,000
Часто ли Вам хочется побыть в полной темноте и/или в относительной тишине?    15,279    3    0,301    133    50,741    0,000
Наличие желания оказаться в условиях полного одиночества    19,263    3    0,189    133    101,686    0,000

Таблица10. Распределение респондентов по выделенным кластерам

Число наблюдений в каждом кластере
Кластер    1    39,000
    2    23,000
    3    18,000
    4    53,000
Валидные    133,000
Пропущенные    0,000

 
Наличие психических реакций на воздейст-вие внешних раздражителей и пониженной сенсорной адаптации у респондентов может быть вызвано стрессовыми состояниями, ощущением сильной усталости, угнетением внутренних психологических установок и другими негативными психическими реак-циями, связанным со зрительным восприятием. 
Во вторую группу вошли респонденты, имеющие физические основания для развития сенсорного утомления. Состав группы: лица с РАС (43 %), условно здоровые респонденты (34 %), лица с вегетососудистой дистонией 
(12 %), лица с психоэмоциональными нару-шениями (11 %). Эти респонденты также ука-зали выраженную глубину и короткую про-должительность периода устойчивости к сен-сорному утомлению, как и участники иссле-дования из первой группы. У них отмечено преобладание физических симптомов (слабо-сти, астенических проявлений, повышенной утомляемости, нарушений зрения и слуха) сенсорного утомления, при этом психические реакции снижены. 
В связи с этим, наступление сенсорного утомления у них в большинстве случаев обу-словлено наличием органических поражений, в том числе нарушениями в работе головного мозга и центральной нервной системы, свя-занными с ними расстройствами психоэмо-циональной сферы, нарушениями в работе ве-гетативной нервной системы и внутренних органов, другими заболеваниями и расстрой-ствами. 
У них практически всегда наступает сен-сорная усталость от воздействия звуковых и визуальных раздражителей низкой и средней интенсивности, быстро переходящая в пере-утомление. При этом отмечается выраженная потребность в сенсорной разгрузке (надеть наушники, прекратить общение, остаться в тишине, закрыть глаза, остаться в темноте, использовать темные очки или повязку на глаза). 
К третьему кластеру были отнесены рес-понденты со средними уровнями сенсорного утомления и ответных психических реакций. Состав группы: условно здоровые лица 
(50 %), лица с ВСД (22 %), лица с сенсорной инвалидностью (22 %), лица с РАС (6 %). Они иногда испытывают сенсорную усталость при воздействии средних и сильных по интенсив-ности звуковых и визуальных раздражителей. 
В четвертую группу вошли респонденты с высоким уровнем сенсорной адаптации и низ-кой предрасположенностью к утомлению. Со-став группы: условно здоровые лица (57 %), лица с синестезией (22 %), лица с РАС (14 %), лица с ВСД (7 %). На них редко оказывают негативное воздействие звуковых и визуаль-ных раздражители.
Потребности в отдыхе и в уединении после интенсивной нагрузки у них выражены и яв-ляются условиями их сенсорной разгрузки. Они быстро адаптируются к изменениям в ок-ружающей визуальной среде и владеют эф-фективными стратегиями преодоления сен-сорного утомления.
Взаимосвязь 7: возникновение и развитие разных видов сенсорного утомления у челове-ка зависит от основания его нарушения: пси-хического или физического. Таким образом, у респондентов с нарушениями в здоровье были выявлены разные основания для возникнове-ния и развития сенсорного утомления. У лиц с психоэмоциональными и физическими нару-шениями появление сенсорной усталости мо-жет быть вызвано проблемами в психическом состоянии (наличием стресса, синдрома эмо-ционального выгорания, внутренних барьеров в процессах адаптации и социализации, про-блемами в социальном взаимодействии, ком-муникационными ограничениями и т.п.).

Заключение

При обусловленности возникновения слу-
чаев сенсорной усталости психическим со-стоянием лиц с нарушениями в здоровье у них проявляются выраженные ответные реак-ции на сенсорные нагрузки (желание прекра-тить звуковое воздействие, остаться в тишине, прекратить общение, убивать звук, надеть на-ушники, желание остановить процесс зри-тельного восприятия, закрыть глаза, расфоку-сировать зрение, надеть темные очки или по-вязку, выключить свет и остаться в темноте, отказаться от посещения мест с ярким осве-щением и снизить уровень освещенности эк-ранов и мониторов, изменить их цветовое оформление, находиться в уединении для снижения уровня сенсорного напряжения и т.п.). При достаточно высокой степени прояв-ления физические реакции на интенсивное сенсорное воздействие и физические симпто-мы сенсорного утомления у представителей этой группы менее выражены и значимы для них. Они редко определяются отдельно от от-ветных психических реакций индивидов.
Физические нарушения, психоэмоциональ-ные расстройства и заболевания разных нозо-логических групп, которые имеются у респон-дентов из экспериментальной группы, явля-ются органическими факторами возникнове-ния и развития сенсорного утомления. При нарушениях в здоровье у участников исследо-вания чаще проявляются физические симпто-мы сенсорного утомления (боль в ушах, крат-ковременное или длительное снижение слуха, болевые ощущения в глазах, ощущения сухо-сти и раздражения глаз, «мушки» перед глаза-ми, головные боли, психофизическая сла-бость, боли в спине и в шеи, а также «повы-шение артериального давления, учащение сердцебиений, расширение зрачков, голово-кружение и даже психические срывы речи, заикания»[20] и т.п.). У лиц из этой группы ответные психические реакции на сенсорное воздействие также выражены, но менее зна-чимы для респондентов. Они в первую оче-редь указывают свои физические ощущения при сенсорного утомлении, не связывая их с психическими изменениями в ситуациях сен-сорного напряжения. 
Результаты исследования показали наличие интернальных факторов развития сенсорного утомления и реакций на воздействия внешних раздражителей, которые важно учитывать при выборе методов снижения сенсорной устало-сти и сохранения слуха и зрения наравне с внешними факторами и особенностями дея-тельности человека. Для снятия сенсорной усталости у пациентов с частыми и кратковременными случаями слухового и зрительного напряжения, низким уровнем сенсорной адаптации, гиперестезиями и другими сенсорными реакциями помимо медицинских методов лечения, применения тренажеров и других способов для снижения сенсорной нагрузки, комплексов упражнений для расслабления и отдыха зрительной и слуховой систем и т.п., необходимо применение психологических методов помощи и поддержки лиц с особенностями сенсорного восприятия, психиатрической помощи, использование упражнений для под-держания физической формы, обучение общей релаксации организма и ведению здорового образа жизни. Лицам, у которых случаи сенсорного утомления являются частыми и продолжительными, необходима медицинская помощь в восстановлении и поддержании функций слуховой и зрительной систем, аппаратная поддержка, применение других способов и мер защиты слуха и зрения.
В статье были рассмотрены особенности   возникновения и развития сенсорного утомле-ния у лиц с разными нарушениями в здоровье и из условно здоровой группы. Анализ ре-зультатов исследования показал наличие оп-ределенных взаимосвязей между состоянием сенсорного утомления и наличием у человека нарушений и расстройств в здоровье разных нозологических групп. Представленные ре-зультаты исследования могут применяться при разработке безопасных условий среды, методов и подходов к снижению сенсорного утомления, в педагогике и психологии лиц с нарушениями в здоровье, в том числе с ОВЗ и инвалидностью.
Автор видит продолжение своей работы в разработке психологических методов и под-ходов для снижения сенсорного утомления у лиц с психоэмоциональными и физическими нарушениями в здоровье.
 

References

1. Nikolaeva, E. I. Psychological physiology with the basics of physiological psychology [Text] / E. I. Nikolaeva. - Moscow: PERSE, 2008. - 147 p.

2. Redko, A.V. Research of fatigue in students in the process of educational activity [Text] / A.V. Redko, E. L. Bacherikov, Yu. G. Kamskova // Bulletin Of SUSU.– 2008.- No. 19.- P. 36-37.

3. Rosenblat, V. V. Problems of fatigue [Text] / V. V. Rosenblat. - Moscow: Medicine, 1975. - 240 p.

4. Kolmykov A.V. Physical culture in the prevention of fatigue [Text] / A.V. Kolmykov, M. A. Kolmykova // Collection of selected articles on the materials of scientific conferences of the state research Institute "national Development". - Saint Petersburg.– 2019.- P. 193-195.

5. Rybnikov, O. N. Psychophysiology of professional activity: textbook for students. institutions of the state. Education [Text] / O. N. Rybnikov. - M.: publishing center "Academy". - 2014. - 223 p.

6. Dubrovsky, V. I. Physical rehabilitation of disabled people and persons with disabilities in the state of health: text-book for teachers. and Wednesday. studies'. physical education institutions. Culture [Text] / V. I. Dubrovsky, V. A. Dubrovskaya. – M.: publishing house. BINOMIAL. 2010. – 448 p.

7. Ilyushin, O. V. Fatigue and fatigue, their signs and measures of prevention [Text] / O. V. Ilyushin, A. R. Sungatullin // Science and education: new time. Cheboksary: ed.: "Expert and methodological center". – 2009. – no.6. – P. 31-33.

8. Kofanova, V. S. Clinical aspects of the asthenic syndrome. Frequency of occurrence of asthenic syndrome in different age groups [Text] / V. S. Kofanova// Actual problems of experimental and clinical medicine Materials of the 75th open scientific and practical conference of young scientists and students of Volgsmu. - 2017. - P. 146-149.

9. Nigmatullaeva, D. J. Study of the functional state of visual and auditory analyzers have intellectuals [Text] / D. J. Nigmatullaeva, F. O. Hatamova, S. B. Abdusattorov // Collection of the second scientific and practical international conference of ICNS "Science and education". - 2018. - P. 218-220.

10. Neison, B. Key problems of autism. Sensory aspects of autism [Text] / B. Neison // Autism and developmental disord-ers. - 2016. - Volume 14. - No. 3. - P. 42-48. - rence of ICNS doi:10.17759/autdd.2016140304.

11. Permyakova, I. Visual, audial, kinestet, digital. How do I determine the types of information perception? [Electronic resource] / I. Permyakova. - URL:http://razvitie-intellecta.ru/vizual-audial-kinestet-i-digital-kak/ (accessed: 21.11.2019)

12. Pizova, N. V. Fatigue, asthenia and chronic fatigue. What is it? [Text] / N. V. Pizova // Consilium Medicum. - 2017. - No. 2. - Vol. 14. - P. 1-5.

13. Mikhalchi, E. V. Features of tactile and olfactory fatigue development in persons with autistic spectrum disorders [Text] / E. V. Mikhalchi, I. V. Kolesnikova // Bulletin of the state University of Humanities and technology.– 2019.- no. 4.- P. 14-24.

14. Brandwein Alice, B. neurophysiological indicators of atypical auditory processing and multisensory integration are associated with the severity of symptoms in autism [Text] / B. Brandwein Alice, J. FOXE John, S. Bulter John, H. Bate Lisa, M. Shulman Sophie // Journal of Autism and Developmental Disorders. – 2015. - Volume 45. - Issue 1. - P. 230-244.

15. Visual phenomena and illusions. Catalog of the faculty of psychology of Lomonosov Moscow state University [Electronic resource]. - URL: http://www.psy.msu.ru/illusion/ (accessed: 10.11.2019).

16. Neumann, L. V. Anatomy, physiology and pathology of hearing and speech organs: Textbook. for students. higher ED. studies'. / ed. by V. I. Seliverstov [Text] / L. V. Neyman, M. R. Bogomilsky. - Moscow: VLADOS. - 2001. - 24 p.

17. Christensen, H.K. Quantitative studies of the olfactory function [Text] / H.K. Christensen// Acta Oto-Laryngologica. – 1953. – 43(6). – P. 537-544.

18. Khaustov, A.V. Sensory features of children with autistic spectrum disorders. Assistance strategies. Methodological guide [Text] / A.V. Khaustov, N. G. Manelis. - M.: FRC FGBOU IN MGPPU. - 2018. - 70 p.

19. Ovechkin, I. G. Functional correction of vision [Text] / I. G. Ovechkin, K. B. Pershin, V. D. Antonyuk. - Saint Petersburg: ASP. - 2003. - 96 p.

20. Pavlova, E. L. Prevention and recommendations for neurotic disorders and fatigue [Text] / E. L. Pavlova / / Regional Bulletin. Kursk: Publishing House "Thinker”. - 2018. - P. 16-18.