FINISH-STRENGTHENING EFFECTIVENESS INCREASE BASED ON USE OF SCREW ROTORS WITH WAVE SURFACE ON PERIMETER
UDK 62 Инженерное дело. Техника в целом. Транспорт GRNTI 55.01 Общие вопросы машиностроения GRNTI 55.13 Технология машиностроения GRNTI 55.03 Машиноведение и детали машин GRNTI 55.09 Машиностроительные материалы GRNTI 55.15 Литейное производство GRNTI 55.16 Кузнечно-штамповочное производство GRNTI 55.18 Сборочное производство GRNTI 55.19 Резание материалов GRNTI 55.20 Электрофизикохимическая обработка GRNTI 55.21 Термическая и упрочняющая обработка GRNTI 55.22 Отделка поверхностей и нанесение покрытий GRNTI 55.23 Производство изделий из порошковых материалов GRNTI 55.24 Производство неметаллических изделий GRNTI 55.29 Станкостроение GRNTI 55.30 Робототехника GRNTI 55.31 Инструментальное производство GRNTI 55.33 Горное машиностроение GRNTI 55.35 Металлургическое машиностроение GRNTI 55.37 Турбостроение GRNTI 55.42 Двигателестроение GRNTI 55.43 Автомобилестроение GRNTI 55.45 Судостроение GRNTI 55.47 Авиастроение GRNTI 55.51 Подъемно-транспортное машиностроение GRNTI 55.53 Строительное и дорожное машиностроение GRNTI 55.55 Коммунальное машиностроение GRNTI 55.57 Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение GRNTI 55.69 Прочие отрасли машиностроения GRNTI 73.01 Общие вопросы транспорта GRNTI 73.29 Железнодорожный транспорт GRNTI 73.31 Автомобильный транспорт GRNTI 73.39 Трубопроводный транспорт GRNTI 73.41 Промышленный транспорт GRNTI 55.41 Локомотивостроение и вагоностроение GRNTI 20.01 Общие вопросы информатики GRNTI 20.15 Организация информационной деятельности GRNTI 20.17 Документальные источники информации GRNTI 20.19 Аналитико-синтетическая переработка документальных источников информации
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper reports the results of investigations on finish-strengthening improvement. There are offered labor bodies in the form of screw rotors with a wave surface on the perimeter of combined screw rotors in which a rotation axis is located at an acute angle to a symmetry axis. The search of designs of screw rotors with a wave surface on the perimeter was carried out through the methods of descriptive geometry and engineering graphics with the aid of “Compass-3D” program complex. The design and operating principle of machines based on labor bodies in the form of combined screw rotors with a wave surface on a perimeter are shown by the example of the finish-strengthening machine. In the developed classification of machine labor bodies there are presented various forms of their surface on the perimeter.

Keywords:
finish-strengthening, combined rotor, operation body, wave surface, perimeter, loading weight
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

 

Комбинированные  винтовые  роторы с волнообразной поверхностью по периметру  позволяют придавать обрабатываемым предметам (деталям и средам) движение с большой амплитудой за счет своей оригинальной формы. В результате их применения обеспечивается повышение производительности, уменьшение энергозатрат и расходов на единицу готовой продукции. Следует отметить, что все представленные в статье образцы оборудования, созданные методами начертательной геометрии и инженерной  графики, относятся к машинам четвертого класса, т.е. к машинам и технологиям будущего, в которых, согласно классификации академика Л.Н. Кошкина,  предметы обработки обрабатываются пространством  [1-12].

 

 

 Методы и пути совершенствования рабочих органов станков

 

В результате выполненных исследований предлагается  классификация рабочих органов станков в виде комбинированных винтовых  роторов (рис. 1).

За счет оформления наружных поверхностей комбинированных винтовых роторов по периметру волнообразными создаются условия для придания предметам обработки (обрабатываемым деталям, сыпучим средам) колебаний с большой амплитудой (500-1000 мм и выше). Это позволяет расширить технологические возможности технологических процессов.

Для наглядности на рис. 2 представлены выполненные с помощью программного комплекса «Компас-3D» комбинированные винтовые роторы с разнообразной формой поверхности по периметру.

 

 

    Рис. 1. Классификация  рабочих органов станков в виде  комбинированных

    винтовых роторов с разнообразной  формой поверхности по периметру

 

 

 

 

         Рис. 2. Примеры наглядного изображения комбинированных

       винтовых роторов с разнообразной  формой поверхности по периметру

 

На рис. 3 представлен станок для отделочно-упрочняющей обработки,  состоящий  из  комбинированного винтового  ротора 1, средства для загрузки 2, средства для выгрузки 3 обработанных деталей, средства для  выгрузки отходов производства  4 (облой, окалина, заусенцы) и привода (на чертежах не показан). Комбинированный винтовой ротор  1 снабжен  цапфами 5 и 6 с возможностью вращения в подшипниковых опорах 7 и 8. Носок 9  средства для загрузки  2 входит в отверстие цапфы 5  комбинированного винтового ротора 1. Средство для загрузки 2, подшипниковые опоры 7 и 8 со смонтированным в них комбинированным винтовым  ротором 1 закреплены на платформе 10. Платформа 10 подвешена на четырех пружинах 11, которые закреплены на основании 12. Для увеличения скорости продольного перемещения обрабатываемых деталей и частиц рабочих сред от загрузки к выгрузке устройство для отделочно-упрочняющей обработки  снабжено приспособлением (на чертеже не показано) для придания наклона оси вращения  комбинированного  винтового  ротора 1 относительно горизонта. По всей длине  загрузочной цапфы 5 и разгрузочной  цапфы 6  закреплены конические пружины 13 и 14  с круглым  сечением  витков.

 

 

 

 Рис. 3. Станок для отделочно-упрочняющей обработки

 

 

Комбинированный  винтовой  ротор 1 (рис. 4) выполнен  коническим,   в виде  винтового наклонного усеченного конуса с волнообразной боковой поверхностью  по периметру и плоскими  основаниями  в виде торцевых щек эллиптической формы  15  и 16, смонтированных под острым углом β одна к другой и под разными  острыми углами ψ  и φ    к   оси вращения  комбинированного винтового  ротора.  При  этом     комбинированный  винтовой  ротор 1   установлен   под    острым    углом     α   к  оси   его  вращения  и   снабжен     загрузочной    и разгрузочной  цапфами 5 и 6 конической формы с уклоном в сторону выгрузки и жестко закрепленными по их внутренним диаметрам коническими пружинами  13 и 14 с витками  круглого сечения и уклоном в сторону выгрузки. Большие  оси i1-iи  i2-i(рис. 5) торцевых  щек 15 и 16  комбинированного  винтового ротора 1 повернуты по оси  его вращения  друг относительно друга   на острый угол ω, при этом  волнообразная  боковая поверхность по   его  периметру   сгибается  с образованием винтовых  поверхностей.    По периметру  выгрузной цапфы 6  выполнены отверстия 17,  позволяющие  отделять  в  средство  для  отходов  4  отходы  производства  (заусенцы, облой, окалину) от обработанных деталей,  которые выгружаются в емкость 3.

 

 

Рис. 4. Комбинированный винтовой  ротор  с волнообразной  поверхностью по периметру

 

 

                                   Рис. 5. Наглядное изображение  комбинированного винтового  

                                     ротора  с волнообразной  поверхностью по периметру

 

 

При вращении  комбинированного винтового ротора 1 массы загрузки (обрабатываемые детали и частицы рабочих сред) совершают движение по различным эллиптическим траекториям, размеры которых меняются по длине ротора в каждом поперечном сечении (рис. 3-5). При этом центры симметрии внутренней поверхности  комбинированного винтового ротора 1 в каждом его элементе поперечного сечения смещены относительно оси вращения ротора, что не только нарушает скорость и направление движения масс загрузки, но и способствует созданию эксцентриситета. Массам загрузки сообщаются низкочастотные колебания с большой амплитудой. Этому способствуют волнообразная боковая поверхность комбинированного  винтового ротора 1 и карманы криволинейной  формы по внутреннему периметру ротора, которые захватывают порции масс загрузки при вращении ротора, поднимают выше угла естественного откоса и бросают на противоположные стенки ротора, навстречу его вращающейся боковой поверхности, увеличивая частоту и энергоемкость взаимодействия обрабатываемых деталей и частиц рабочих сред.

За счет дебаланса масс комбинированного винтового  ротора 1, размещенных внутри него обрабатываемых деталей и частиц рабочих сред, платформы 9, упруго установленной на станине 11, создаются высокочастотные колебания с малой амплитудой.

Совместное воздействие на обрабатываемые детали и частицы рабочих сред высокочастотных колебаний с малой амплитудой и низкочастотных колебаний с большой амплитудой, а также нарушения скорости и направления движения масс загрузки повышают производительность и расширяют технологические возможности.

Массы загрузки совершают сложное пространственное движение в вертикальной плоскости (по эллиптическим траекториям, так как боковая поверхность  комбинированного винтового ротора 1 выполнена по периметру волнообразной, а плоские торцевые стенки эллиптической формы 15 и 16 размещены под острым углом друг к другу и  к оси вращения ротора), а в горизонтальной плоскости - возвратно-поступательное. На эти движения накладываются низкочастотные колебания, возбуждаемые асимметричным положением  комбинированного винтового  ротора 1, при одновременном воздействии колебаний в трех взаимно перпендикулярных направлениях.

Поток движущихся деталей и частиц рабочих сред нестационарен, а размеры и расположение зоны активного их смешивания заметно меняются за время одного оборота ротора. В результате нарушения  упорядоченности процесса движения масс загрузки движение их становится более активным, ликвидируются зоны малоподвижности, возрастает энергоемкость соударений потоков обрабатываемых деталей и частиц рабочих сред между собой и со стенками ротора, а также торцевыми стенками 15 и 16, что обеспечивает повышение производительности обработки и расширение технологических возможностей. Нестационарность процесса движения масс загрузки усугубляется расположением торцевых стенок 15 и 16, большие оси эллипсов которых повернуты относительно друг друга на острый угол ω,  что существенно меняет направление движения масс загрузки вдоль оси вращения комбинированного винтового ротора 1 и создает зоны различного давления торцевых стенок 15 и 16 на обрабатываемые детали и частицы рабочих сред. Поэтому массы загрузки имеют возможность (под воздействием геометрического уклона ротора и разности давления торцевых стенок 15 и 16) не только двигаться по сложным траекториям, но и перемещаться в осевом направлении от загрузки к выгрузке. Усложнению траекторий перемещения масс загрузки способствуют витки пружин 13 и 14 конусной формы и карманы волнообразной формы  по внутреннему периметру комбинированного винтового ротора 1.

Скорость перемещения масс загрузки от загрузки к выгрузке можно регулировать изменением угла наклона всего станка для отделочно-упрочняющей обработки деталей машин.

Экспериментальные исследования  подтвердили эффективность выполнения отделочно-упрочняющей  обработки  деталей в  рабочих органах станков в виде комбинированных винтовых роторов. Время обработки  при этом  ограничивается   4-5 минутами.

 

Обсуждение результатов

 

Проведенная работа по созданию инновационного оборудования для отделочно-упрочняющей обработки позволила создать станки, содержащие  упруго установленный на станине  со средствами для загрузки и выгрузки рабочий орган в виде комбинированного винтового ротора с торцевыми стенками эллиптической формы. Ротор установлен под острым углом α к оси его вращения и снабжен  по внутреннему периметру    винтовыми  карманами  различной формы (треугольной, полукруглой, многоугольной, волнообразной), а по наружному периметру выполнен с чередующимися винтовыми выступами (треугольной, полукруглой, многоугольной, волнообразной формы). При этом плоские торцевые стенки комбинированного   винтового ротора  смонтированы  под острым углом β одна к другой и под разными  острыми углами  ψ и φ к горизонтальной оси вращения ротора, а также повернуты относительно  оси вращения  и друг друга на угол ω.

 

 

Заключение

 

Технико-экономические преимущества от внедрения предлагаемых новых конструкций станков для отделочно-упрочняющей  обработки деталей - с рабочими органами в виде комбинированных роторов с волнообразной поверхностью по периметру - возникают не только за счет повышения производительности и надежности их работы, а также бесперебойной подачи, дозировки и надежности поступления обрабатываемых деталей и их вывода за пределы станка, но и за счет расширения технологических возможностей обработки.

 

References

1. Pat. 2672974 Rossiyskaya Federaciya, MPK V24V 31/023. Ustroystvo dlya otdelochno-uprochnyayuschey obrabotki / V.A. Lebedev, G.V. Serga, I.V. Davydova, S.Yu. Shtyn'; Donskoy gosudarstvennyy tehnicheskiy universitet. ‒ № 2017144229; zayavl. 18.12.17; opubl. 21.11.18, Byul. № 33.

2. Pat. 2519398 Rossiyskaya Federaciya, MPK V24V 31/02. Stanok dlya himiko-otdelochno-uprochnyayuschey obrabotki detaley / G.V. Serga, V.V. Ivanov, V.A. Lebedev; Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. ‒ № 2013106597/02; zayavl. 14.12.13; opubl. 10.06.14, Byul. № 16.

3. Pat. 2528291 Rossiyskaya Federaciya, MPK V24V 31/02. Ustroystvo dlya otdelochno-uprochnyayuschey obrabotki / G.V. Serga, V.A. Lebedev, V.V. Ivanov; Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. ‒ № 2013106599/02; zayavl. 14.02.13; opubl. 10.09.14, Byul. № 25.

4. Pat. 2572685 Rossiyskaya Federaciya, MPK V24V 31/02. Ustroystvo dlya otdelochno-zachistnoy obrabotki / A.Yu. Marchenko, A.N. Ivanov, V.A. Lebedev, V.V. Ivanov, G.V. Serga; Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. ‒ № 2014129160/02; zayavl. 15.07.14; opubl. 20.01.16, Byul. № 2.

5. Pat. 2613517 Rossiyskaya Federaciya, MPK V01F 13/08. Apparat vihrevogo sloya nepreryvnogo deystviya / G.V. Serga, A.A. Kochubey, V.A. Lebedev; Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. ‒ № 2016110382/02; zayavl. 21.03.16; opubl. 16.03.17, Byul. № 8.

6. Pat. 2614009 Rossiyskaya Federaciya, MPK V01F 13/08. Apparat vihrevogo sloya / G.V. Serga, A.A. Kochubey, V.A. Lebedev; Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. ‒ № 2015153707; zayavl. 14.12.15; opubl. 22.03.17, Byul. № 9.

7. Pat. 2614013 Rossiyskaya Federaciya, MPK V01F 13/08. Apparat sloya vihrevogo / G.V. Serga, A.A. Kochubey, V.A. Lebedev; Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. ‒ № 2016110238; zayavl. 21.03.16; opubl. 22.03.17, Byul. № 9.

8. Pat. 2618568 Rossiyskaya Federaciya, MPK V01F 13/08. Apparat trubnyy vihrevogo sloya / G.V. Serga, A.A. Kochubey, V.A. Lebedev; Kubanskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. ‒ № 2016108190; zayavl. 09.03.16; opubl. 04.05.17, Byul. № 13.

9. Serga, G.V. Vnedrenie ideologii L.N. Koshkina v vibrouprochnyayuschey tehnologii na primere vintovyh rotorov / G.V. Serga, V.A. Lebedev // Vestnik RGTU im. P.A. Solov'eva. – Rybinsk, 2017. – № 2 (41). – S. 126-132.

10. Lebedev, V.A. Increase of efficiency of finishing-cleaning and hardening processing of details based on rotor-screw technological systems / V.A. Lebedev, G.V. Serga, A.V. Khandozhko // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. – 2018. - № 327. - 042062.

11. Lebedev, V.A. Method for calculating the power of a rotor-screw machines / V.A. Lebedev, G.V. Serga, I.V. Davydova, T.V. Atoyan, I.G. Koshlyakova, A.V. Gordienko // MATEC Web Conf. - 226 (2018) 01007.

12. Lebedev, V.A. Main trends in intensification of rotor-screw processing of parts / V.A. Lebedev, G.V. Serga, I.V. Davydova, T.V. Atoyan, I.G. Koshlyakova, A.V. Gordienko // MATEC Web Conf. - 226 (2018) 01008.

Login or Create
* Forgot password?