Bryansk, Bryansk, Russian Federation
Bryansk, Bryansk, Russian Federation
Psychological and pedagogical features of the organization of independent work of students-psychologists in the educational environment the description of the electronic educational environment Moodle for the organization of independent work of students-psychologists. The features of the independent work, requirements for the design of electronic environments.Description the results of the evaluation of students of different types of tasks for independent work from the standpoint of interest and efficiency for the final certification. The conclusions about the feasibility of using specific types of tasks for independent work in the electronic environment.
electronic environment, ability to self-organization, independent work, psychology students, LMS Moodle
В целом ряде исследований показано, что современный рынок труда требует от выпускников вузов способности быстро реагировать на возрастающие требования общества к
уровню профессиональной подготовки. Быстро изменяющиеся критерии профессиональной подготовки вызывают необходимость искать внутренние резервы личности в
овладении профессиональными умениями и навыками и преобразовании их в профессиональные компетенции. [3, 5, 7 и др.].
Увеличение объема циркулирующей в обществе информации требует от современного специалиста умения работать с ней. В технологически развитых странах информационный
сектор в экономике является одним из основных. Все это говорит о новых требованиях к знаниям и профессиональным компетенциям. Во-первых, специалисту нужен
гораздо больший объем знаний, чем несколько десятилетий назад. Во-вторых, полученные специалистом знания довольно быстро устаревают. Это значит, что независимо от
направления подготовки, человеку необходимо перманентное образование, что в свою очередь, подразумевает готовность к самостоятельному добыванию все новых и
новых знаний. Эту мысль подчеркивают многие исследователи: О.М. Абрамова [1], А.А. Андреев [2], И.П. Дудина [6], В.В. Спасенников [8] и др.
Целью исследования является описание результатов деятельности по применению средств электронной образовательной среды Moodle для организации самостоятельной
работы обучающихся в вузе.
В исследовании поставлены и решены следующие задачи:
- описана сущность и возможности средств электронной образовательной среды для организации самостоятельной работы студентов вуза;
- сформулированы требования к средствам электронной образовательной среды для организации самостоятельной работы обучающихся;
- представлены результаты оценки обучающимися средств электронной образовательной среды для организации самостоятельной работы;
- разработаны рекомендации по использованию средств электронной образовательной среды для организации самостоятельной работы обучающихся вуза.
Самостоятельная работа обучающихся, как особый вид образовательной деятельности, организуется преподавателем, осуществляется при его методическом руководстве.
Основной задачей самостоятельной работы обучающихся является углубление и расширение студентом приобретаемых в процессе обучения компетенций, развитие
познавательных способностей и интересов. Имея образовательную, исследовательскую или социально-значимую направленность, самостоятельная работа позволяет
эффективно подготовить обучающегося к самостоятельной профессиональной деятельности [4, 5, 7]. В современных условиях, когда организации образовательного
процесса в вузах осуществляется в рамках электронно-образовательной среды (ЭОС), важнейшим вопросом становится качественная организация самостоятельной работы с
использованием ее средств. Электронная образовательная среда вуза представляющая собой совокупность ИКТ и электронных информационно-образовательных ресурсов,
характеризуется широкими дидактическими возможностями для организации и управления самостоятельной работы обучающихся, среди которых [1, 3, 5 и др.]:
- создание актуального содержания образования, не ограниченного одним ресурсом, и его своевременного обновления;
- реализация совместной продуктивной деятельности обучающихся и преподавателя;
- дистанционное консультирование обучающихся с преподавателем в процессе выполнения самостоятельной работы;
- учёт индивидуальных интересов, способностей, темпа выполнения заданий каждого обучающегося.
Анализ показывает, что содержание конкретных заданий для самостоятельной работы студентов в структуре электронного образовательного курса должно отвечать
следующим требованиям [3]:
- в задании должна быть указана связь его содержания с будущей профессиональной деятельностью;
- задание должно обеспечивать умственное напряжение обучающегося для получения качественного результата;
- задание должно быть ориентировано на проявление активности и самостоятельности в его выполнении;
- планируемые результаты выполнения задания для самостоятельной работы должны быть контролируемы.
При планировании заданий для самостоя-тельной работы следует ориентироваться на репродуктивный и продуктивный характер. Для репродуктивной самостоятельной
работы обучающихся характерна ориентация на формирование и закрепление типовых умений и навыков будущей профессиональной деятельности по образцу. Обучающийся
осваивает и закрепляет известные способы профессиональные деятельности, воспроизводит уже известный опыт.
Для продуктивной самостоятельной работы необходимо создание новых элементов, которые реализуются посредством анализа проблемных ситуаций, поиска и переработки
новой информации, самостоятельного выбора способов и средств решения профессиональных задач. Такая самостоятельная работа реализуется в форме учебно-исследовательских
и проектных заданий, которые формируют способность решать принципиально новые профессиональные задачи [6, 9, 10].
Оба вида самостоятельной работы следует использовать для качественной профессиональной подготовки. В электронной среде Moodlе репродуктивная и продуктивная
самостоятельная работа может быть реализована целым спектром элементов системы, представленных в таблице 1 [4, 5 ,8 и др.]:
Эффективность заданий для самостоятельной работы студентов различного типа в системе электронной среды Moodlе была оценена нами в ходе опытно-эксперементальной
работы в рамках нескольких электронных курсов, реализуемых для очной формы обучения студентов университета по направлению подготовки 37.03.01 «Психология». В
разработанных курсах были использованы все виды заданий для самостоятельной работы, а затем оценена эффективность различных видов заданий с позиций интереса
обучающихся к данной форме самостоятельной работы и с позиций эффективности формы самостоятельной работы при подготовке к итоговой аттестации по дисциплине.
Оценка типа задания для самостоятельной работы проводилась по десятибалльной шкале. Усредненные результаты опроса обучающихся представлены на рисунках 1, 2 и 3.
Таблица 1
Типовые (репродуктивные) и творческие (эвристические) задания
Тип заданий для самостоятельной работы Средства системы Moodlе, которые могут быть использованы для организации СРО
Репродуктивного характера
Работа с источниками: изучение, конспектирование,
логические опорные схемы, составление плана ответа,
ответы на контрольные вопросы, составление таблиц,
подготовка рефератов, докладов База данных
Глоссарий
Лекция
Гиперссылка Книга
Решение типовых задач и выполнение упражнений по
образцу Лекция
Задание
Тестирования, упражнения на тренажерах, игры Тест
Игра
Эвристического характера
Поиск и систематизация источников: составление
библиографии (описания ресурсов), аналитическая
обработка текста (аннотирование, рецензирование) Глоссарий
Ментальные карты Гиперссылка
Книга
Составление эссе Семинар
Выполнение вариативных задач, упражнений Тест
Задание
Подготовка к деловым и инновационно-деятельностным играм Лекция
Задание
Ментальные карты
Форум
Чат
Выполнение упражнений исследовательского характера Опрос
Семинар
Гиперссылка
Задания, связанные с совместным созданием,
использованием, оценкой источников Вики
Семинар
Гиперссылка
Социометрия
Творческого характера
Проведение самостоятельных исследований Анкета
Анкетный опрос
Опрос
Гиперссылка
Выполнение индивидуальных и групповых творческих
заданий Семинар
Гиперссылка
Выполнение учебных проектов Гиперссылка
Форум
Вики
Оценка типов заданий для самостоятельной работы репродуктивного характера демонстрирует интерес обучающихся к использованию профориентационных игр.
С позиций обучающихся это объясняется сравнительно меньшей трудоемкостью предварительной подготовки, более интересной формой представления такого
типа заданий в электронной среде. При этом первое место с позиций оценки эффективности в образовательном процессе занимают традиционные работа с источниками
и тестирование.
Рис. 1. Усредненные оценки заданий репродуктивного характера для самостоятельной работы студентов
Рис. 2. Усредненные оценки заданий эвристического характера для самостоятельной работы студентов
При оценке обучающимися типов самостоятельной работы эвристического характера было установлено, что наиболее интересными формами для них являются формы,
позволяющие совместно выполнять какие-либо задания – создавать и редактировать ответы, формировать материал для деловых игр, выполнять элементарные
исследования – эссе. Самые низкие оценки были получены в такой форме как работа с источниками, поскольку эта форма, как правило, не предполагает совместной работы.
По результатам исследования, студенты-психологи проявили наибольший интерес к самостоятельной работе в форме выполнения творческих заданий, при этом учебные
проекты в электронной среде уступают по привлекательности для обучающихся в связи с необходимостью более серьезной теоретической и практической подготовки.
Рис. 3. Усредненные оценки заданий творческого характера для самостоятельной работы студентов
Оценки, полученные по результатам исследования, позволяют утверждать, что студенты сознают высокую значимость таких типов самостоятельной работы, которые
являются традиционными и носят, в основном, репродуктивный характер. Это объясняется тем, что роль такого типа заданий понятна обучающимся в контексте подготовки
к аттестации по дисциплине, оценка результатов такой самостоятельной работы оценивается более объективно по прозрачным критериям и позволяет гарантированно набирать
необходимые баллы в условиях использования балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся [1, 3].
Творческий характер самостоятельной работы студентов-психологов в учебном процессе тесно связан с активным использованием видеоконференций для проведения
вебинаров, обзорных лекций, психологических исследований и психокоррекционных мероприятий с участием студентов и преподавателей [5, 7].
Интервьюирование студентов-психологов по особенностям формирования такой общекультурной компетенции как способность к самоорганизации и самообразованию
показывает, что современные информационные технологии являются основным источником для развития самостоятельности в приобретении знаний.
Самоорганизация деятельности студентов-психологов связана с высоким уровнем проявления рефлексии. Как показано в наших и других исследованиях [5,8],
высокий уровень сформированности рефлексии, проявляется в осмыслении способов работы преподавателей и своих собственных, свободной ориентации в своих учебных
проблемах, адекватной оценки своих возможностей и потребностей. В соответствии с этим осуществляется построение программ учебно-профессиональных действий,
появляется уверенность в правильности самостоятельного выбора средств решения учебных задач и в правильности самооценки результатов освоения учебных дисциплин.
Способности студентов к самоорганизации и самообразованию включают такие компетенции учебной деятельности как целеполагание, анализ ситуации, планирование,
самоконтроль и волевые усилия.
Выводы
Самостоятельная работа студентов-психологов, значимость которой возрастает, может быть эффективно реализована с использованием средств электронной образовательной
среды Moodle. Наиболее эффективным для подготовки к итоговой аттестации, сточки зрения обучающихся, являются работа с источниками, выполнение типовых и
вариативных задач и упражнений, совместная работа с ресурсами, проведение самостоятельных исследований. Перечисленные средства электронной среды целесообразно
использовать при проектировании самостоятельной работы в рамках электронных образовательных ресурсов.
1. Abramova O. M. The use of cloud technologies for the organization of control of educational activities / / Higher education in Russia-2015 - No.7-p. 155-159
2. Andreev, Russia open educational resources and mass open distance learning courses / / Higher education in Russia-2014 - No.6-p. 150-155
3. Bogomolov S. A., Gadaev D. S., R. V. Yatskov Prin-ciples and techniques for developing electronic textbooks on the course "Ergonomic design and expertise in the educational environment "Moodle" // Ergodesign - 2018 - No. 1(01) - p. 10-16
4. Garbuzova G. V., Melnikov I. V. the Pedagogic design and effectiveness of online courses // Ergodesign - 2018 - No. 1(01) - p. 17-22
5. Golubeva, G. F., Trishin A. A. Massive open online courses in Russia and abroad from a global information space // Ergodesign - 2018 - No 2(02) - pp. 8-13
6. Dudina I. P. Use of educational platforms of e-learning / / E-learning in continuing education / / 2015 - No.1-1-p. 58-62
7. Spasennikov V. V. Conceptual approach to the process of the substantiation of structure of the Institute of economic psychology and ergonomics at the technical University // Human factors: problems of psychology and ergonomics. - 2013 - №3-p. 87-93
8. Spasennikov V. V. Value engineering education and ergonomics as branches of scientific knowledge in the train-ing of highly qualified personnel / VV Spasennov, L. S. Ka-shirina // Scientific - methodical electronic journal Concept 2016 - No. 6 - pp. 38-46
9. Moodle - Open-source learning platform // Moodle.org [Electronic resource]. - Access mode: https:// moodle.org (date accessed: 22.12.2018)
10. Blended Learning Moodle Definitions // Clayton Christensen Institute [Electronic resource]. - Access mode: https:// www.christenseninstitute.org/blended-learning-definitions-and-models/ (date accessed: 22.12.2018).