аспирант
Хабаровск, Хабаровский край, Россия
сотрудник
Хабаровск, Хабаровский край, Россия
Хабаровск, Хабаровский край, Россия
сотрудник
Хабаровск, Хабаровский край, Россия
УДК 629 Техника средств транспорта
ББК 392 Железнодорожный транспорт
В статье представлена оценка загрязняющего воздействия разливов нефтепродуктов на окружающую среду, возникающего в результате полной, а также частичной разгерметизации в процессе выгрузки железнодорожных цистерн, выполненная с применением геоинформационных систем. Цель исследования - моделирование аварийных ситуаций, связанных с несанкционированным разливом нефтепродуктов с целью детального оценивания степени загрязняющего воздействия, оказываемого на окружающую среду. Актуальность и научная новизна работы заключается в расчетном определении вредных и опасных показателей, применяемые впервые для оценки негативного воздействия в рамках участка выгрузки нефтеналивных грузов. Практическая значимость настоящей работы заключается в прогнозировании развития аварийной ситуации с привязкой к временным рамкам, результаты которого могут быть в дальнейшем учтены при планировании мероприятий по локализации и ликвидации аварий.
моделирование, прогнозирование, эксперимент, разгерметизация, безопасность, нефтепродукты, железнодорожный транспорт, вагон-цистерна
1. К вопросу об источниках загрязняющего воздействия отгрузки нефтепродуктов при их перевозке железнодорожным транспортом / О. С. Кузьмин, А. Н. Луценко, Е. С. Куликова, А. З. Ткаченко // Транспортное дело России. 2024. № 2. С. 237-240. – EDN IBUPGB.
2. Развитие методических основ прогнозирования разливов нефтепродуктов при железнодорожных авариях / С. Г. Аксенов, А. Н. Елизарьев, А. А. Никитин, Е. Н. Елизарьева // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. 2014. Т. 1, № 1(5). С. 79-83. – EDN VMDHPL.
3. РД 13-020.00-КТН-148-11. Руководящий документ. Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах.
4. Методика расчета минимальной оснащенности аварийно-спасательных служб (формирований), предназначенных для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
5. Кутуков С. Е., Павлов С. В. Имитационный метод ранжирования участков трубопровода по экологической опасности аварийных разливов // Нефтегазовое дело. 2001. № 2. C. 101–110.
6. Математическое моделирование поверхностного стока и переноса загрязнений / В. Г. Гитис, Е. Н. Петрова, С. А. Пирогов, Е. Ф. Юрков // Информационные процессы. 2007. Т. 7, № 2. С. 168-182.
7. Wang, S. D., Shen, Y. M., and Zheng, Y. H. (2005). Two-dimensional numerical simulation for transport and fate of oil spills in seas. Ocean Eng. 32, 1556–1571. doi:https://doi.org/10.1016/j.oceaneng.2004.12.010.
8. Mackay, D., Paterson, S., Nadeau, S. ‘Calculation of the evaporation rate of volatile liquids’, Proceedings, Nationl Conference on Control of Hazardous Material Spills,Louisville, Ky.,1980, pp. 364-369.
9. William, J., Odokuma, L., ‘Modeling of the Physicochemical Fate of a Simulated oil spill in brackish surface water in the Niger delta, Nigeria’, International journal of current reseach and academic rewiew, 2014, pp. 141-152.