Брянск, Брянская область, Россия
Брянск, Брянская область, Россия
ББК 344 Общее машиностроение. Машиноведение
Обоснована необходимость прогнозирования оптимальной износостойкости пар трения скольжения на этапе их проектирования. Проведен трибоанализ изнашивания пар трения скольжения в течение всего периода эксплуатации на различных режимах, соответствующих этапам: пуска, установившегося изнашивания и останова. Проанализированы существующие подходы к решению контактных задач при взаимодействии твердых тел, учитывающих протекание физико-механических процессов в поверхностных слоях пар трения при их изнашивании. Предложена модель изнашивания, основанная на разрушении контактирующих поверхностей пары трения с отделением частиц, размер которых изменяется в зависимости от нагрузочных характеристик, физико-механических и структурных параметров, теплофизические свойств, качества смазочного материала и др. Представлены результаты испытаний опытных образцов на износостойкость и численной реализации предложенной модели прогнозирования износостойкости пары трения скольжения с аналогичными характеристиками. Установлено, что предлагаемая модель изнашивания, дает возможность в определенном диапазоне прогнозировать (рассчитывать) износостойкость пары трения скольжения путем изменения исходных данных, тем самым исключать необходимость, достаточно трудоемких испытаний пар трения на износ при воздействии различных факторов.
пара, трение, модель, площадь, контакт, материал, прогнозирование, интенсивность, изнашивание, износостойкость
1. Бабичев, А.П. Физические величины: справочник/ А.П. Бабичев, Н.А. Бабушкина, А.М. Братковский [и др.], под ред. Н.С. Григорьева, Е.З. Мелихова. М.: Энергоатомиздат, 1991. 1232 с.
2. Горленко А.О. Аспекты природы изнашивания / А.О. Горленко, С.В. Давыдов, В.П. Тихомиров [и др.] // Известия юго-западного государственного университета. 2023. № 1. С. 8-24.
3. Ибатуллин И.Д. Кинетика усталостной повреждаемости и разрушения поверхностных слоев: монография /. - Самара: Самар. гос. техн. ун-т, 2008. 387 с.
4. Ковшов А.Г. Кинетическая, термофлуктуационная природа разрушения поверхностей трения твердых тел при изнашивании / А.Г. Ковшов. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2020. Т.22. № 3 (95). С. 37-43.
5. Ковшов А.Г. Влияние динамических параметров нагружения при вибротрении на эквивалентные напряжения и скорость износа в скользящем контакте / А.Г. Ковшов. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2020. Т.22. № 3 (95). С. 98-102.
6. Шец С.П. Повышение износостойкости подшипниковых узлов трения машин и механизмов: автореф… дис. д-ра. техн. наук 05.02.04 / Шец С. П. Брянск, 2011. - 36 с.
7. Шец С.П. Взаимосвязь герметичности подшипниковых узлов трения с абразивным изнашиванием их трибосопряжений / Шец С.П., В.И. Сакало, А.Г. Суслов А.Г. // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2016. № 2 (50). - С. 36-40.
8. Шец С.П. Изнашивание нестационарно нагруженных радиальных подшипников скольжения/ Шец С.П. // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2007. № 1 (13). - С. 13-19.
9. Шец С.П. Изнашивание стальных пар трения на уровне фактического пятна контакта / С.П. Шец, А.О. Горленко, Д.А. Болдырев // Сталь. 2022. № 2. С. 27-32.
10. Шец С.П. Моделиpование пpоцессов изнашивания в подшипниках скольжения / С.П. Шец // Ремонт. Восстановление. Модернизация. 2008. № 3. С. 32-37.