Новая модель течения жидкости на базе метода решетчатых уравнений больцмана для сред со сложной геометрической структурой
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Моделирование пористой среды находит свое применение во многих отраслях промышленности и жизни человека – от нефтепромышленности и строительства до мытья посуды. В статье рассматриваются процессы фильтрации однофазной жидкости через пористую структуру, описание которых основано на методе решетчатых уравнений Больцмана в двумерном пространстве. Проблема учета структуры моделируемой пористой среды при применении алгоритма решетчатых уравнений Больцмана имеет множество решений. Тем не менее, на микроуровне могут возникать большие погрешности аппроксимации границ пор, связанные с тем, что узлы решетки принимаются абсолютно жидкими или абсолютно непроницаемыми. В работе предлагается модель, в которой узлы решетки считаются частично проницаемыми. Под частичной проницаемостью в данном случае подразумевается наличие доли твердого вещества в узле решетки. В результате удалось вывести уравнение, подчиняющееся законам сохранения массы и импульса, справедливость которых была доказана эмпирическим путем. Благодаря симметрии уравнения его можно с легкостью использовать не только на плоскости, но и в трехмерном пространстве. Новый метод решетчатых уравнений Больцмана можно использовать, например, при моделировании фильтрации воды через песчаные грунты, что при-меняется при расчете оседания фундаментов

Ключевые слова:
местность, плотность, эксперимент, уравнение Больцмана, вычислительный эксперимент
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

 

Метод решетчатых уравнений Больцмана (LBM) широко используется при моделировании процессов течения жидкости и воздушных потоков, а гибкость задания граничных условий позволяет учитывать сложную структуру среды.

При исследовании сред со сложной геометрической структурой современное применение метода охватывает такие проблемы как моделирование реактивных транспортных процессов в нефтегазовых резервуарах [1]; расчет потока жидкости и теплопередачи в средах со сложной геометрией, например, металлической пены [2]; моделирование взаимодействия волн и пористых структур [3] и др.

Наряду с методом решетчатых уравнений Больцмана для моделирования фильтрации потока жидкости через пористую среду также используются уравнения Навье-Стокса (NSE) и модели поровой сети (PNM). Уравнения Навье-Стокса решаются на основе метода конечных элементов, конечных объемов или конечно-разностных схем.

В [4] предлагается алгоритм, использующий модифицированные уравнения Навье-Стокса для моделирования фильтрации жидкости в анизотропной пористой среде, в [5] проводится исследование зависимостей результатов, полученных решением уравнений Навье-Стокса и закона Дарси для пористой среды.

Модели поровой сети [6] представляют реальное пространство множеством сферических пор, соединенных цилиндрическими капиллярами. Гидродинамическая модель основывается на законе сохранения массы и на известных характеристиках течения Пуазёйля в цилиндрических капиллярах. К PNM, например, относятся алгоритм преобразования медиальных осей, максимального шара и сегментации по водоразделам.

Каждая из перечисленных групп моделей имеет свои преимущества и недостатки. Уравнение Навье-Стокса всегда дает решение для потока жидкости, находящегося в стационарном режиме, в то же время в LBM поток переходит в стационарный режим движения жидкости после большого числа итераций (10 000…20 000, [6]), поэтому LBM может работать медленнее, чем NSE.

С другой стороны, несомненным достоинством LBM является легкость создания параллельного кода, что объясняется тем, что в LBM используются явные схемы расчетов в связи с чем возможно распараллеливание программы в достаточно высокой степени.

Также отметим, что в сравнении с PNM LBM зачастую не способен проанализировать всю структуру порового объекта, а алгоритмы PNM не имеют подобных ограничений.

 

Методология

Общие сведения о методе решетчатых уравнений Больцмана. LBM представляет собой дискретный аналог уравнения Больцмана [7]. В соответствии с LBM молекулы могут находиться только в узлах решетки, причем число направлений из одного узла в другой ограничено. Обычно решетка разбивается на клетки, имеющие форму квадратов или кубов.

Будем использовать модель D2Q9, которая имеет 2 измерения и 9 возможных направлений скорости. На рис. 1 изображено расположение решетки в декартовой системе координат со скоростями ci, где i = 0,1…8 индекс направления и c0 = 0 соответствует неподвижной молекуле.

Рис. 1. Модель D2Q9

Fig. 1. Model D2Q9

 

Функции распределения f(x, u, t) описывают состояние системы каждого узла решетки. Функция распределения определяет [6], какая часть частиц расположена в окрестности точки x(x, y) в момент времени t с координатами от x до x+Δx, от y до y+Δy и диапазоном скоростей от uux,uy  до uux+Δux,uy+Δuy .

Все методы LBM основаны на принципе разделения этапов столкновения молекул (collision step) и потоковой передаче (streaming step).

На первом этапе [8] происходит релаксация функции fi (x, t) в направлении равновесной функции распределения fieq (x, u, t).

Во время потоковой передачи каждое распределение частиц перемещается в соответствии со скоростями ci в соседние узлы.

Объединив этапы столкновения и распространения молекул получим формулу (1):

fix+cit, t+∆t=fix,t+Ωi,                                               1

где Ωi  – оператор столкновений.

Равновесная функция распределения [7] определяется по формуле (2):

fieqx=wiρx1+3ciucs2+92(ciu)2cs4-32u2cs2,                         2

где веса wi = 4/9 для частиц находящихся в покое, 1/9 при i = 1, 2, 3, 4 и 1/36 при i = 5, 6, 7, 8; cs – скорость звука, принимается равной 1/3 ; ρ(x) – плотность жидкости в точке x; uскорость потока жидкости в точке x

Макроскопические параметры скорости и плотности жидкости могут быть получены вычислением нулевого и первого момента функции распределения, то есть:

ρ=ifi,ρu=icifi.                                                        3

Схемы столкновений с двумя параметрами релаксации (TRT). Самой широко применяемой схемой столкновений является оператор BGK в совокупности со стандартными граничными условиями упругого столкновения. Из-за того, что оператор использует лишь один параметр релаксации, [9] появляется вычислительная нестабильность и наблюдается наличие зависимости расположения границ от вязкости жидкости.

С другой стороны, в [9] было показано, что необходимо как минимум два параметра релаксации, чтобы предотвратить наличие нелинейных ошибок, обусловленных вязкостью, при применении граничных условий типа упругого столкновения.

В связи с этим, в основе разрабатываемой модели будет лежать оператор столкновений с двумя параметрами релаксации (TRT-оператор). TRT-оператор имеет [10] параметр ω+, который задает вязкость жидкости, и свободный параметр ω-. Стабильность и точность оператора обусловлена так называемым «магическим параметром» Λ :

Λ=1ω+t-121ω-t-12.                                                    4

Существуют  известные  значения Λ , которые обеспечивают определенную степень точности,  например, Λ  = 1/12  отвечает   третьему  порядку  точности,  а Λ  =1/6 – четвертому, а Λ  = 1/4 зачастую стабилизирует вычисления.

Модель TRT-оператора основана [10] на декомпозиции ожидаемого фазового пространства молекул на симметричные и ассиметричные части. В методе решетчатых уравнений Больцмана для каждой скорости ci существует ci=-ci  и таким образом множество скоростей ci обладает симметрией. По аналогии можно переписать формулы для расчета плотностей распределений:

fi+=fi+fi2,                   fi-=fi-fi2,

fieq+=fieq+fieq2,                   fieq-=fieq-fieq2.

Тогда стандартная TRT модель принимает вид:

fi*=fi-ω+Δtfi+-fieq+-ω-Δtfi--fieq-,                                (5)

fix+ciΔt,t+Δt=fi*x,t.

И кинематическая вязкость жидкости:

ν=cs21ω+Δt-12.                                                          (6)

Граничные условия. Будем считать, что исследуемая область жидкости имеет прямоугольную форму. Тогда на левой и правой границе применим периодические граничные условия, в верхней части зададим вектор скорости, направленный в область жидкости (Zou and He boundary conditions, например, описаны в [11]), в нижней условия нулевого градиента по функции распределения.

Внутри исследуемой области в качестве граничных условий используется видоизмененный half-way bounce-back (описание классического алгоритма приведено, например, в [10]).

 

Введение внешних сил в уравнение Больцмана. Учтем воздействие внешних сил на молекулы жидкости, добавив элемент ΔtFi  в исходное уравнение (1) [12]:

fix+ciΔt,t+Δt=fix,t+Ωi+ΔtFi.                                      (7)

Чтобы определить значение Fi  рассмотрим схему определения внешних сил, основанную на LGA ( Lattice gas automata – метод, предшествующий LBE):

Fi=ωiFcics2,                                                                       (8)

которая соблюдает законы сохранения массы и импульса:

iFi=0,               iFici=F.                                                 (9)

Заметим, что в рамках представленной схемы, расчетные формулы равновесной функции распределения и скорости течения жидкости остаются неизменными.

Для удобства определим [13] переменную gi=ΔfiΔt , задающую изменение функции распределения вследствие влияния внешней силы и рассчитываемую по формуле:

gi=ωiρgciycs2                                                                  (10)

где g  – ускорение (обусловливающее фиктивную силу тяжести), имитирующая действие градиента давления в направлении оси OY, а действующая сила представлена выражением F=ρg .

Внесение изменений в этап распространения частиц. Этап потоковой передачи зачастую включает в себя граничные условия вида упругого столкновения (bounce-back).

Будем применять half-way bounce-back, учитывая частичную непроницаемость узлов.

Введем матрицу ε , содержащую информацию о проницаемости каждого узла решетки, в таком случае εx∈[0, 1]  – где x указывает позицию узла; εx=0,  если узел абсолютно жидкий и εx=1,  если жидкость не может оказаться в точке x (например, в случае если узел полностью состоит из частицы грунта).

Объединим формулы упругого столкновения с непроницаемым узлом и распространения частиц в соседние узлы.

Взаимодействие узлов охарактеризуем с позиции функции вероятности, имеющей направление «в» узел, т.е. с позиции узла с координатами x+ciΔt , а не x.

Пусть в момент времени t частицы перемещаются из узла xj  в x­­­i  по направлению k (рис. 2).

 

Рис. 2. Момент времени t

Fig. 2. Moment of time t

 

Тогда во время t+Δt  в узел xj  вернется εxifxjk  часть частиц, двигающихся в направлении k , с другой стороны в момент t+Δt  в xj  из x­­­i  переместится 1-εxjfxik  частиц (рис. 3, 4).

Рис. 3. Момент времени t

Fig. 3. Moment of time t

Рис. 4. Момент времени  tt

Fig. 4. Moment of time t+Δt

 

Таким образом, формула fix+ciΔt,t+Δt=fi*x,t  видоизменяется следующим образом:

fix+ciΔt,t+Δt=εxfi*x+ciΔt,t+1-εx+ciΔtfi*x,t.                  (11)

Сравнение с аналогичными уравнениями. Пористую структуру среды можно описать двумя способами:

1. Ввести промежуточный шаг porous medium step [7]:

Обозначим fi** , рассчитанной для этапа столкновения молекул

fi**x,t+Δt=fi*x,t+Ωi*.

Тогда porous medium step принимает вид:

fix,t+Δt=fi**x,t+Δt+nfi**x+ciΔt,t+Δt-fi**x,t+Δt,

или сгруппируем fi**x,t+Δt:

fix,t+Δt=fi**x,t+Δt1-n +nfi**x+ciΔt,t+Δt,             (12)

где макропараметр n – коэффициент пористости среды.

2. Считать каждый узел решетки частично непроницаемым, как например, в граничных условиях вида partially saturated bounce-back [8].

Выражение (11) схоже по структуре с (12), однако коэффициенты εx  учитываются для каждого узла, что характерно для partially saturated bounce-back. В то же время коэффициенты εx  не зависят от параметра релаксации и в уравнении не используется дополнительный оператор столкновения. Кроме того, в (11) применяется TRT-оператор, в то время как в partially saturated bounce-back BGK-оператор.

 

Результаты

Проверим, выполняются ли законы сохранения массы и импульса для выведенного уравнения.

Чтобы удостовериться в их справедливости проверим эквивалентность формул для нахождения плотности жидкости и скорости потока [12, 13]:

ρ=ifi=ifieq     и      ρu=icifi=icifieq.                                 (13)

Тогда достаточно убедиться, что:

ifi-fieq=0      и      icifi-fieq=0.                                      (14)

Выполнение законов будем проверять эмпирическим [14] путем на 8000 итераций:

Найдем нормы Фробениуса для матриц ifi-fieq  и ici(fi-fieq)  на каждой из итераций (рис. 5 – 7).

Из рисунков следует, что нормы матриц не превышают значений 8e-15 для любой итерации, т.е. соблюдаются законы сохранения массы и импульса.

Рис. 5. График зависимости iciy(fi-fieq)F  от номера итерации

Fig. 5. Graph of dependence iciy(fi-fieq)F  from the iteration number

Рис. 6. График зависимости icix(fi-fieq)F  от номера итерации

Fig. 6. Graph of dependence icix(fi-fieq)F   from the iteration number

 

Рис. 7. График зависимости ifi-fieqF  от номера итерации

Fig. 7. Graph of dependence ifi-fieqF   from the iteration number

Покажем, что ux,n-ux,n-1F→0,   uy,n-uy,n-1F→0,  ρn-ρn-1F→0   при n→∞  (рис. 8 – 10).

Рис. 8. График зависимости uy,n-uy,n-1F  от номера итерации n

Fig. 8. Graph of the dependence of uy,n-uy,n-1F   on the iteration number n

Рис. 9. График зависимости ux,n-ux,n-1F  от номера итерации n

Fig. 8. Graph of the dependence of uy,n-uy,n-1F   on the iteration number n

Рис. 10. График зависимости ρn-ρn-1F  от номера итерации n

Fig.10. Graph of the dependence of  ρn-ρn-1F   on the iteration number n

Из рис. 10 следует, что ρn-ρn-1→0,  n→∞ , значит с некоторого номера N ρNρN-1 , ρN+δρ=ρN-1 .

Тогда ρn-ρn-1F=ifi,n-fi,n-1eqF→0,  n→∞ , начиная с n = N преобразуется в ifi,N-fi,Neq-δfieqF=0  и при N→∞  δfieq→0 , следовательно, fi-fieqF=0 , т.е. закон сохранения массы выполняется n,  начиная с номера N, из рис. 10 возьмем N = 8000. Законы сохранения импульса для n,  доказываются аналогично.

 

Заключение

Предложенный подход к описанию пористой структуры был проанализирован на предмет существования аналогичных методов. Были проведены теоретические и вычислительные эксперименты, в ходе которых удалось доказать справедливость законов сохранения массы и импульса.

Уравнение (11) можно применить при расчете поля скорости течения жидкости в пористых средах при низкой пористости среды и в случае малых размеров непроницаемых частиц, т.е. соизмеримых с 1 l.u. Если частицы значительно больше 1 l.u., то уравнение (11) фактически преобразуется в классическое с применением граничных условий типа half-way bounce-back, кроме того с точки зрения уменьшения вычислительных затрат целесообразно ввести промежуточный шаг porous medium step и перейти к уравнению с макропараметром n.

Список литературы

1. M. Jiang, Z.G. Xu, Z.P. Pore-scale investigation on reactive flow in porous media considering dissolution and precipitation by LBM // Journal of Petroleum Science and Engineering, 2021, Vol. 204, p. 14579

2. Hamidi E. Lattice Boltzmann Method simulation of flow and forced convective heat transfer on 3D micro X-ray tomography of metal foam heat sink // International Journal of Thermal Sciences, Vol. 172, Part A, 2022, p. 107240.

3. Enbo Xing A three-dimensional model of wave interactions with permeable structures using the lattice Boltzmann method // Applied Mathematical Modelling, Vol. 104, 2022, P. 67-95.

4. Zhilenkov A.A. High productivity numerical computations for gas dynamics modelling based on DFT and approximation // Proceedings of the 2018 IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering, ElConRus 2018, St. Petersburg and Moscow, 29 января 2018 года. - St. Petersburg and Moscow: Institute of Electrical and Electronics Engineers Inc., 2018, P. 400-403.

5. Guillermo A. Narsilio, Upscaling of Navier-Stokes equations in porous media: Theoretical, numerical and experimental approach // Computers and Geotechnics, Vol. 36, Issue 7, 2009, P. 1200-1206.

6. Жиленков А.А. Разработка метода решения уравнений теплопроводности с неравномерной ди-кретизацией для моделирования процессов в реакторах газофазной эпитаксии // Системы управления и информационные технологии. - 2017. - № 3(69). - С. 11-15.

7. Michael C. Sukop. Lattice Boltzmann Modeling: An Introduction for Geoscientists and Engineers // Berlin Heidelberg: Springer, 2006, p. 173.

8. Tim Najuch. Analysis of two partially-saturated-cell methods for lattice Boltzmann simulation of granular suspension rheology // Computers & Fluids, Vol. 189, 2019, P. 1-12.

9. Farshad Gharibi, Darcy and inertial fluid flow simulations in porous media using the non-orthogonal central moments lattice Boltzmann method // Journal of Petroleum Science and Engineering, 2020, Vol. 194.

10. Timm Kruger. The Lattice Boltzmann Meth-od, principles and practice // Switzerland: Springer 2017, p. 694.

11. Жиленков А.А. Гибридное решение уравнений Навье-Стокса в пространствах аналитических функций с применением билинейных форм и функции Грина // Системы управления и информационные технологии. - 2018. - № 1(71). - С. 4-7.

12. Zhaoli Guo. Lattice Boltzmann Method and its Applications in Engineering // World Scientific Pub-lishing Company, 2013, 420 p.

13. Sauro S. The Lattice Boltzmann Equation // United Kingdom: Oxford University press 2018, p. 761.

14. Жиленков А.А., Черный С.Г. Извлечение информации из bigdata с помощью нейросетевых архитектур как сетей ассоциаций информационных гранул // Труды Института системного анализа Российской академии наук. - 2022. - Т. 72. - № 3. - С. 81-90.

Войти или Создать
* Забыли пароль?