Брянск, Брянская область, Россия
Брянск, Брянская область, Россия
Брянск, Брянская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 629.4.021 Принципы конструирования
ББК 392 Железнодорожный транспорт
Рассмотрен вопрос поиска новых решений для улучшения сцепления колес локомотива с рельсами для повышения их тяговых свойств. В результате проведенного анализа установлена возможность повышения коэффициента сцепления за счет улучшения динамических свойств экипажной части, использования явления автоколебаний колесных пар и воздействия на поверхность контакта колеса и рельса магнитного поля. Для локомотивов с двухосными тележками с диаметром колес 1250 мм предложено использовать тяговый привод с асинхронным тяговым электродвигателем, подвешенным к раме тележки, и осевым редуктором, который позволяет реализовать указанные способы при существующей базе тележек. Для локомотивов с диаметром колес 1050 мм предложены новые конструкции тяговых приводов.
тяга, сцепление, колесо, рельс, противобуксовочные устройства, привод, локомотив
1. Проблема воспроизводимости результатов натурных экспериментальных исследований трибологических свойств системы "колесо-рельс" в условиях глобализации рынка рельсовых транспортных средств. / О.В.Измеров, А.В.Кошелев, А.Н. Чвала. "Мир транспорта и технологических машин", № 3(34) 2011, июль-сентябрь. Госуниверситет-УНПК. с\С. 28-34.
2. Концепция развития энергосберегающих электромеханических систем: монография / А.С. Космодамианский [и др.]; под ред. академика Академии электротехн. наук Рос. Федерации, д-ра техн. наук, проф. А.С. Космодамианского. - Орел: Госуниверситет - УНПК, 2014. - 244 с.
3. Методика оценки воздействия подвижного состава на путь по условиям обеспечения надежности (утв. Распоряжением ОАО "РЖД" от 22.12.2017 N 2706р).
4. Лонгстон мл., Итами. Исследования явления трения-крипа для локомотива [Текст] / Лонгстон мл., Итами. // Труды Амер. Общ. инж.-мех.: Конструирование и технология машиностроения. 1980, №3, том 102, С. 241-248.
5. Тихомиров, В.П. Моделирование сцепления колеса с рельсом: монография / В.П. Тихомиров, В.И. Воробьев, Д.В. Воробьев, Г.В. Багров, М.И. Борзенков, И.А. Бутрин. Орел: Орел ГТУ, 2007. - 127 с.: ил.
6. Ивахин, А.И. Стенд для исследования тяговых свойств в системе колесо-рельс железнодорожных транспортных средств / А.И. Ивахин, В.И. Травиничев, Д.И. Петраков // Тяжелое машиностроение. 2011. №4. С. 2-5.
7. Оценка тяговых качеств тепловозов с электропередачей с учетом воздействия электрического тока на зоны контакта колес с рельсами: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Д.И.Петраков // Брянск, БГТУ, 2013 - 18 с.
8. Исследования по повышению тяговых свойств маневровых тепловозов путем применения электромагнитного увеличения сцепления и более оптимальных схем соединения тяговых электродвигателей / Е.А. Ситников, И.Н. Родионов, В.П. Гриневич // Заключительный отчет по теме «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по повышению эксплуатационных качеств, надежности и долговечности тепловоза» № И-108-82. Коломна, ВНИКТИ, 1982. - 83 с.
9. Испытание эффективности системы электромагнитного увеличения сцепления на тепловозе ТЭМ2УС-001 / Е.А. Ситников, И.Н. Родионов, В.П. Гриневич // Заключительный отчет по теме «Создание маневрового тепловоза с повышенными на 15-20% тяговыми качествами по сравнению с тепловозом ТЭМ2» № И-74-79, Коломна, ВНИКТИ, 1979. - 142 с.
10. Делюсто Л.Г. Основы прокатки металлов в постоянных магнитных полях / Л.Г. Делюсто - М: Машиностроение, 2005. - 272 с. - Текст : непосредственный.
11. Увеличение сцепления колес локомотива с рельсами воздействием постоянных магнитных полей на зону контакта / А.С. Космодамианский, В.И. Воробьев, В.О. Корчагин // Наука и техника транспорта, №2. 2017. С. 8…15.
12. Улучшение тяговых качеств локомотивов с помощью магнитных усилителей сцепления: монография / Д.Я. Антипин, В.И. Воробьев, О.В. Измеров, В.О. Корчагин, А.С. Космодамианский, А.А. Пугачев. Брянск, БГТУ, 2018- 232 с. - Текст : непосредственный.
13. Виноградов, А.Н. Эвольвентные арочные передачи. Инновационная технология высо-копроизводительного изготовления / А.Н.Виноградов, А.П.Давыдов, С.И.Липатов, Р.Б. Марголит, И.Г.Панков, А.Н.Паршин // Альманах «Деловая слава России». 2011. №3 (31). С.42-45.
14. Виноградов А.Н., Липатов С.И., Марголит Р.Б. Точность нарезания колёс с арочными зубьями // Технология машиностроения. 2013. № 9. C. 23-27.
15. Бочкова Д.Е., Бобков М.Н., Золотова С.А. Обработка круговых зубьев цилиндрических колес с локализованной зоной касания // Известия ТулГУ. Технические науки. Вып. 5. Тула, 2020, - С. 344-349.
16. Классификация магнитных усилителей сцепления и поиск новых решений тягового привода / А. С. Космодамианский, В. И. Воробьев, О. В. Измеров, А. А. Пугачев, В. О. Корчагин, Е. В. Николаев // Транспорт Урала, № 2 (73), Екатеринбург, УрГУПС, 2022. С. 50-58.
17. Разработка устройств предотвращения боксования локомотива на основе объектного моделирования технических решений / А.С. Космодамианский, С.И. Баташов, Е.В. Николаев // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. - 2022, № 4 (18). С. 79-86.
18. Варианты реализации и динамические свойства асинхронного тягового привода локомотивов с дугостаторными электродвигателями / А.И. Ивахин. - Текст: непосредственный // «Тяжелое машиностроение», 2012, № 10. С. 17-21.