УДК 001.891 Научно-исследовательские работы. Методы исследований
В статье отражена проблема социальной адаптации и профориентации детей с нарушением слуха через практику волонтерской деятельности. Показаны результаты диагностического исследования по выявлению у детей с нарушением слуха направленности на коммуникативные профессии, коммуникативные и организаторские склонности для участия в волонтерской деятельности. Сделаны выводы о необходимости создания и организации благоприятной среды для социализации и личностного роста детей с нарушением слуха.
волонтерская деятельность, социализация, профориентация, дети с нарушением слуха
Волонтерская деятельность в России относительно новое явление, ему не более 15 лет. Данный вид деятельности является основным средством, благодаря которому подрастающее поколение участвует в культурной, экономической и социальной жизни страны. Благодаря волонтерской деятельности, ее участники могут ясно формулировать свои гражданские обязательства; появляется возможность для саморазвития; приобретают ценный опыт реализации гражданских инициатив; способствует расширению социальных связей.
Повышение доли граждан, занимающихся волонтерской деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских организаций, согласно единому плану национальных целей развития Российской Федерации до 2024 года планируется увеличить до 15% доли таких социально активных граждан.
Становясь успешнее в волонтерских проектах, акционных движениях, как правило, человек становится значительно успешнее в семейных делах, рабочих взаимоотношениях, легче преодолевает жизненные трудности.
Так, Ю. Г. Устинова [10], О. Т. Черкасских [10], И. В. Мироненко [10], Д. В. Лузина [5], Р. А. Мингазов [7] в подтверждении вышесказанного отмечают, что благодаря волонтерской деятельности молодые люди расширяют значительный для себя круг общения, реализуют себя как неоднозначную креативную и успешную личность. Для человека важно «положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу» [5, с. 54].
По сути, человек, состоящий в волонтерских объединениях, является не столько участником протекающих вокруг него проектов, сколько берет на себя ответственную роль организатора, занимает позицию инициатора и двигателя успеха, становясь творцом собственной траектории развития. Увеличение вовлеченности подрастающего поколения в волонтерское движение позволит сформировать у них социально значимые качества личности, которые смогут проявиться в помощи социально нуждающимся слоям населения и людям, имеющим нарушения здоровья, связанные с расстройствами функций организма.
Рассматривая вопрос о добровольческих инициативах с детьми, имеющих отклонения в развитии, нетрудно заметить, что, как правило, такие проекты направлены на помощь лицам с ОВЗ в адаптации к социальной жизни.
Е. А. Байдецкая и С. В. Белоцерковская, анализируя процесс социально-психологической адаптации «особенного» ребенка в образовательных организациях, особое внимание уделяют понятию психосоциальной адаптации, под которым понимают «средство защиты личности, с помощью которого человек может ослабить или устранить свой внутренний психологический стресс, беспокойство, нестабильность во время взаимодействия как с другими людьми, так и с обществом в целом» [1, с. 18].
Следовательно, волонтерская деятельность способна обеспечивать психологический комфорт и сохранение психического здоровья людей, объединять и укреплять связи и взаимоотношения среди тех, кто организует добровольческое дело и тех, на кого оно направлено (участников).
Исследователи И. М. Васильковская [4], В. Д. Пономарева [4], И. А. Макарова [6], К. А. Бочко [2] и др. сходятся во мнении о социальной значимости волонтерства и его качественном влиянии на процессы адаптации и у подростков с нормотипичным развитием, и у детей с отклонениями. Авторы уверены, что в основу личностного роста ребенка должна быть заложена система социальных отношений, достаточно развиты навыки самостоятельности выбора действий и умение ориентироваться в огромном потоке информации.
Для помощи детям в выборе траектории социально полезной деятельности необходимо организовывать подготовку и обучение волонтеров, исходя из целей и задач предстоящей адаптационной работы. Так, Н. Г. Спрун, И. В. Гурьянова и Н. В. Мартынова подчеркивают важность такого подхода к подготовке волонтеров, который будет способствовать накоплению опыта и формированию нужного набора компетенций. Это требует включения в процесс подготовки современных технологий обучения: мастер-классы, тренинговые занятия, дискуссии, игры, клубные встречи и т. д. [9].
В вопросе социальной адаптации детей с ОВЗ мы так же придерживаемся мнения Е. А. Байдетской и С. В. Белоцерковской, которые считают, что адаптация детей с ОВЗ будет проходить успешнее, если включать их в среду волонтерских и добровольческих сообществ [1].
На наш взгляд, добровольческая среда предоставляет ребенку с ОВЗ следующие возможности для успешной социализации:
- во-первых, она расширяет круг общения детей с ОВЗ, включая в него волонтеров, которые являются адаптированными личностями, способными к тому, чтобы «заразить» интересом к активной социальной деятельности;
- во-вторых, она открывает доступ к профессиональной квалифицированной помощи от педагогов-волонтеров, прошедших специальную подготовку по работе с детьми с отклонениями в развитии, имеющими достаточный опыт работы с особенными детьми, специфический набор навыков, умений, приемов работы в области специальной коррекционной педагогики;
- в-третьих, она включает подростков в разные виды коммуникативной деятельности, которая позволяет развить имеющиеся интересы и склонности, раскрыть личностный коммуникативный потенциал, приобрести опыт коммуникации;
- в-четвертых, она развивает умение работать в коллективе единомышленников, дает опыт участия в совместной работе;
- в-пятых, она развивает навыки целостного объективного планирования жизненных перспектив, которые создают основу самостоятельности ребенка с ОВЗ, его активности, способности к адаптации в жизни, на рынке труда.
Кроме того, в составе волонтерских отрядов формируется правовое сознание ребенка, он учится уважать интересы и права других. Иными словами, особое внимание необходимо уделять и послешкольной социализации и адаптации в обществе, выбору дальнейшей траектории развития, профессиональному становлению ребенка с ОВЗ. Этот аспект требует профориентационной работы со стороны образовательной организации.
Профессиональная ориентация – необходимая часть развития личности человека. Поиск путей реализации собственных навыков и способностей порой ставит учащихся в трудное положение. Выпускник школы должен объективно и реалистично подходить к осознанию уровня навыков и выбору дальнейших стратегий развития. Для того, чтобы грамотно ориентироваться в стремительно изменяющемся рынке труда и успешно включиться в систему профессиональных взаимоотношений и добиваться собственных целей, выпускник школы должен обладать достаточным уровнем сформированности коммуникативных компетенций.
Стоит подчеркнуть, профессиональная ориентация подростков с нарушением слуха имеет свою специфику. Так, эти подростки гораздо позже приступают к профессиональному ориентированию в рамках программы школы, коммуникации у таких детей идут очень медленно, у них ограничен словарный запас и, соответственно, узкий спектр тем для разговоров. Трудности профессионального выбора вызваны еще и тем, что на рынке труда не столь велико разнообразие специальностей и предложений для данной категории лиц и поэтому зачастую школа становится последней ступенью образования.
Согласно исследованиям С. В. Важениной и Ю. С. Пяшкур, как правило, подростки с нарушением слуха и глухие школьники имеют рассеянное представление о профессиях, плохо понимают содержание выполняемой работы, характере труда и его условия, что приводит к однообразию в выборе профессии, недостаточной устойчивости интересов [3;8].
Таким образом, организация волонтерской деятельности в специальной образовательной организации имеет ряд особенностей, которые мы постарались выявить при помощи электронного опроса заведений школьной ступени образования из Приволжского федерального округа, Центрального федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Южного федерального округа Российской Федерации и общероссийские общественные организации "Всероссийское общество глухих" и детско-юношеская организация «Российское движение школьников». Участникам опроса было предложено описать собственный опыт вовлечения учащихся с нарушением слуха в социальные проекты через организацию волонтерской деятельности. Всего было разослано 24 анкеты. 75% участников опроса затруднились с ответом или сообщили, что их воспитанники не участвуют в подобной деятельности. На наш взгляд, этот факт свидетельствует об актуальности исследуемой нами проблемы.
В 25% анкет были даны подробные описания проводимой работы, указания на электронные ресурсы, созданные для ее информационного обеспечения. Анализ ответов и указанных электронных ресурсов позволяет утверждать, что в образовательных организациях ведется активная профориентационная работа, реализуются добровольческие проекты, развиваются механизмы включения детей в активную социальную среду.
В частности, выделяются следующие направления этой работы:
1. Всероссийские добровольческие акции: «Добрые крышечки», «Сдай батарейку – спаси планету», «Лучшая книга детям в библиотеки коррекционных школ», «Письмо солдату», «Чистый берег», «Мой защитник».
2. Волонтерские мероприятия: оказание помощи по благоустройству придомовых территорий ветеранам ВОВ, благоустройство памятников и стел, сбор кормов для помощи животным в приютах, помощь пожилым сотрудникам школы, находящимся на пенсии, а также помощь одиноким пожилым выпускникам, обратившимся за помощью в школу, мероприятия по развитию речи, через привлечение учащихся к внеклассному чтению и уроков литературы.
3. Целенаправленная работа по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению обучающихся, в результате реализации которой выпускники с ОВЗ осознанно выбирают профессию. В профориентационную модель входят следующие мероприятия: экскурсионные походы на промышленные заводы и предприятия в целях социализации детей с ОВЗ и помощь им в построении дальнейшей профессиональной траектории; открытие бесплатных курсов по освоению языка программирования на базе детских технопарков «Кванториум», экскурсии в центры занятости населения с беседами о существующих тенденций на рынке труда, востребованных профессий. Такая работа, по мнению представителей образовательных организаций, способствует развитию профессиональной мотивации у детей.
Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация (РДШ), деятельность которой направлена на воспитание подрастающего поколения, развитие детей на основе их интересов и потребностей, а также организацию досуга и занятости школьников, совместно с организациями партнерами (Национальный центр "Абелимпикс", Ассоциация "Инклюзивная страна", Проектом госпитальных школ России "УчимЗнаем") планирует проведение подготовки волонтеров школьников, с целью организации работы со школьниками с нарушением слуха.
В Волгоградской области при поддержке регионального отделения РДШ в 2019 г. был организован волонтерский отряд «Рука помощи», в котором наряду со здоровыми детьми в благотворительных и добровольческих акциях участвуют дети с ОВЗ и инвалидностью. Волонтерство включает в себя в основном четыре направления: здоровье, милосердие, экология и гражданское право. Все учащиеся являются активной социальной группой и примером для подражания.
Всероссийское общество глухих (ВОГ) активно участвует в привлечении волонтеров с нарушением слуха в различные мероприятия. Например, ВОГ стояло у истоков развития движения «Абилимпикс» в России. «Абилимпикс» – это система чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. В 2020 г. в мероприятиях движения «Абилимпикс» участвовало более 12 тыс. человек. Уже проведены 6 национальных чемпионатов и приняли участие в 1 международном чемпионате «Абилимпикс». В 2022 г. Российская Федерация стала организатором проведения Х международного чемпионата «Абилимпикс». К мероприятиям движения «Абилимпикс» привлекаются волонтеры, в том числе и неслышащие волонтеры в части сопровождения лиц с нарушением слуха.
При организации волонтерских акций представителями образовательных организаций была замечена следующая особенность: учащиеся с нарушением слуха всегда охотно откликаются на подобную помощь, однако инициатива всегда исходила от педагогического состава, сами ребята подобные акции не инициировали.
Эта особенность указывает на важность готовности к волонтерской деятельности детей с нарушением слуха, в частности, их коммуникативной готовности. Коммуникативная компетентность как составляющая готовности важна и для профессионального самоопределения таких подростков.
С целью выявления особенности коммуникативных качеств важных для волонтерской деятельности: направленность личности на коммуникативные профессии, коммуникативные и организаторские склонности, тип направленности деятельности, мы провели диагностическое исследование.
Участниками исследования стали учащиеся 8-11 классов 14-18 лет (n=23). Выборку составили две группы учащихся подросткового возраста 13-16 лет и старшеклассники 17-18 лет. Исследование проводилось на базе ГКОУ «Волгоградская школа-интернат №7».
В качестве диагностического инструментария нами использовались:
- дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (ДДО), предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий по Е.А.Климову;
- методика «Коммуникативные и организаторские склонности (КОС-2)» В.Ф. Ряховского, направлена на оценку общего уровень общительности и организаторских склонностей учащихся;
- другие методики (анкета, наблюдение).
Обратимся к полученным результатам. В табл. 1 представлены сравнительные результаты по опроснику ДДО. Баллы респондентов суммировались по отдельным типам профессий, для определения значимости различий использовался непараметрический W-критерий Вилкоксона.
Таблица 1
Сравнение профессиональных склонностей между подростками и старшеклассниками (по общему показателю ДДО)
Table 1
Comparison of professional aptitudes between teenagers and high school students (by the general indicator UP to)
Сумма рангов |
Тип профессии |
||||
Человек-природа |
Человек-техника |
Человек-человек |
Человек-знак |
Человек художественный образ |
|
13-16 |
51,5 |
36,5 |
33,5 |
48 |
44,5 |
17-18 |
39,5 |
54,5 |
57,5 |
43 |
46,5 |
Из табл. 1 видно, что у старшеклассников более выражены склонности к профессиям типа ЧЧ, ЧТ, в то время как у подростков – ЧП. Хотя за статистически достоверный уровень данные различия не переходят, стоит отметить повышение интереса глухих оптантов к коммуникативным профессиям.
Как известно, методика ДДО позволяет увидеть не только предпочитаемые типы профессий, но и отвергаемые. Для анализа тенденций отвержения мы использовали баллы отвержения в их абсолютных выражениях и произвели статистическую обработку по схеме, аналогичной описанной выше. В результате получилась следующая картина (см. табл. 2).
В целом, мы наблюдаем у старшеклассников заметное снижение интереса к профессиям класса ЧП, ЧЗ, Ч-ХО. И хотя сравнительный анализ данных не позволяет отвергнуть нулевую гипотезу, мы считаем такую дифференциацию профессиональных склонностей у подростков и юношей с нарушением слуха вполне правдоподобным фактом. В этом нас убеждают также результаты исследований Ю.С. Пяшкур, который указывает, на то, что «профессиональные интересы глухих малодифференцированны», в связи с чем «учащиеся с нарушением слуха склонны к типу профессии “человек – человек”» [10].
Таблица 2
Сравнение профессиональных склонностей между подростками и старшеклассниками (по показателю отвержения в методике ДДО)
Table 2
Comparison of professional inclinations between adolescents and high school students (according to the rejection indicator in the DDO method)
Сумма рангов |
Тип профессии |
||||
Человек-природа |
Человек-техника |
Человек-человек |
Человек-знак |
Человек-художественный образ |
|
13-16 |
32,5 |
47,5 |
50,5 |
36 |
39,5 |
17-18 |
58,5 |
43,5 |
40,5 |
55 |
51,5 |
В целом, мы наблюдаем у старшеклассников заметное снижение интереса к профессиям класса ЧП, ЧЗ, Ч-ХО. И хотя сравнительный анализ данных не позволяет отвергнуть нулевую гипотезу, мы считаем такую дифференциацию профессиональных склонностей у подростков и юношей с нарушением слуха вполне правдоподобным фактом. В этом нас убеждают также результаты исследований Ю.С. Пяшкур, который указывает, на то, что «профессиональные интересы глухих малодифференцированны», в связи с чем «учащиеся с нарушением слуха склонны к типу профессии “человек – человек”» [10].
Сравнительный анализ результатов по методике КОС-2 показал, что уровень организаторских способностей выше у старшеклассников, при этом различия статистически достоверны на уровне значимости 0,05 согласно непараметрическому ранговому W-критерию. На уровне тенденции также выявляются различия между подростками и старшеклассниками в плане развития коммуникативных способностей. На наш взгляд, эти различия обусловлены не характерологическими особенностями, а именно уровнем возрастного личностного развития глухих оптантов.
Далее, нас интересовали возможные взаимосвязи между уровнем коммуникативных и организаторских способностей и профессиональных склонностей респондентов. Результаты корреляционного анализа представлены в табл. 3. Кроме того, сравнительный статистический анализ проводился между другими показателями. Обратимся к полученным результатам.
Как видно из табл. 3, наиболее высокие коэффициенты корреляции выявляются между склонностями к профессиям типа ЧЗ и ЧЧ. Таким образом, мы видим значимость уровня развития коммуникативных способностей в плане профессиональной направленности.
Кроме того, у всех респондентов с высоким уровнем коммуникативных способностей обнаруживается положительное отношение к профессиям, в то время как у остальных – показатель отношения к профессиям находится в отрицательной зоне (уровень значимости α <0,05).
При этом, мы не можем утверждать обратное - что низкий уровень коммуникативных способностей означает негативное отношение к профессиям – наши данные не дают оснований для таких утверждений. Вероятно, коммуникативная компетентность просто расширяет поле видения оптанта, позволяет видеть себя в более широком ролевом диапазоне, в то время как ограничения в коммуникативной сфере затрудняют процесс знакомства с миром профессий, и в целом процессом профессионализации.
Таблица 3
Корреляционный анализ между показателями методики ДДО и КОС-2
Table 3
Correlation analysis between the indicators of the DDO and CBS-2 methodology
Способности |
Тип профессии |
||||
Человек-природа |
Человек-техника |
Человек-человек |
Человек-знак |
Человек-художественный образ |
|
Коммуникативные |
0,575 |
0,036 |
0,556 |
0,670 |
0,033 |
Организаторские |
0,409 |
0,391 |
0,539 |
0,692 |
0,421 |
Тоже следует отметить и в связи с волонтерской деятельностью. Само участие в различных мероприятиях расширяет поле взаимодействия подростка, позволяет увидеть себя в новых коммуникативных ролях, что неизбежно расширяет круг общения оптанта, и, соответственно, его профессиональные интересы.
По итогам нашего исследования можно сделать следующие выводы:
- на процесс профессионального самоопределения у учащихся с нарушением слуха влияет уровень развития коммуникативных способностей, так как является лимитирующим фактором профессионального самоопределения;
- к выпускным классам образовательной организации у глухих подростков происходит изменение в плане профессиональной направленности – повышается интерес к профессиям «человек – человек».
Таким образом, в современных условиях одним из путей позитивной социализации детей с нарушением слуха видится вовлечение таких учащихся в добровольческую деятельность. Так как подростковый возраст является кризисным и для ребенка с ОВЗ, необходимо создавать и организовывать благоприятную среду для его социализации и личностного роста. Такой средой может стать волонтерская деятельность. Задача педагога - увидеть в ребенке потенциал в этой сфере и правильно направить его деятельность с учетом уровня его коммуникативной готовности. Волонтерская активность школьника в будущем станет «благоприятной почвой» для развития его коммуникативных и лидерских качеств.
1. Байдецкая Е.А., Белоцерковская С.В. Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья к социальной жизни через волонтерство // Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1. С. 15-21. DOIhttps://doi.org/10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-15-21.
2. Бочко К.А. Педагогическая деятельность волонтеров в России и за рубежом: теория и практика // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2019. №193. С. 172-186.
3. Важенина С.В. Адаптационные характеристики детей младшего школьного возраста с нарушением слуха // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3. № 4. С. 9-17. DOIhttps://doi.org/10.17748/2686-9969-2020-3-4-09-17.
4. Васильковская М.И., Пономарев В.Д. Педагогика волонтерства в молодежной среде // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 4(84). С. 142-151.
5. Лузина Д.В. Особенности волонтерских движений // АНИ: педагогика и психология. 2015. №2 (11). С. 53-57.
6. Макарова И.А. Воспитание в эпоху цифровизации // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2021. № 1(154). С. 41-46.
7. Мингазов Р.А. Волонтерство "идет" в российские школы // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 3(31). С. 18-23.
8. Пяшкур Ю.С. Профессиональное самоопределение подростков с нарушенным слухом и пути его коррекции // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3(34). С. 133-135.
9. Супрун Н.Г., Гурьянова И.В., Мартынова Н.В. Развитие волонтерской деятельности в среде учащихся образовательных организаций Российской Федерации: инновационный подход // Перспективы науки и образования. 2019. №1 (37). С. 236-250. DOIhttps://doi.org/10.32744/pse.2019.1.17.
10. Устинова Ю.Г., Черкасских О.Т., Мироненко И.В. Волонтерское движение как средство эффективной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-развивающая среда и инклюзивная практика помощи детям с ОВЗ: Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием и VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 17 марта - 05 2021 года. Новосибирск: Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования "Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы", 2021. С. 80-83. ISBN 978-5-6045317-3-0.