МОДЕЛИРОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЬНОЙ ТРАНСМИССИИ С ГИДРОТРАНСФОРМАТОРОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель работы – оценка влияния параметров переключения передач на показатели качества работы автомобильной трансмиссии с гидротрансформатором (ГТ). Задача исследования: разработка компьютерной динамической модели автомобильной трансмиссии с трехрядным планетарным редуктором и ГТ для оценки качества работы трансмиссии. Метод исследования: компьютерное моделирование с использованием программного комплекса «Универсальный механизм». Новизна работы: создана компьютерная динамическая модель автомобильной трансмиссии с трехрядным планетарным редуктором и гидротрансформатором для исследования процессов переключения передач. Результаты работы: разработана компьютерная модель для исследования динамических процессов в трансмиссии автомобиля, оценки влияние параметров переключения передач на показатели качества работы автомобильной трансмиссии с ГТ. Даны рекомендации по выбору параметров управления переключением передач. Выводы: увеличение времени нарастания силы сжатия включаемого фрикциона tup увеличивает КПД ГТ и время синхронизации дисков включаемых фрикционов, уменьшает значения максимума углового ускорения и скорость изменения углового ускорения колес автомобиля (Jerk), увеличивает работу сил трения фрикционов (W) при включении повышающей передачи и уменьшает W при включении понижающей передачи не зависимо от блокировки ГТ. При включении повышающей передачи можно рекомендовать минимальное значение tup, обеспечивающее допустимую величину Jerk.

Ключевые слова:
трансмиссия автомобиля, гидротрансформатор, фрикцион, планетарный редуктор, компьютерная модель
Список литературы

1. Haj-Fraj A. Pfeiffer F. Optimal control of gear shift operations in automatic transmissions // Journal of the Franklin Institute. 2001. vol. 338. pp. 371-390.

2. Haj-Fraj A. Pfeiffer F. A model based approach for the optimization of gearshifting in automatic transmissions // International journal of vehicle design. 2002. vol. 28(1). pp. 171-188.

3. Sayın P. Schöftner J. Analytical investigation on the damping performance of a torque converter in an automotive driveline model // MATEC Web of Conferences. 2017. vol. 10, 07001. ICMAA 2017. DOI:https://doi.org/10.1051/71080.

4. Тарасик В.П. Математическое моделирование переключения передач с перекрытием характеристик управления // Автомобильная промышленность. 2016. № 7. с. 10-18.

5. Goetz M. Levesley M., Crolla D. Dynamics and control of gearshifts on twin-clutch transmissions // Proceedings of the institution of mechanical engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. 2005. vol. 219(8). pp. 951-963.

6. Han Y. Han W., Yi S.J. A study of shift control using the clutch pressure pattern in automatic transmission // Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part D: Journal of Automobile Engineering. 2003. vol. 217(4). pp. 289-298.

7. Тарасик В. П. Романович Ю.С. Переключение передач карьерного самосвала с ГМП // Автомобильная промышленность. 2018. № 8. с. 12-20.

8. Реутов А.А. Моделирование переключения передач автомобильной трансмиссии с двойным сцеплением // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2021. № 3-4 (14). с. 14-24. DOI:https://doi.org/10.30987/2658-6436-2021-3-4-14-24.

9. Zhang H. Zhao X., Yang J., Yang W. Shift Strategy Optimization for Automatic Transmission of Heavy Trucks Based on Dynamic Programming Algorithm // Appl. Sci. 2021. vol. 11. 5555. DOI:https://doi.org/10.3390/app11125555.

10. Тарасик В.П. Горбатенко Н.Н., Егоров А.Н., Региня В.В. Мехатронная система автоматического управления ГМП карьерного самосвала // Автомобильная промышленность. 2010. № 6. с. 12-15.

11. Моделирование трансмиссии. Руководство пользователя. URL: http://www.universalmechanism.com/download/90/eng/22_um_driveline.pdf (дата обращения: 18.01.2022).

12. Iqbal S. Modeling and analysis of wet friction clutch engagement dynamics/ Shoaib Iqbal, Farid Al-Bender, Agusmian P. Ompusunggu, Bert Pluymers, Wim Desmet// Mechanical Systems and Signal Processing. 2015. vol. 60-61. pp. 420-436. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.ymssp.2014.12.024.

13. He-yun B. Wei H., Feng-xia L. Investigation of engagement characteristics of a multi-disc wet friction clutch // Tribology International. 2021. vol. 159. 106940. DOI:https://doi.org/10.1016/j.triboint.2021.106940.

14. Li, C. Meng F., Xi J., Zhai Y. Starting shift control of heavy-duty automatic transmissions based on the optimal trajectory of turbine speed // Mechanical Systems and Signal Processing. 2019. vol. 126. pp. 490-504. DOI:https://doi.org/10.1016/j.ymssp.2019.02.030.

Войти или Создать
* Забыли пароль?