ЭРГОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА ИНТЕРЬЕРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Организация пространства интерьера, используя новые подходы к усвоению исследуемых объектов, на основе эргономики, рассматривается и обосновывается, как процесс, представляющий неотъемлемую часть системы, упорядоченную и развиваемую. Погружение в проблемы формирования интерьера, с учетом цвета-тонального моделирования, расширяет рамки организации пространства, связанные с семиотикой и эргономикой цвета, представляющей неотъемлемую часть системы, как упорядоченную и развиваемую. Автор приходит к выводу, что, опираясь на такие структурные элементы как семиотика, возможно развитие пространства, используя цвета-тональное моделирование эргономики интерьера.

Ключевые слова:
эргономика цвета, цвета-тональное моделирование, организация пространства интерьера.
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Эргономика рассматривается как начальный этап осмысления и понимания творческого процесса в организации и проектирования пространства интерьера. Целью исследования является развитие теоретических методов, формирующих научные понятия в области эргономики для применения их в творческой деятельности. На основе поставленной цели рассматриваются задачи, для поиска новых подходов в формировании и системном развитии эмпирических методов в эргономике.При моделировании пространства используется взаимодействие таких структурированных элементов, как: цвет и пространство интерьера, соотношение величин и пропорций человека и искусственной среды обитания, освещение, плоскости и фактуры в интерьере, разработка и моделирование пространства.

Для определения понятия «эргономика дизайна интерьера», необходимо обозначить что это наука, имеющая целый ряд правил и норм, способствующих организации пространства, для разработки высококачественной эргономики пространства. Эргономика начинается с точных замеров и плана помещения, исходя из которых будут выстраиваться остальные элементы, которые влияют на стиль разрабатываемого интерьера. Так разработанная планировка, с продуманными деталями и мелочами, качественной мебелью и предметами быта и техники, обеспечит создание комфортных условий. Формируя характерные особенности интерьера жилого пространства, необходимо соотнести выдвинутую концепцию к разрабатываемому стилевому решению пространства, опираясь на личностные особенности и творческий потенциал автора, когда«…фантазия должна иметь позитивное направление развития» [2, с. 24].

Современные подходы к исследованию эргономики следует рассматривать как решение проблемных вопросов, связанных со сложным процессом в формировании и разработке пространственной среды. Так как пространство интерьера тесно связано с законами композиции пространства интерьера, которую следует рассматривать как самую сложную форму арт-объекта, «…которую когда-нибудь создавал человек…но все равно это нечто саморазвивающееся» [4., с. 271].

Трактовка семиотических функций может быть хроматической и ахроматической, объемной и плоской поверхностью в интерьере, формируя зрительное пространственное восприятие, имеющее длительный процесс развития. Существенное влияние на решение этого вопроса оказывает глубинное влияние семиотики на пространство объекта. Данное исследование проведено для определения влияния цвета и тона плоского пространства на объемно-пространственные поверхности интерьера, создавая «реальные и нереальные формы» [3, с. 99]. Возникает различное восприятие цветовых нюансов пространства и образного содержания интерьера.

Очевидность исследования и определения средств, объединяющих эти элементы в сложносоставную модель пространства, не вызывает сомнений.Поставленные задачи для формирования модели, используя данный подход, являются актуальными в понимании процесса развития пространства интерьера, опираясь на эргономику и семиотические средства. Для получения нового результата, имеющего оригинальное изобразительное решение, можно использовать интегрирование пространства и различные модели пространственного решения[6].

«Эргономика, - и, ж. (2 пол.XX в.). Научная дисциплина, изучающая трудовые процессы с целью создания наилучших условий труда путем совершенствования орудий, условий труда путем совершенствования орудий, условий и процесса труда» [10, с. 916]. Эргономика, изучая быт и деятельность человека, с учетом его физических и психических характеристик, разрабатывает рекомендации и требования, формирующие пространство для активной жизнедеятельности человека, таким как: комфорт, безопасность, удобство и новизна.

Опираясь на изобразительные средства для поиска образного решения пространства, эргономике отведена важная роль в формировании и развитии системного подхода,при созданииискусственного пространства, с учетом экономических условий, анатомии и психологии человека. «Система (греч. - system составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство» [12, с. 427]. Учитывая рост влияния эргономики на промышленный дизайн, архитектуру, дизайн интерьера, а также, на развитие арт-объектов, использующих цвета тональное моделирование.

Одним из важнейших мест в развитии эргономики является управление процессом, прогнозирования и развития новых подходов в области дизайна. «Линия, форма, пространство, свет и материал – это лишь некоторые из важнейших элементов, имеющих центральное значение для широко популярной эстетики дизайна» [8, с. 59]. Основой такого развитии является разработка различных вариантов решения эргономики близких к природным формам, учитывая ведущую роль и свойства света и цвета, изменяющие восприятие формы объекта. Так пространство интерьера, имея определенный цветовой колорит, воспринимается, как насыщенное - малонасыщенное, легкое - тяжелое, прозрачное - плотное, грубое - изящное.«Установлено, что поверхности, окрашенные в цвета, …главным образом в синий или голубой, выглядят дальше отстоящими от воспринимающего их субъекта, чем поверхности, окрашенные …в красный» [1, с. 223].

Цветовой колорит, в большей степени формируется и зависит от насыщенности цветового тона [8]. В этом легко убедиться, если один цвет сделать более темным, то изображение будет восприниматься как тяжелое, а при использовании светлых тонов цвета и уменьшении насыщенности цвета, пространство воспринимается как более легкое. Следует отметить, что насыщенные и активные цвета воспринимаются как наиболее выдвинутыми на передний план, «...выглядят более плотными, густыми и твердыми…» [1, с. 223].

Цвет, влияя на формирование пространства интерьера, при использовании различных фактур, рельефных форм, плоскостей различного объема, расположенных под различными углами к источнику света, влияет на восприятие и отношение человека к пространству интерьера. «Восприятие – отражение предметов и явлений действительности в совокупности их отдельных свойств (формы, величины, цвета и т.п.), действующих в данный момент на органы чувств» [5, с. 76]. Изменяя насыщенность цвета и его ахроматические свойства, в пространстве интерьера изменяется не только общая цветатональность интерьера, но также развиваются или исчезают ахроматические тона, зависящие от цветовой активности - чем насыщеннее цвет, тем больше воздействие цвета. «Художник не должен работать на «вкус» определённой̆ публике, потому что это приведет к «вкусовщине» и ложному пафосу, должно быть гармоничное соответствие формы и содержания» [9, с.71]. Если, например, в насыщенный цвет внести белила или сажу газовую, то цвет будет высветлен или утемнен, из-за уменьшения насыщенности цвета возможно его превращение из хроматического в ахроматический. При изменении насыщенности цвета и красочной массы, один и тот же цвет может иметь различную степень цветового наполнения - малонасыщенный цвет может иметь густую красочную массу, а насыщенный жидкую. Для насыщенных цветов употребляются мелко тертые краски, имеющие тонкий и прозрачный слой, а малонасыщенные цвета наполнены определенным объемом известковых или меловых компонентов. «Светлые и темные тона воздействуют на нас по-разному...природа учит нас тому, что темные тона всегда внизу, а светлые – вверху. Если изменить этот естественный порядок, то землисто-коричневый потолок будет восприниматься как плита, которая давит» [13, с.21-22].

Если семиотические механизмы, заложенные в концепцию пространства интерьера, способствуя его изменению, наполняя деталями или аксессуарами интерьер, выделят главный объект светом, тоном и цветом - активным или пассивным, раскрывая пространство с возможностью «проявить собственное видение» интерьера «путём сочетания своего художественного взгляда» [11, с. 143]. Разделяя пространство интерьера на зоны, придавая им различное назначение, возможно определение доминанты в пространстве интерьера, выделяя цветом, тоном и фактурой.

В процессе проведения исследования было обнаружено, что развитие эргономики, как системы в области дизайна интерьера и пространства искусственной среды обитания, зависит от множества факторов, влияющих на ее развитие. Так творческие поиски и разработки пространства объектов или арт-объектов, эргономические решения пространства интерьера, направленных на обеспечение эффективности, безопасности и комфорта в жизнедеятельности человека, имеют результаты, преобразующие окружающую среду, в виде промышленных образцов [7].

На основе данного материала следует сделать следующие выводы о том, что:

1. развитие эргономики пространственного дизайна логично связано с пространством и окружающей средой обитания;

2. реализация стратегии и технологии эргономики интерьера возможна при погружении объекта исследования в визуальный образный «знак»;

3. доступность содержания эргономики арт-объекта связанны воедино общими требованиями с другими составляющими визуально - образного решения пространства интерьера.

 

Заключение

 

В результате проведенного исследования эргономики и вопросов организации пространства интерьера, следует отметить то, что эргономика, решая прикладные задачи, опираясь на методологию творческой деятельности, особенно в моделировании, способствует развитиюцвета тонального моделирования пространства интерьера.Учитывая то, что эргономика является взаимосвязанной частью в разработке других элементов системы, необходима разработка подходов для получения эргономического пространства интерьера, используя цвет и тон.Так, развивая дизайн интерьера, возможно получение новых результатов, упорядочивая и систематизируя процессы света, цвета и тона.

Список литературы

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие./ Р. Арнхейм. - М., Изд-во «Прогресс», 1974.- С. 390.

2. Василенко, Е.В. Изобразительное искусство и дизайн как один из методов развития творческой личности / Е.В. Василенко // Modern Science. - 2019. - № 9-1. - С. 23-25.

3. Котышов, А.В. Художественный стиль в декоративно-прикладном искусстве Хоана Миро / А.В. Котышов // Пространство диалогов: декоративно-прикладное искусство и дизайн /коллективная монография. - Уфа, 2018. - С. 93-100.

4. Лотман, Ю.М. Статьи по семиотике, культуре и искусстве / Предисл. С.М. Даниэля, сост. Р.Г. Григорьева. - СПб.: Академический проект, 2002. - 543 с.

5. Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. / В.А. Мижериков - Ростов н/Д.: ИЗД-ВО «Феникс», 1998. - 544 с.

6. Московская, Г.П. Влияние традиционной художественной школы на дипломное проектирование / Г.П. Московская // Образование. Наука. Культура. - ГГУ, Электроизолятор. - 2013. - С. 93-96.

7. Мунипов, В.М. Эргономика / В.М. Мунипов, В.П. Зинченко. - Логос, 2001. - С. 356.

8. Мурадова, В.В. Национальная культура в дизайне Японии / В.В. Мурадова, М.А. Смирнова // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2019. - Т. 10. - № 1 (22). - С. 59-65.

9. Папко, В.Ф. Культура и искусство в современной России / В.Ф. Папко, Е.В. Василенко, П.Г. Василенко, Т.В. Сичкарь // Вестник Института мировых цивилизаций. - 2019. - Т. 10. - № 3 (24). - С. 66-72.

10. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотреблении, словообразование, этимология / Л.М. Баш, А.В. Боброва и др. 2-е изд. стереот. - М.: Цитадель, 2001. - 926 с.

11. Тузова, Н. Посвящение русскому модерну Билибина / Н. Тузова, М.А. Смирнова // В сборнике: «Наука: взгляд молодых». 2019. С. 143-147.

12. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

13. Фрилинг, Г. Человек - цвет-пространство. Прикладная цветопсихология. / Г. Фрилинг, К. Ауэр - М., Стройиздат.- 1973. - С. 116.

Войти или Создать
* Забыли пароль?