КООРДИНАТНО – СОЦИОГРАМНЫЙ АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ НА ОСНОВЕ АУТОСОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены принципы формирования социально-перцептивных компетенций в процессе восприятия комического. Показана и эмпирически проверена возможность использования репертуарного теста личностных конструктов для диагностики социально-перцептивных способностей. Приведены результаты экспериментального аутосоциометрического оценивания группового взаимодействия мультипликационных персонажей. Намечены перспективы использования интерактивных технологий в процессе формирования социально-перцептивных компетенций студентов-дизайнеров.

Ключевые слова:
мультипликационные персонажи, статусно-ролевые позиции, аутосоциометрическое оценивание, персональные социометрические индексы, ролевой тест личностных конструктов
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Диагностика и формирование социально-перцептивных способностей связаны с целым рядом методологических трудностей обуслов-ленных междисциплинарными связями раз-личных психологических концепций и прежде всего взаимовлиянием общих и специальных способностей на межличностное восприятие. Как показано в целом ряде отечественных и зарубежных исследований [1, 6, 9, 12, 21, 22 и др.] социально-перцептивной компетентно-стью называют ключевые аспекты компетент-ности в общении, определяемые объемом зна-ний, характером отношений и степенью овла-дения компетенциями, связанными с адекват-ным восприятием и пониманием людей. Ос-нову компетентности составляют социально-перцептивные способности, которые в меж-личностном восприятии проявляются в каче-стве социально-перцептивных компетенций, таких как восприятие себя через другого, вос-приятие другого через соотнесение с собой, восприятие себя через результаты собствен-ной деятельности, непосредственное воспри-ятие внешнего облика другого и т.д. Освоение социально-перцептивных компетенций обес-печивает развитие способностей, определяю-щих уровень личностного развития (таблица 1) [12]. 1. Социально-перцептивные способности В процессе рассмотрения факторов соци-альной перцепции со стороны воспринимаю-щего субъекта, целесообразно затронуть про-блему его способностей. Выдающийся отече-ственный психолог Б.М. Теплов выделил «три признака в понятии способность» [18, с.146]: 1. Способностями являются индивиду-ально-психологические особенности, отли-чающие одного человека от другого. 2. Способностями называют только те ка-чества личности, которые имеют отношение к успешности обучения и профессиональной деятельности. 3. Способности не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, которые выработаны у человека, способности связаны с формирова-нием профессионально-важных качеств. Можно выделить в актуальных способно- стях два базовых компонента [3, 15, 20 и др.]: 1. Отработанная совокупность действий и операций, с помощью которых осуществляет-ся данный вид деятельности. 2. Качество процессов, которые позволя-ют регулировать функционирование действий и операций в процессе деятельности. С позиции рассмотренных определений, можно констатировать, что способности чело-века к восприятию следует считать специаль-ными по отношению к общим. Целесообразно в структуре социально-перцептивных способ-ностей выделить как общие (перцептивные), так и специальные (социально-перцептивные, включающие невербальные компоненты). Способности связаны как с профессио-нально-важными качествами, так и с соответ-ствующими компетенциями, что позволяет интерпретировать детали внешнего облика (наблюдательность), давать вербальную ин-терпретацию невербальному поведению, при-менять приемы остроумия (шутить), реагиро-вать на комическое (смеяться), воспринимать произведения искусства (например, живо-пись), проявлять эмпатию и рефлексию. Специальные способности, которые обес-печивают восприятие рисованного юмора, как показано Т.В. Семеновой, следует рассмот-реть более детально [12]: • наблюдательность – способность ви-деть смысл в мелочах, которыми, как правило, богата карикатура; • остроумие – способность применять приемы остроумия при вербальной оценке, описывать людей и ситуации; • распознавание невербального поведе-ния – способность интерпретировать комиче-ские позы и жесты; • чувство юмора – это способность рас-познавать комизм ситуации без слов; • эмпатия – способность к состраданию, в отличие от злорадства; • эстетичность – способность чувство-вать красоту, гармонию, симметрию и т.д. Следует отметить, что, осуществляя дея-тельность по восприятию какого-либо объек-та, воспринимающий его человек осваивает и развивает социально-перцептивные компетен-ции (способности), актуализируя процессы анализа и генерализации, что позволяет на очередном этапе своего развития осваивать новые социально-перцептивные компетенции. Выработанные в процессе работы с рисован-ным юмором социально-перцептивные компетенции, способствуют восприятию комического. В нашем исследовании развитие социаль-но-перцептивных способностей базировалось на восприятии и оценке мультипликационных персонажей «Смешарики» (Крош, Лосяш, Нюша, Тин, Ежик, Копатыч, Бараш, Совунья и Каркарыч), характерологические особенности которых, влияющие на статусно-ролевые по-зиции в процессе сценарного взаимодействия оценивались на основе формализации моди-фицированного варианта теста личностных конструктов (В.В. Спасенников, Ю.И. Смир-нов, С.К. Торбин, С.Н. Федотов) [10]. Критериями отбора мультипликационных персонажей для анализа их ролевого взаимо-действия явились три принципа раскрытых в публикациях по анализу групповой динамики [1, 4, 7 и др.]: • принцип дидактической культуросооб-разности; • принцип сюжетной основы группового взаимодействия; • принцип ситуативно-тематической ре-левантности. Диагностировать межличностные отноше-ния и личностные особенности персонажей мультфильмов можно опираясь на результаты эмпирических исследований, с использовани-ем репертуарного теста личностных конструктов (персонажи – качества). На первом этапе были выбраны персонажи. В качестве элементов, как и в простой диади-ческой решетке, брались единичные отноше-ния. При выборе элементов для решетки учи-тывались два ключевых фактора [19, 20, 22]: 1. Элементы должны находиться в диапа-зоне пригодности используемых конструктов. Конструкты – это различия, которые мы про-водим между персонажами и событиями. 2. Элементы должны представлять вы-борку, из которых они сконструированы. Раз-рабатываемый тест позволяет выявлять, каким образом восприятие персонажей влияет на ролевое поведение. В исследовании А.В. Антюхиной и Л.А. Мулляр показано, что персонажи, вступая в ролевое взаимодействие, проявляют в меж-личностных отношениях как положительные, так и отрицательные качества, что может вы-зывать симпатии, антипатии, конфликты [1]. После просмотра мультфильмов эксперт-ным путем можно оценить проявляемые каче-ства в процессе ролевого взаимодействия и выявить с помощью аутосоциометрии статус-но-ролевые позиции мультипликационных персонажей [4]. После заполнения ролевого списка персо- нажей, были выявлены конструкты. Они вы-являлись следующим образом: испытуемого спрашивали, чем двое из троих персонажей, отмеченных кружками в первой строке, «сходны между собой и тем самым отличны от третьего персонажа». Когда испытуемый принял решение, его просили поставить кре-стики в кружки, соответствующие тем двум персонажам, которые сходны между собой. Кружок, соответствующий третьему, отлич-ному от них персонажу, остается пустым. За-тем испытуемому предлагалось написать в графе «Конструкты. Выявленный полюс» сло-во или короткую фразу, разъясняющую, чем именно эти персонажи сходны между собой. Противоположная по смыслу характеристика записывалась под заголовком «Противопо-ложный полюс». Испытуемый (эксперт) отмечал галочкой персонажи, обладающие важной характери-стикой (по выявленному полюсу). После за-полнения всех строк решетки была получена следующая морфологическая таблица (таблица 2). 2. Ролевой тест личностных конструктов Выбор ролевого теста личностных конст-руктов в процессе оценивания межличностно-го взаимодействия мультипликационных пер-сонажей связан с закономерностями воспри-ятия. Как показано в работе [2] система со-ставления вербального портрета плохо связана с процедурой оценки и опознания, значительно более точное описание личностных особенностей достигается на основе распознавания невербальных компонентов при использовании репертуарного теста личностных конструктов в динамике взаимодействия персонажей. Одним из важных достоинств метода ре-пертуарных решеток, как следует из анализа публикаций отечественных и зарубежных ученых в сфере экпериментальной психологии является возможность формализации выборов выявленных конструктов с учетом различных модификаций социометрических измерений [3, 5, 9, 13, 21 и др.]. В ходе проведения статистической обра-ботки было выявлено какую информацию эксперт сообщает непосредственно. Возмож-ности, которые предоставляет метод реперту-арных решеток, можно продемонстрировать на практике. Преимущество репертуарных решеток заключается в том, что к данным, по-лученным от одного конкретного эксперта, можно применить весь арсенал статистиче-ских методов, традиционно используемых для анализа групповых данных [2, 5, 8, 11, 17 и др.]. Как следует из ролевых взаимодействий мультипликационных персонажей как поло-жительные, так и отрицательные качества влияют не складывающиеся отношения, сим-патии и антипатии между персонажами, что можно выявить с использованием различных модификации метода социометрии, которые достаточно подробно описаны в работе А.Д. Глоточкина, Г.В. Ложкина и В.В. Спасенни-кова [3]. Метод социометрия применяется для диаг-ностики межличностных отношений в группе. С помощью этой техники можно получить информацию об отношениях между персона-жами. На примере персонажей с использова-нием социометрических исследований можно получить детальную информацию о межлич-ностных отношениях между персонажами, определить социально – психологический климат в коллективе, узнать, кто – является скрытым лидером, а кто – отвергнутым чле-ном коллектива [13, 16, 21 и др.]. Непарамет-рическая социометрия позволяет вычислять как персональные, так и групповые социомет-рические индексы, выявлять неформальные отношения в микрогруппах и строить нагляд-ное отображение связей между персонажами групповой динамики. Надежность непараметрической социомет-рии зависит от правильного выбора критериев оценки внутригруппового климата. Общая схема социометрического исследования сле-дующая. После постановки задач исследова-ния формируются основные гипотезы и поло-жения, касающиеся возможных критериев оп-роса членов групп. Социометрический опрос не похож на обычный опрос, в нем вместо признака, как в обычном опросе, ответом яв-ляется номер, под которым зашифрован тот или иной персонаж. Результаты непараметрической социомет-рии, полученные в ходе исследования можно представить в виде координатной социограммы. После того, как все участники исследова-ния сделали свой выбор, проводится обработ-ка данных. Социоматрица по варианту непа-раметрической процедуры представляет собой таблицу, в которую включаются все положи-тельные и отрицательные выборы. Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. По верти-кали записываются за номерами имена всех членов группы, которая изучается; по гори-зонтали – только их номер. На соответствую-щих пересечениях цифрами +1, +2, +3 обозна-чают тех, кого испытуемый каждый испытуе-мый в первую, вторую, третью очередь, циф-рами -1, -2, -3 – тех, кого подопытный не из-бирает в первую, вторую и третью очередь. Взаимный положительный или отрицатель-ный выбор заносится в таблицу. После того, как положительные и отрицательные выборы будут занесены в таблицу, необходимо под-считать алгебраическую сумму всех получен-ных каждым членом группы выборов. Затем вычисляются персонажные и групповые ин-дексы [3]. Эмоциональная экспансивность – отра-жает отношение персонажа к другим членам группы и вычисляется как разность между ко-личеством положительных и количеством от-рицательных выборов, отданных другим чле-нам группы, отнесенная к численности груп-пы, уменьшенной на единицу, то есть к коли-честву возможных выборов, определяемую по следующей формуле (1): (1) Где Ej – эмоциональная экспансивность j – члена, R – сделанные j –членом выборы (+/–), ∑ – знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N – число членов группы. Социометрический статус – это свойство персонажа как элемента социометрической структуры занимать определенную простран-ственную позицию в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Такое свойство развито у элементов группо-вой структуры неравномерно и для сравни-тельных целей может быть измерено числом – индексом социометрического статуса. Статус так же измеряет потенциальную способность персонажа к лидерству, вычислить который можно по следующей формуле (2). (2) Где Ci – социометрический статус i – члена, Ri – полученные i – членом выборы, ∑ – знак алгебраического суммирования числа полу-ченных выборов i – члена, N – число членов группы. Характеристика группы как целостной сис-темы выражается рядом групповых индексов, среди которых наибольшее значение имеет индекс групповой сплоченности. Он отражает степень взаимосвязанности индивидов, тесно-ту их эмоциональных связей и поэтому харак-теризует внутреннюю социально – психологи-ческую атмосферу группы, от которой зависят ее потенциальные возможности. Главное дос-тоинство социоматрицы заключается в том, что она позволяет произвести ранжирование членов группы, выявив среди них наиболее и наименее популярных, установить порядок влияния в группе. Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгруп-повых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Вместе с официальной или формальной структурой общения, отражающей рациональную, норма-тивную, обязательную сторону взаимоотно-шений, в любой социальной группе выявляет-ся психологическая структура неофициально-го или неформального порядка, формирую-щаяся как система межличностных отноше-ний, симпатий и антипатий. Особенности та-кой структуры во многом зависят от ценност-ных ориентаций участников, их восприятия и понимания друг друга, взаимооценок и само-оценок. Cуществует несколько неформальных структур в группе, например, структуры взаи-моподдержки, взаимовлияния, популярности, престижа, лидерства и др. Неформальная структура зависит от формальной структуры группы в той степени, в которой индивиды подчиняют свое поведение целям и задачам совместной деятельности, правилам ролевого взаимодействия. С помощью социометрии можно оценить это влияние. Социометриче-ские методы позволяют выразить внутригруп-повые отношения в виде числовых величин и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы (таблица 3). Проанализировав данные из социоматрицы, с помощью интерактивных образовательных технологий можно наглядно представить и определить, какие мультипликационные персонажи имеют положительные межличностные отношения, а кто является конфликтующей стороной. Кто и почему испытывает симпатии, а кто вызывает негативные эмоции и каким образом они проявляются. Анализ данных социоматрицы показывает, что взаимные антипатии определены у персо-нажей под номером №5 и №6, так как у пер-сонажа №5 более высокий социометрический статус, и он является неформальным лидером в отличии от персонажа №6 у которого низкая эмоциональная экспансивность и низкий уро-вень притязаний. По сюжету мультфильма «Смешарики» конфликт между «Копатычем» (№5) и «Лосяшем» (№6) возник из-за границы огорода. Обучающей целью сюжета мультфильма является: расширение теоретических знаний о характеристике конфликта в соответствии с его социокультурными классификациями (со-циальный статус участников, их количество, степень силового давления и принятия проти-воречий, результаты). Сюжет позволяет раз-вить необходимые умения определять основ-ные параметры межличностного конфликта (сущность, структуру, причину и динамику), оценивать поведение сторон, целостно вос-принимать конфликтные ситуации, давать комплексную характеристику конфликтов, определять конструктивные подходы к их ре-гулированию. На координатной социограмме (рис. 1) представлены результаты социометрических данных, по которым можно выявить статусно-ролевые позиции. Персонаж, который опреде-лен как лидер группы является мультиплика-ционный персонаж №2 т.к у него выявлен са-мый высокий показатель социометрического статуса, у него же эмоциональная экспансив-ность определена как самая высокая в группе персонажей. Данный персонаж обладает меж-личностной привлекательностью, проявляет эмоциональный отклик на переживания других. Так же с высоким социометрическим ста-тусом обладает персонаж №4, который обла-дает такими качествами как – энергичность, коммуникабельность, оптимизм, богатое во-ображение. Характеризуется как общитель-ный взаимодействующий с другими персона-жами в дружеских отношениях, построенных на взаимных предпочтениях и симпатиях. Используя интерактивные образовательные технологии на практике можно сформировать бесконфликтные межличностные отношения в студенческом коллективе высшего учебного заведения на примере просмотра видео сюже-тов, анализа динамики межличностных отно-шений причин возникновения конфликтов. Опыт проведения занятий со студентами позволяет сделать некоторые предваритель-ные выводы. Формирование бесконфликтного общения при помощи интерактивных техно-логий с учетом статусно-ролевых позиций персонажей будет эффективным при соблю-дении следующих условий: 1. Лидерами среди ролевых персонажей являются наиболее эмоционально экспансив-ные, пользующиеся наибольшим авторитетом. 2. Возможна коррекция динамики меж- личностных отношений наиболее конфликт-ных персонажей с завышенным уровнем при-тязаний, и низким социометрическим статусом. 3. Целесообразно выявлять наличие сим-патий, антипатий среди персонажей с учетом специфики статусно-ролевых взаимодействий. Активные методы обучения подтверждают эффективность применения технологии инте-рактивного обучения как важного условия формирования социальных эмоций и социаль-но-перцептивной компетентности у студентов 3. Результаты экспертного оценивания взаимодействия мультипликационных персонажей Рис. 1 – Социограмма статусно – ролевых позиций мультипликационных персонажей

Список литературы

1. Антюхина А.В., Мулляр Л.А. Фольклорно-сказочная реконструкция социальной статусности посредством образа-концепта «успех/удача» // Научные проблемы гуманитарных исследований. – 2009. – №12. – С.142-146.

2. Будякова Т.П. Экспериментальная оценка эффективности системы словесного портрета при опознании личности // Экспериментальная психология, 2016. – Т.9. – С.53-65.

3. Глоточкин А.Д., Ложкин Г.В., Спасенников В.В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал, 1986. – Т.7. – №1. – С.22-29.

4. Голубева Г.Ф. Непараметрическая социометрия в анализе связи формальной и неформальной подструктуры общения старшеклассников // Almamater (Вестник высшей школы). – 2017. – №4. – С. 37-39.

5. Коробицин Д.В. Личностные детерминанты низкого социометрического статуса студентов // Педагогическое образование в России. – 2013. – №5. – С. 117-121.

6. Кузьменко А.А., Сковородко А.А., Спасенников В.В. Формирование профессионально важных качеств студентов-дизайнеров на основе компетентностного подхода // Almamater (Вестник высшей школы). – 2017. – №5. – С. 66-70.

7. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012. – 608с.

8. Маничев С.А., Погребицкая А.Е., Федоров С.И. Психометрика ситуаций и черт // Петербургский психологический журнал. – 2015. – №12. – С.1-25.

9. Неврюев А.Н., Мохова С.Б. Особенности стратегий конфликтного поведения студентов (психологических и непсихологических специальностей) // Экспериментальная психология. – 2013. – № 1. – С. 87-97.

10. Патент России №1809455, МПК-09В7/07. Устройство для оценки психологической совместимости. / В.В. Спасенников, Ю.И. Смирнов, С.И. Торбин, С.Н. Федотов. – М.: – 1993.

11. Радчикова Н.П., Киштымова Е.А. Проблема определения сходства в категоризации // Экспериментальная психология. – 2014. – Т7. – №2. – С. 49-63.

12. Семенова Т.В. Социальная психология комического / Т.В. Семенова. - Самара: СГУ. – 2009. – 376с.

13. Сидоренков А.В., Локтева Е.А., Мкртчян А.А. Инструментарий исследования типов межличнсотных противоречий и конфликтов в малых группах // Психологический журнал, 2014. – Т.35. – №2. – С.103-117.

14. Собкин В.С. Опыт социально-психологического анализа понимания морально-нравственного конфликта мультфильма // Культурно-историческая психология. 2014. – Т.10. – №4. – С.12-26.

15. Спасенников В.В. Экономическая психология как базовая учебная дисциплина по специальности (на примере специализации психолог-оргконсультант) // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2004. – №4. – С.58-60.

16. Спасенников В.В., Задорожнюк И.Е. Пути оптимизации образовательных процессов: потенциал экономической психологии // Социология образования. – 2012. №12. – С. 15-53.

17. Спасенников В.В., Голубева Г.Ф. Экономическая психология деловых коммуникаций. – Брянск: БГТУ. – 2013. – 131с.

18. Теплов Б.М. Практическое мышление // Хрестоматия по общей психологии под ред. Гиппенрайтер Ю.Б., Петухова В.В. – М., Изд. Московского университета, 1981. – С.145-148.

19. Франселла Ф., Баннистр Д. Новый метод изучения личности. - М.: Прогресс, – 1987. – 162с.

20. Davis M.H., Capobiankos, Kraus L.A. Measuring conflict-related behaviors: reliability and validity evidence regardings the conflict dynamics profile // Educational and Psycho-logical Measurement. 2004. – T.64. – №4, p. 707-731.

21. Sobkin V.S., Lykova T.A. Sociometric status of Theatre college students and its relation to their personal characteristics and Educational activities. // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. – T.8. №4. – С. 155-156.

22. Stephan W.G. Psychological and communication processes associated with integroup conflict resolution // Small Group Research. – 2008. – T.39. – №1. – p.28-41.