ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН И ЭФФЕКТИВНОСТЬ УЧЕБНЫХ ИНТЕРНЕТ - КУРСОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и студентами. Показана, что эффективность дистанционного обучения определяется дизайном Интернет – курсов.

Ключевые слова:
дистанционное обучение, интернет – курсы, педагогический дизайн, эффективность обучения
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Современное дистанционное обучение яв-ляется одним из наиболее активно развиваю-щихся направлений в образовании. Дистанци-онные образовательные технологии могут ис-пользоваться при обучении по очной, очно – заочной, заочной формам получения образо-вания, а так же в форме экстерната [1]. В наибольшей мере преимущества дистан-ционного обучения проявляются в преподава-нии социально – экономических дисциплин, что обусловлено возможностью гибко соче-тать теорию и практику, использовать новую информацию для иллюстрации теоретических положений и анализа современной ситуации [6]. Дистанционное обучение – это средство, при котором обучающиеся на расстоянии от создателя учебных материалов; могут учиться в любом месте по выбору (дом, работа, учеб-ный центр) без непосредственного контакта с педагогом. Дистанционное обучение на осно-ве Интернет – технологий является современ-ной универсальной формой профессионально-го образования, ориентированного на индиви-дуальные запросы обучаемых и их специали-зацию, а также представляет возможность обучаемым непрерывно повышать свой про-фессиональный уровень с учетом индивиду-альных особенностей. В процессе такого обу-чения студент определенную часть времени самостоятельно осваивает в интерактивном режиме учебно – практические материалы, проходит тестирование, выполняет контроль-ные работы под руководством педагога, осу-ществляемого с помощью Интернета и других средств коммуникаций [4]. С развитием электронно – компьютерных сетей технология дистанционного обучения предполагает использование Интернет – теле-фонной связи, электронной почты и телевиде-ния как формы контакта студентов с препода-вателем в сочетании с очными учебно – кон-сультационными занятиями но основе гибкого плана обучения. Это позволяет использовать следующие интерактивные формы обучения [6]: • Проведение занятий и воспроизведение лекций для внешних удаленных слушателей; • Электронный доступ к гипертекстовым книгам, материалам интерактивного чтения и учебным упражнениям, программам лингвис-тического перевода; • Электронное дистанционное взаимо-действие обучаемых с профессорско – препо-давательским составом, собеседования и учебно – консультационные занятия (тьюто-риалы); • Деловые игры и конкретные ситуации, ориентированные на специфику профессио-нальной деятельности и потребности реальной практики; • Телевизионные и компьютерные кон-ференции и др. Наибольшие перспективы дистанционного обучения связаны с интеграцией телекомму-никационных и компьютерных Интернет – технологий, одним из видов которой являются электронные интерактивные видеоконферен-ции. Интерактивная обучающая видеоконфе-ренция представляет собой одну из наиболее передовых технологий дистанционного обу-чения и обеспечивает распределенную онлай-новую связь обучающих и обучаемых, незави-симо от их пространственного и географиче-ского местоположения. Интерактивная муль-тимедийная видеоконференция обеспечивает технические условия организации глобальной образовательной сети распределенной аудито-рии обучающихся. Объединение сотрудников университетов универсальными цифровыми информационными магистралями ведет к формированию глобальной универсальной образовательной сети гипермедиа, объеди-няющей обучающих и обучаемых, потребите-лей и производителей знаний. Исторически дистанционное образование прошло через следующие этапы [3, 4]: 1. Использование одной технологии и от-сутствие непосредственного взаимодействия между преподавателем и студентом. Типич-ным примером является заочное обучение – обучение по переписке. 2. Интегрирование различных техноло-гий, упор на односторонний поток информа-ции и на самообучение; использование тьюто-ра для взаимодействия со студентами. Типич-ный пример — открытые университеты. 3. Широкое использование двусторонних коммуникационных технологий для взаимо-действия преподавателя со студентами и сту-дентов между собой. Пример — распределен-ные системы дистанционного образования, использующие Интернет. Существует несколько моделей дистанци-онного образования, представляющих его как систему взаимосвязанных компонент. Рас-смотрим две наиболее популярные модели. Первая модель описана в книге Michael Moore «Distance Education. Asystem View» и может быть представлена в следующем виде (рис 1). Источники Дизайн Доставка Взаимодействие Учебная среда • Потребности • Студента • Организации • Теория/История • Философия • Разработка учебного процесса • Среда • Программа • Оценка • Печатные материалы • Аудио/Видео записи • Радио/Телевидение Компьютеры и программное обеспечение • Аудиоконференции • Видеоконференции • Локальные и гло-бальные сети • Преподаватели • Тьютры • Консультанты • Эксперты • Администраторы • Другие студенты • Рабочее место • Дом • Класс • Учебный цетр Рис. 1. Модель принятия решений в отношении разработки курсов от потребности студентов и специфики организации В этой модели потребности студентов и специфика организации (миссия, экспертиза, философия) порождают решения в отношении разработки курсов. Дизайн курсов осуществ-ляется специальными командами, объеди-няющими специалистов в области разработки учебного процесса, графики, продюсеров, программистов, специалистов по оценке эф-фективности обучения и т.д. Возможности студентов и педагогические принципы обу-славливают выбор технологии. В учебные курсы встраивается система взаимодействия студентов друг с другом, с преподавателями и экспертами, с администратором и т.д. Особое внимание уделяется природе учебной среды и предвидению потенциальных проблем, обу-словленных ее спецификой, — например, эф-фект одинокого обучающегося. Все элементы, представленные в описанной выше модели, являются взаимосвязанными и все они суще-ственны для использования в дистанционной образовательной системе [2]. Вторая модель была разработана Tony Bates и описана в его книге «Technology, Open Learning and Distance Education». Эта модель называется ACTIONS и предназначена для принятия решений в области дистанционного образования, в особенности, для выбора тех-нологий. Модель получила название по за-главным буквам слов, выражающих следую-щие критерии [5]: • Access (Доступ) - насколько исполь-зуемая технология доступна для студентов; • Costs (Затраты) - какова структура за-трат на использование технологии, каковы затраты на одного обучаемого; • Teaching and Learning (Преподавание и обучение) - какие виды обучения необходимы, какой педагогический подход реализует их наилучшим образом и каковы наиболее эффективные технологии для выбранной методики преподавания и обучения; • Interactivity and User – friendliness (Ин-терактивность и легкость в использовании) - какова интерактивность выбранной техноло-гии, как она может быть реализована; • Organizational is sues (Организованные вопросы) - каковы организационные барьеры на пути внедрения выбранной технологии, как они должны быть преодолены, какие измене-ния в организации потребуются для этого; • Novelty (Новизна) – насколько нова выбранная технология; • Speed (Скорость) – насколько быстро могут быть подготовлены курсы с использо-ванием этой технологии, как быстро могут быть внесены в них изменения; Доступность технологии является одним из важнейших факторов при ее выборе. Она за-висит от выбранной целевой группы и учеб-ной среды (обучаемые находятся дома, на ра-бочем месте, в университете, в учебном цен-тре). Технология должна быть доступна для всех членов целевой группы, а не быть допол-нительным средством для избранных. Часто доступность технологии дополняется ограни-чениями на место и время. Возникает возмож-ность самостоятельно проанализировать дос-тупность печатных материалов, аудио — и видеокассет, телефона, телевизора, компьюте-ра, Интернета для ваших условий. Затраты также являются важнейшим фак-тором при выборе технологии. В структуре затрат важно выделить затраты на подготовку, производство, распределение и доставку ма-териалов, административные расходы, комму-никационные расходы и др. Часть расходных статей напрямую зависит от числа студентов, часть зависит от объема учебных материалов, некоторые расходы представляют собой на-кладные расходы, являющиеся фиксирован-ными в рамках разработки и проведения учеб-ного курса. Важной характеристикой затрат являются затраты на одного студента и на один час учебного процесса, которые, в свою очередь, определяются соотношением фикси-рованных и переменных издержек. Ясно, что эти затраты падают с увеличением числа сту-дентов, что делает экономически выгодным обучение большого числа студентов как одно-временно, так и путем многократного прове-дения разработанного курса [3]. Часто дистанционное образование осуще-ствляется не с помощью какого - то одного средства, а с помощью системы средств, на-пример, телевизионный курс в сочетании с печатными материалами, рассылаемыми по почте и т.д. Интернет очень успешно исполь-зуется при таком системном, смешанном под-ходе к дистанционному образованию, соеди-няя в себе все достоинства вышеперечислен-ных средств и используя и образы, и текст, и звук, и поиск, и реальное общение. Использо-вание Интернета для дистанционного образо-вания требует большего планирования и под-готовки, чем все другие виды образования. Подготовка материалов и программ, исполь-зующих эти материалы, становится важней-шим компонентом образования. Преподавание и обучение менее важно для выбора технологии, но важно для ее исполь-зования в учебном процессе, поскольку тех-нологии различаются по своим презентацион-ным характеристикам. Печатные материалы более подходят для передачи текста, диаграмм и графиков. Радио, аудиокассеты, телефон - для передачи звука. Телевидение и видеокассеты - для передачи образов и движения, компьютеры - для работы с базами данных, создания интерактивных программ и анимаций. Интерактивность определяется как по от-ношению к учебным материалам, так и к обу-чаемым. Первый вид интерактивности лучше всего обеспечивается компьютерными про-граммами, в особенности, с применением мультимедиа. Второй вид интерактивности обеспечивается двусторонними коммуникационными каналами: аудио- или видеоконференция, телефон, факс, Интернет. Взаимодействие студентов и преподавателей может при этом быть как синхронным (одновременным), так и асинхронным (с задержкой во времени). Организационные вопросы включают в се-бя техническую и человеческую инфраструк-туру, создаваемую или используемую для раз-работки и проведения учебного курса. Это может быть наличие компьютеров, подключе-ние к Интернету, наличие кабельной сети, ап-паратуры для видеоконференций, занятость преподавателей в разработке дистанционных курсов и система вознаграждения, система технической поддержки преподавателей, на-личие специалистов, необходимых для разра-ботки и проведения дистанционных курсов, и т.д. Новизна технологии требует, с одной сто-роны, больших инвестиций в нее, с другой стороны, позволяет получать бесплатные про-дукты (в маркетинговых целях) или дополни-тельное финансирование. Новизна также свя-зана со временем, требуемым для внедрения и распространения технологии. Скорость производства и обновления кур-сов связана с требованиями технического про-гресса, устаревания технологии, жизненного цикла материалов курса, изменения спроса и т.д. Она также напрямую связана с затратами на разработку курсов. Например использова-ние видеоконференций позволяет за короткое время провести массу учебных мероприятий, в то время как для разработки Интернет – кур-са или мультимедийного курса требуется го-раздо больше времени. Организация дистанционного – образова-тельного курса начинается с формулировки задач, выбора методик, отвечающих заданным целям, выбора технологии, отвечающей за-данным целям и методикам и создания разно-образных учебных ситуаций, таких как [2]: • Педагогика сотрудничества; • Традиционное преподавание; • Учебные задачи и практика; • Интерактивные дискуссии; • Моделирование; • Демонстрации; • Открытия; • Игры; • Решение задач/проблем; • Наставничество. Технологии дистанционного образования делятся на [3]: 1. Интерактивные: • Аудиоконференции (audioconferencing); • Видеоконференции (videoconferencing); • Видеоконференции на рабочем столе (desktop videoconferencing); • Электронные конференции через: e-mail, online services; • Голосовая коммуникация (voice mail); • Двусторонняя спутниковая и СВЧ связь; • Виртуальная реальность (virtual reality); 2. Не интерактивные: • Печатные материалы; • Аудиокассеты; • Видеокассеты; • Односторонняя спутниковая и СВЧ связь; • Телевизионные и радиопередачи; • Дискеты, CD-ROMы. Разрабатываемый интернет – курс для дис-танционного обучения должен иметь модуль-ную структуру, объединенную общим интер-фейсом, что позволяет, в зависимости от вида ресурса и требований к нему, расширять его функциональность. Архитектура ресурса предполагает, что у системы может быть не-ограниченное число пользователей с разными правами (например, администратор, препода-ватель, обучаемый с минимальными правами, обучаемый, прошедший тестирование по не-скольким занятиям и т.д.). Функциональные особенности всех состав-ляющих обучающего интернет – ресурса, со-гласно приведенной схеме в пошаговой реали-зации, следующие. Пользователь загружает со своего рабочего места веб - сайт системы дис-танционного обучения. Ему становится дос-тупна общеинформационная часть веб - сайта (ИНТЕРНЕТ - сегмент). Используя гипер-ссылки, расположенные на ИНТЕРНЕТ – сег-менте, пользователь перемещается по данной части сайта и каким - либо образом использу-ет информацию. сосредоточенную на этой части. На ИНТЕРНЕТ - сегменте может реа-лизовываться информация общей направлен-ности - информация о системе обучения, службах, информация представительского плана, ссылки на другие сайты и т.д. Для получения доступа к информационным ресурсам непосредственно системы дистанционного обучения или к веб – сервисам, пользователь входит на внутреннюю корпоративную часть веб - сайта, так называемый ИНТРАНЕТ - сегмент. Вход осуществляется через систему регистрации. Пользователь вводит свое имя и пароль. Если пользователь входит впервые на ИНТРАНЕТ – сегмент, он должен пройти процедуру регистрации. В ходе регистрации пользователь заполняет определенные реквизиты в диалоговом окне и подтверждает запрос на регистрацию. Регистрация нового пользователя осуществляется после проверки корректности заполнения необходимых реквизитов автоматически. Присвоенные параметры входа (логин и пароль) со-общаются пользователю непосредственно на сайте. Вход на ИНТРАНЕТ - сегмент возмо-жен как из ЛВС, так и из ИНТЕРНЕТ. Он имеет лишь особенности, обусловленные реа-лизацией ИНЕТНЕТ – ИНТРАНЕТ – ресурса. Осуществив вход на ИНТРАНЕТ – сегмент, пользователь имеет возможность пользоваться информационными ресурсами и веб – сервисами. Информационные ресурсы в рамках реализации обучающего веб – сайта представлены следующим функциональным набором: учебные лекции, учебные курсы, тесты по курсам. Заключение С позиции эргономики и педагогической психологии необходимо отметить, что теку-щий контроль и промежуточная аттестация обучаемых осуществляются как с использова-нием традиционных методов, так и электрон-ных средств, обеспечивающих идентифика-цию личности. Обязательная итоговая атте-стация должна осуществляться традиционны-ми методами. Анализ источников показывает, что приме-нение информационно – коммуникационных технологий могут рассматриваться в следую-щих направлениях научных исследований: психолого – педагогическом, эргономическом, программно – аппаратном, организационном.

Список литературы

1. Андреев, А. А., Российские открытые образователь-ные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы // Высшее образование в России. - 2014. - №6. - с. 150-155.

2. Полат, Е. С., Петров, А. Е., Теория коннективизма в зарубежной дидактике // Информатика и образование. - 2008. - №11. - с. 92-98.

3. Сергеев, С. Ф., Коннективизм как педагогическая система: метафора сети // Школьные технологии. - 2008. - №1. - с. 44-48.

4. Спасенников, В. В., Эргономические тенденции влияния Интернета на поведение человека / В сборнике: Экономика в условиях социально-техногенного развития мира. Материалы II Международной научной конферен-ции по фундаментальным и прикладным проблемам со-временного социально-экономического и экономико-экологического развития. - Брянск: БГТУ. - 2017. - с. 103-108.

5. Siemens, G., Massive Open Online Courses: Innovation in Education? [Электронный ресурс] // Open Education Re-sources: Innovation, Research and Practice. Athabasca: UN-ESCO, 2013. URL: http://www.col.org/resources/publications/Pages/detail.aspx?PID=446 (дата обращения: 20.03.2018).

6. Downes, S., The Role of Open Education Resources in Personal Learning [Электронный ресурс] // Open Education Resources: Innovation, Research and Practice. Athabasca: UNESCO, 2013. URL: http://www.col.org/resources/publications/Pages/detail.aspx?PID=446 (дата обращения: 20.03.2018).

Войти или Создать
* Забыли пароль?