ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛУБИНЫ КОЛЕИ И МОЩНОСТИ КОЛЕЕОБРАЗОВАНИЯ ПРИ КАЧЕНИИ КОЛЕС ПО ДЕФОРМИРУЕМОМУ ГРУНТУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Широкое применение в дорожном строительстве, в коммунальном хозяйстве находят колесные тракторы и колесные землеройно-дорожные машины. Многочисленной и разнообразной по назначению и по конструкциям группой колесных машин являются автомобили общетранспортного назначения, применяемые для перевозок массовых грузов различного типа, и специализированные, предназначенные для выполнения узких целевых функций. Характерной особенностью этих видов колесных машин является их возможность работать не только на дорогах с асфальто-бетонным покрытием, но и на грунтовых деформируемых поверхностях. При качении колес по грунту резко возрастают затраты мощности, необходимые для обеспечения движения колесной машины, возникают вопросы, связанные с проходимостью машин, их управляемости, нагрузок в трансмиссии. В связи с этим возникает необходимость рассмотрения различных аспектов движения машин в этих условиях, в частности, определение мощности, затрачиваемой на колееобразование, и глубины колеи, чему и посвящено это исследование. Применение в данной работе модели «колесо-штамп» позволило получить относительно простые зависимости, позволяющие рассчитывать глубину колеи и мощность, затрачиваемую на качение как одиночного колеса по деформируемому грунту, так и при последовательном проходе колес с расширением колеи, когда последующее колесо движется не «след в след», т.е. точно по проложенной первым колесом колее, а с некоторым боковым смещением. При этом часть колеса движется по проложенной колее, а другая часть расширяет колею, уплотняя недеформируемый ранее грунт. Результаты расчетов по выведенным формулам хорошо согласуются с экспериментальными данными, что свидетельствует о практической применимости полученных зависимостей.

Ключевые слова:
контактная механика инженерных поверхностей, трение и износ сопряжений, триботехническое материаловедение, механика и процессы управления, кинематика, динамика, прочность, надежность машин и элементов конструкций
Список литературы

1. Балабина Т.А., Карелина М.Ю., Мамаев А.Н. Анализ исследований качения колес, конструкции и условий эксплуатации колесных машин на показатели их работоспособности. - М.: изд.”Перо”, 2020. С.119.

2. Мамаев А.Н., Вирабов Р.В., Балабина Т.А. Общие вопросы взаимодействия эластичного колеса с жесткой опорной поверхностью. Материалы Международной научно-практической конференции Ассоциации Автомобильных Инженеров (ААИ) «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров», посвященной 145-летию МГТУ «МАМИ». МГТУ «МАМИ».- М.: изд. НАМИ, 2010. С.73-80.

3. Вирабов Р.В., Мамаев А.Н., Маринкин А.П., Юрьев Ю.М. Влияние режима качения эластичного колеса на величину боковой силы при боковом уводе. Вестник машиностроения, 1986, №1. С.33-35.

4. Karelina M.Y., Balabina T.A., Mamaev A.N. Mechanics of Elastic Wheel Rolling on Rigid Drum. Lecture Notes in Mechanical Engineering, 2019. № 9783319956299. p. 2027-2035.

5. Mamaev A.N., Balabina T.A., Odinokova I.V., Gaevskiy V.V. Interaction mechanics of the wheel with the drum. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2019. Vol. 632, p. 012083.

6. Balabina T.A., Brovkina Y.I., Mamaev A.N. Elastic toroidal wheel rolling with side slip. Lecture Notes in Mechanical Engineering, 2019. № 9783319956299. p. 2027-2035.

7. T.A. Balabina, D.S. Simonov, V.R. Rogov, A.N. Mamaev, A.S. Vorontsov. Determination of Power and Kinematic Wheel Parameters when Rolling against a Drum. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2020. Vol. 832, p. 012077.

8. M.Yu. Karelina, T.A. Balabina, T.Yu. Cherepnina, A.N. Mamaev, A. S. Vorontsov. Influence of Tire Tread Convexity on its Rolling with a Slip. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2020. Vol. 832, p. 012078.

9. M.Yu. Karelina, T.A. Balabina, V.V. Filatov, A.N. Mamaev, A. S. Vorontsov. Influence of rolling condition and geometry of tire tread on its wear intensity. IOP Conference Series: Materials Science and Engineering, 2020. Vol. 832, p. 012079.

10. Clark S.K. Tire rolling resistance. ed. Rubber Div, ACS, 1983. P. 1-24.

11. Беккер М.Г. Введение в теорию системы «местность-машина». - М., Машиностроение, 1973, 520 с.

12. Бабков В.Ф., Бируля А.К., Сиденко В.М. Проходимость колесных машин по грунту. - М., Автотрансиздат, 1959.

13. Бабков В.Ф. Сопротивление качению колес на деформирующейся опорной поверхности. Труды МАДИ. Вып.16, МАДИ, 1955. С. 79-106.

14. Агейкин Я.С. Вездеходные колесные и комбинированные движители (теория и расчет). - М., Машиностроение, 1972.

15. Пирковский Ю.В. Сопротивление качению многоприводных автомобилей и автомобильных поездов по твердым дорогам и деформируемому грунту. Диссертация на соискание ученой степени докт. техн. наук. М., МВТУ, 1974, 399 с.

16. В.Н. Добромиров. Пути оценки и снижения нагруженности трансмиссии полноприводных автомобилей типа 8х8 общетранспортного назначения. - Дисс. на соискание ученой степени канд. техн. наук, М., МАМИ, 1989.

17. Шухман С.Б. Исследование и разработка методов повышения эффективности колесных машин за счет рационального типа силового привода. А/р докт. дисс.- М., ГНИТИ (НАТИ). 2001.

Войти или Создать
* Забыли пароль?