Формирование личности психолога в служебной деятельности: профессионально-важные качества и трудовые функции
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показано, что в постсоветский период как в гражданских образовательных учреждениях, так и в ведомственных университетах силовых структур отсутствует релевантный опыт подготовки обучаемых по специальности «Психолог в служебной деятельности». На основе опыта подготовки военных психологов-эргономистов советского периода предложена модель реализации обобщенных трудовых функций в подготовке личности психолога к служебной деятельности. Обоснован перечень базовых учебных дисциплин и практик для выполнения таких трудовых функций как профессиональный психологический отбор и допуск к деятельности в особых условиях выполнения специальных задач. Рассмотрен используемый в отечественной психолого-эргономической практике психодиагностический инструментарий, который применялся в процессе формирования и коррекции профессионально-важных качеств личности психолога силовых структур при подготовке к выполнению трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом.

Ключевые слова:
личность психолога, служебная деятельность, профессиональный стандарт, профессионально-важные качества, трудовые функции, динамика личностных изменений, психодиагностический инструментарий
Текст

Введение

В сложившейся внешней и внутренней обстановке угроз и вызовов для российского государства одной из привлекательных и востребованных специальностей высшего образования становится специальность «Психолог в служебной деятельности», профессиональный стандарт по которой утвержден 27.04.2023г.№395-н приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. 

Привлекательность для абитуриентов данной специальности связана с возможностью трудоустройства будущих выпускников в таких сферах как: оборона страны (военный психолог);обеспечение государственной безопасности (психолог ФСБ);правоохранительная и правоприменительная деятельность (психолог МВД, психолог УФСИН); обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях (психолог МЧС); а также работа в государственных и коммерческих структурах, службах персонала, кадровых агенствах: (юридический психолог, клинический психолог, экономический психолог и т. д.).

Специфика отбора, обучении вариантов трудоустройства выпускников в службы МВД, МЧС, ФСИН, военные организации, учреждения здравоохранения и спорта, кадровые агентства и некоторые другие организационные структуры изложены в целом ряде отечественных и зарубежных работ: В.С. Агапов, В.Н. Дружинина [1]; Е. В. Андриевский, Е. А. Бурков, Н. А. Назаренко, П. И. Падерно [2]; В.Л. Бозаджиев [4]; И.Н. Елисеева [8]; А.В. Карпов[14], Ю.П. Поваренков[21]; Yu. Chen, X. Li, Yu. Zhong et c. [33]; A.Y. Wang, C.M. Frederick [36]  и др.

В отечественной психологической науке и практике как среди ученых гражданских психологов, так и в трудах психологов силовых структур достаточно хорошо рассмотрены абстрактные перечни профессионально-важных качеств (ПВК) и профессиограммы психолога безотносительно к сфере выполняемых трудовых действий и специфике профессиональной деятельности. Семантический анализ ключевых слов показывает, что наиболее часто в профиль успешного психолога включают такие ПВК как: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная устойчивость и практичность. Следует согласиться с экспертными оценками о том, что психолог в любой сфере профессиональной деятельности должен знать свои личностные особенности, сильные и слабые стороны и способы коррекции недостатков в процессе самопознания и личностного роста и самосовершенствования: Ю.В. Грабский, Е.В. Левкина, С.С. Титов[5]; А.А. Деев, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников [7]; Ю.М. Забродин, Э.В. Пахальян [10]; В.М. Крук[15]; В.Е. Петров, Т.Н. Левашова [19]; С.Н. Федотов [30]; C. Chandler, M. Eubank, M. Nesti, T.Cable [32] и др.

Особое место с позиций изучения деятельности психологов силовых структур и формирования ПВК в экстремально-деятельностных условиях принадлежит военным психологам как советского, так и современного периода развития отечественной психологии. Среди исследователей психологов силовых структур следует выделить работы таких авторов как: А.Д. Глоточкин, Г.В Ложкин, В.В. Спасенников [6], А.Г. Караяни, Ю.М. Волобуева[12]; В.Л. Кубышко, В.М. Крук, И.Н. Ноос,Т.А. Бородина [16], А.Н. Печников с соавторами [20]; Ю.И. Радченко, К.В. Сугоняев [22], С.Н. Федотов [30]  и др.

Психолог в служебной деятельности, как и психолог в силовых структурах несет ответственность за психологическое обеспечение деятельности в особых условиях, а также при выполнении служебных задач. Как следует из профессионального стандарта основной целью деятельности является «…формирование психологической готовности к выполнению профессиональных задач, обеспечение психологического благополучия и поддержание психического здоровья».    (Профессиональный стандарт, 2023,С.1).

Целью статьи является анализ путей реализации профессионального стандарта в контексте освоения необходимых теоретических знаний и практических умений, а также обоснование диагностического инструментария в процессе формирования и коррекции профессионально-важных качеств личности психолога в служебной деятельности.          

1 . Теоретические знания и практические умения профессионального стандарта формируемой модели подготовки личности психолога в служебной деятельности

 Словосочетание служебная деятельность является предельно широким понятием, в него включают трудовые функции (трудовые действия), которые входят в структуру профессиональной деятельности психологов как в гражданских сферах, так и в сферах обороны, государственной безопасности и обеспечения правопорядка, И.Н. Елисеева [8]; А.Г. Караяни, Ю.М. Волобуева [12]; С.Н. Савинков [24]; В.В. Спасенников [27]; В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева [31] и др.

В таблице1 приведено описание трудовых функций, включенных в профессиональный стандарт «Психолог в служебной деятельности».

 

Таблица 1. Функциональная карта видов профессиональной деятельности с описанием трудовых функций (действий).

Table 1.

Functional map of types of professional activity with a description of labor functions (actions).

 

КОД

 

ОБОБЩЕННЫЕ    ТРУДОВЫЕ

ФУНКЦИИ

ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ

А

Деятельность по оценке профессиональной психологической пригодности и психологической готовности.

Осуществление психологического отбора и профессиональной ориентации.

 Осуществление мероприятий по допуску к деятельности в особых условиях, а также к выполнению специальных задач.

В

Деятельность п психологической подготовке к выполнению профессиональных задач и профилактике негативных явлений и последствий, связанных с их выполнением.

Организация и проведение психологической подготовки к выполнению специальных задач.

Осуществление психологической профилактики девиантного  (отклоняющегося от нормы, общественно опасного) поведения и негативных явлений и последствий, связанных с выполнением профессиональных задач в особых условиях.

С

Деятельность по оказанию психологической помощи, коррекции и поддержки.

Осуществление мероприятий медико-психологической и психологической реабилитации, психологической помощи, коррекции и поддержки в особых условиях.

Оказание психологической помощи в особых условиях.

D

Деятельность по научно-прикладному и методическому сопровождению психологической работы.

Осуществление методического сопровождения психологической работы.

Проведение научно-прикладных, психологических, социально-психологических и социологических исследований.

E

Деятельность по управлению психологической работой.

Осуществление оперативного управления психологической работой.

Осуществление стратегического управления психологической работой.

 

 

Анализ трудовых функций (таблица 1.) показывает, что одной из приоритетных является деятельность по оценке профессиональной психологической пригодности и психологической готовности, которая заключается в осуществлении психологического отбора и профессиональной ориентации, а также реализации мероприятий по деятельности в особых условиях при выполнении специальных задач. Рассмотрим, каким образом реализуется данная трудовая функция с учетом требований военной эргономики и психологии при выполнении задач в рамках психологических служб соединений, частей и отдельных подразделений Министерства обороны, а также Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: И.Н. Елисеева [8], А.Г. Караяни, Ю.М. Волобуева [12], В.М. Львов, В.В. Павлюченко, В.В. Спасенников [18], С.Н. Савинков [24] и др.

Анализ профессиональной деятельности психологов силовых структур дает основание предположить , что их подготовка на гражданских кафедрах вузов является не эффективной , что вызывает необходимость подготовки психологов служебной деятельности для работы в силовых структурах именно на военных кафедрах с учетом ведомственной специфики. 

В служебной деятельности по мнению автора статьи следует выделить две основные сферы приложения обобщенных трудовых функций, которые определяются спецификой профессиональной деятельности и ведомственной принадлежностью образовательных учреждений, осуществляющих подготовку будущих психологов, В.В. Спасенников [27]:

1. Деятельность психологов гражданских структур, специализирующихся в таких областях, как: педагогика (психолог образования, детский психолог); медицина (клинический психолог, психотерапевт); юриспруденция (юридический психолог, полиграфолог); организации и предприятия разной формы собственности (экономический психолог, маркетолог, менеджер по работе с персоналом, специалист по рекламе, специалист по связям с общественностью и т. д.). 

2. Деятельность психологов силовых структур, в таких областях и сферах, как: психологические службы  в соединениях и частях войск и флотов  (военный психолог); психологические службы в пограничных войсках (психолог ФСБ); психологические службы в частях и подразделениях МВД и  УФСИН  (психолог МВД, психолог УФСИН); психологические службы в частях и соединениях войск и отдельных подразделений Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (психолог МЧС). 

В таблицу 2. Включены основные сферы деятельности и трудовые функции психологов служебной деятельности с учетом объекта профессиональной деятельности и обобщенные трудовые функции независимо от специфики деятельности (не показаны объекты профессиональной деятельности в образовательных структурах, для которых разработан отдельный профессиональный стандарт).

 

Таблица 2.

Профессиональные группы и трудовые функции психологов в служебной деятельности силовых и гражданских государственных структур.

Table 2.

Professional groups and labor functions of psychologists in the official activities of law enforcement and civil state structures.

Вид деятельности

Сферы

Объект

Трудовые функции

Служебная деятельность

 

Психолог ФСБ

Сотрудники ФСБ

Диагностика, адаптация, реабилитация, консультирование, психокоррекция, экстренная психологическая помощь, профессиональная ориентация, психологический отбор, психологическая подготовка сотрудников и личного состава, разработка психодиагностического инструментария, проведение психофизиологического исследования.       

Военный психолог

Военнослужащие

Психолог МВД

Личный состав МВД

Психолог УФСИН

Осужденные, личный состав УФСИН

Психолог МЧС

Личный состав МЧС

Клинический психолог

Врачи, пациенты

Экономический психолог

Субъекты  экономической активности

Юридический психолог

Субъекты правовой активности

 

Формирование учебных планов для подготовки психологов в служебной деятельности должно учитывать для выполнения обобщенных трудовых функций как базовые учебные дисциплины, так и мероприятия (практики), формирующие соответствующие умения и необходимые для выполнения трудовых действий ПВК.

В таблице 3. Приведен перечень базовых учебных дисциплин, которые необходимы в подготовке психолога в служебной деятельности для освоения знаний по профессиональной ориентации и психологическому отбору.  Перечень базовых учебных дисциплин для освоения знаний, необходимых ля осуществления трудовых функций по осуществлению мероприятий по допуску к деятельности в особых условиях, а также выполнению специальных задач представлены в таблице 4.   

 

 

Таблица 3. Перечень базовых учебных дисциплин для осуществления профессиональной ориентации и психологического отбора.

Table 3.

List of basic academic disciplines for professional orientation and psychological selection

Учебные дисциплины

   Трудовые действия (трудовые функции)

Общая психология, психофизиология, психология личности, математико-статистическая обработка данных, профессиография, кадровый менеджмент.

Изучение требований к специальности, должности  (профессионально-важные качества и компетенции), кадровой документации в отношении кандидатов. 

Проведение оценки соответствия кандидатов требованиям, предьявляемым к специальности, должности по профессионально-важным качествам и компетенциям.

Нормативно-правовые акты по работе с конфиденциальной информацией и персональными данными, технологии проведения профориентационных мероприятий,  психодиагностика общих и специальных способностей, клиническая психология, профессиональная этика.

Осуществление с целью профориентации комплекса диагностических мероприятий по изучению способностей, направленности личности, мотивационных и личностных особенностей. 

Ведение электронной базы данных и обобщение результатов психологического отбора и диагностических мероприятий с целью профориентации.

Подготовка заключения и рекомедаций заинтересованным лицам о соответствии кандидата требованиям специальности, должности. 

Подготовка индивидуальных рекомендаций по результатам оценки для кандидата с целью дальнейшего профессионального определения.

Основы психологического консультирования, юридическая психология, теория и методы организации психофизиологических исследований с использованием полиграфа.

Консультирование участников служебной деятельности по результатам проведенной оценки. 

Анализ эффективности диагностического инструментария, подготовка предложений по совершенствованию процедур психологического отбора и профессиональной ориентации.

Проведение психофизиологических исследований с применение полиграфа, оборудования для психофизиологического обследования.

 

Таблица 4.

 Перечень базовых учебных дисциплин для осуществления мероприятий по допуску к деятельности в особых условиях и выполнению специальных задач. 

Table 4.

The list of basic academic disciplines for the implementation of measures for admission to activities in special conditions and the performance of special tasks.

Учебные дисциплины

Трудовые действия (трудовые функции)

Возрастная психология и психология развития; психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика; основы экстремальной психологии; составление заключений по результатам обследования.

Изучение критериев психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению служебных задач.

Подбор диагностического инструментария для оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач.

Проведение оценки соответствия оцениваемого критериям психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач.

Основы социальной и этнической психологии; методики формирования малых групп и оценки сработанности и совместимости; психология власти и лидерства.

Изучение психологической совместимости сотрудников с целью формирования групп для выполнения специальных задач. 

Изучение социально-психологических процессов в группах, сформированных для выполнения специальных задач.

Ведение электронной базы данных результатов оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач.

Основы психологического консультирования; базовые компьютерные программы; профессиональная этика; содержание и условия выполнения специальных задач.

Подготовка заключения о результатах оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач.

Ведение отчетной документации о результатах оценки психологической готовности и профессиональной психологической пригодности к работе в особых условиях и выполнению специальных задач.

 

Важное значение в практической подготовке психолога в служебной деятельности помимо необходимых знаний для выполнения трудовых действий имеют мероприятия по формированию необходимых умений. В таблице5. Представлен перечень мероприятий, желательное место их проведения и перечень формируемых умений, которые связаны с такими ПВК психолога как: уровень развития «Я-концепции», самообладание, ответственность, решительность, организованность, волевой самоконтроль и некоторых других качеств личности, А.А. Деев, Г.В. Ложкин, В.В. Спасенников [7], В.Л  Кубышко с соавторами [16], В.Л. Цветков, Т.А. Хрусталева [31]   и др.   

 

 

Таблица 5.

Возможные мероприятия по формированию необходимых умений для освоения специальности «Психолог в служебной деятельности». 

Table 5. Possible measures for the formation of the necessary skills for mastering the specialty "Psychologist in professional activity".

Мероприятия

Место

Формируемые умения

Изучение работы операторов горячих линий «Телефона доверия»

Государственные службы «Телефон доверия»

Оказание экстренной психологической помощи. 

Навыки активного слушания в процессе эмпатийного контакта и доверительного общения.

Изучение работы операторов ситуационных центров

Региональные ситуационные центры и автоматизированные системы обработки информации в МВД и МЧС

Развитие оперативной памяти и психомоторики.

Развитие рефлексивных умений и стрессоустойчивости при принятии решений.

Оказание экстренной психологической помощи.

Кураторство и наставничество

Военные кафедры и факультеты психологии вузов

Коммуникативная компетентность.

Развитие лидерских качеств и организаторских способностей.

Проведение психодиагностических исследований в военкоматах и   вузах.     

Военные комиссариаты,  вузы.

Компьютерная обработка данных психодиагностических исследований.

Разработка психодиагностических методик для индивидуальной работы и группового обследования.

 

 

 

 

Важным аспектом формирования необходимых ПВК в процессе подготовки психологов силовых структур является используемый в процессе психологического сопровождения методический инструментарий.  

Как показано в работе В.М. Львова с соавторами [18] для разработки эталонной модели психолога силовых структуры и унифицированного списка ПВК следует привлечь квалифицированных экспертов. Экспертfм необходимо выполнить следующее задание: выбрать из списка конечное число наиболее значимых качеств и проранжировать их. При этом, как и в случае социометрических измерений, существуют ограничение, которое определяется по формуле [6]:

p=nN,  (1)

Где p-заданная вероятность случайного выбора (p=0,2-0,3); n- численное значение ограничений; N – число представленных в списке ПВК.

Индекс значимости каждого качества может быть определён по формуле:

kэ=k=1Nbk*kэN                   (2)

Где: bk – количество экспертов, определивших рейтинг данного качества на k-месте; N – число качеств в перечне ПВК, Э – количество экспертов.

Индекс значимости kэ представляет собой обобщённый ранг данного качества в относительных единицах. По величине данного индекса целесообразно составить эталонный список ПВК психолога в служебной деятельности.

Профессиограмма и эталонная модель ПВК военного психолога (психолога в служебной деятельности) могут быть использованы в процессе аттестации в Вооруженных силах РФ, а также для разработки модели подготовки психологов силовых структур в высших учебных заведениях с целью определения соответствия уровня развития ПВК будущих выпускников требованиям специальности и корректировки учебных планов и программ вузов для психологического сопровождения развития необходимых ПВК в процессе подготовки психологов в служебной деятельности.

2.Диагностический инструментарий для формирования и коррекции профессионально-важных качеств личности психолога в служебной деятельности.

 В отечественной психодиагностике арсенал методик для выявления динамики изменения ПВК в процессе обучения и профессиональной деятельности включает крайне ограниченный набор средств. Ю.В. Грабский, Е.В. Левкина, С.С. Титов, А.Ф. Арсеньева [5]; В.В. Спасенников [25]; К.В. Сугоняев [29] и др.

 На рисунке 1. Приведен демонстрационный пример личностных изменений по пяти факторам 16-факторного личностного опросника (16-ФЛО). Данные отражают изменения у автора статьи за 10-летний период службы военного эргономиста и психолога советского периода с 1980 по 1990 год. 

 

Рис. 1. Фрагмент профиля 16-ФЛО

Fig. 1. Fragment of the 16-FLO profile

 

 

 

Из диаграммы представленной на рисунке 1. видно, что по результатам тест-ретест тестирования с десятилетним временным интервалом личностные изменения касаются четырех факторов из пяти представленных на фрагменте анализируемого личностного профиля. Видно что G-фактор показал увеличение на 3 стена (возросла нормативность поведения, которую можно трактовать как дисциплинированность); показатель по фактору N- дипломатичность (умение разбираться в людях, понимание их установок и жизненных позиций) возрос на 2 стена; вторичный фактор F-волевой самоконтроль (способность к саморефлексии и самоконтролю действий) вырос с 5 до 8 стенов; показатель коммуникативности по фактору A- общительность снизился на 1 стен. Без изменения по фактору B- 10 стен остался уровень интеллектуального развития.

Анализ личностных изменений, представленных на рисунке 1 позволяет выдвинуть несколько научных гипотез которые целесообразно верифицировать на репрезентативных выборках [3], [9], [11], [13], [17], [23], [26], [28], [30]:

1. Какие из факторов личностного развития связанные со спецификой профессиональной деятельности тренируются, а какие не поддаются тренировке и упражнениям и остаются инвариантными? 

2. Какие из факторов связаны с позитивными изменениями и личностным ростом, а какие с профессиональной деформацией и эмоциональным выгоранием? 

Ответы на эти вопросы могут стать результатом перспективных диссертационных исследований.

 В наших исследованиях показано, что итоговая психолого-педагогическая характеристика на выпускников по специальности «Психолог в служебной деятельности» является достаточно объективной в случае обобщения независимых характеристик на обучаемых по комплексу методик, используемых в процессе обучения психологической службой вуза. Ориентировочный список психодиагностического инструментария, который может быть использован в течение 5 лет при обучении психологов силовых структур представлен ниже [27], [34], [35]:

Первый курс.

  • 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (16-ФЛО) в адаптации А.А. Деева, Г.В. Ложкина, В.В. Спасенникова (Психологический журнал, 1984, том5, №6);  
  • Опросник карьерных ориентаций Э.Шейна «Якоря карьеры» (Л.П. Казакова, Т.Ю.Маклакова- Психология и педагогика служебной деятельности,2020, №4);
  • Методика изучения особенностей мышления (тест Р. Амтхауэра, адаптация В.А. Бодрова, Г.В. Ложкина, Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2013, том 19, №1).    

Второй курс.

  • Анкета «Прогноз» В.Ю. Рыбникова (адаптация С.Н. Федотова, Психопедагогика в правоохранительных органах, 2014, №1(56)); 
  • Методика оценки стрессоустойчивости личности Т.Холмса и Р.Раге  (А.Г. Караяни, Ю.М. Волобуева, Вестник Московского университета, серия 14:Психология,2007, №4);
  • Методика координатно-социограммного комплектования учебных групп А.Д. Глоточкина, Г.В. Ложкина, В.В. Спасенникова,( Психологический журнал, 1986, Том7, №1).         

Третий курс.

  • Тест «Стандартные прогрессивные матрицы Дж. Равена» (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев:Наукова думка, 1989, адаптация Д.Г. Давыдов, Е.В. Чмыхов, Вопросы психологии, 2016. №4;
  • Методика «Аналогии» Б.В. Кулагина  (Методики психодиагностики в спорте.В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова.-М.: Просвещение, 1984);
  • Методика «Красно-черная таблица» (адаптация В.А. Бодрова) Руководство по профессиональному психологическому отбору абитуриентов в высшие военно-учебные заведения МО СССР.- М.:Воениздат, 1989. 

Четвертый курс.

  • Методика «Личностный профиль» Г.Ю. Айзенка. (Адаптация В.А. Бодрова. Руководство по профессиональному психологическому отбору абитуриентов в высшие военно-учебные заведения МО СССР.-М.: Воениздат, 1989);
  • Опросник «Эмоциональный интеллект» Н.Холла (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989);
  • Опросник «Шкала тревоги» Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (адаптация В.Л. Марищука) Методики психодиагностики в спорте. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова.-М.: Просвещение, 1984).

Пятый курс.

  • Тест «Социальный интеллект» М.О.Салливена, Дж.Гилфорда (Адаптация Г.В. Ложкина) (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989)
  • Репертуарный тест личностных конструктов (РТЛК Дж. Келли) (Адаптация В.В.Спасенникова, С.Н. Федотова. Авторское свидетельство СССР № 1 809 455 МПК G09B 7/07. Устройство для оценки психологической совместимости испытуемых. Опубл.  15.04. 1993);
  • Интегральный психологический портрет личности (Обобщение независимых характеристик К.К. Платонова. Методики психодиагностики в спорте. В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова.-М.: Просвещение, 1984).   

Выпускная служебная психолого-педагогическая характеристика психолога в служебной деятельности с позиций ее объективности во многом определяется используемым в период обучения методическим инструментарием, который должен отвечать требованиям валидности и надежности, кроме этого в подготовке психологов силовых структур для упражнения и тренировки ПВК должна использоваться современная тренажно-имитационная аппаратура, А.Г Караяни, Н.В.Гайдамашко, С.Л. Кандыбович, 2017 [13];  М.Ю. Рытов, В.В. Спасенников, 2020 [23].  Требования к созданию валидного и надежного психодиагностического инструментария и критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических методик изложены в работе [25].

Однако приходится с сожалением констатировать, что конструированию новых методик, отвечающих требованиям дифференциальной психометрики и созданию тренажно-имитационной аппаратуры для психологов силовых структур как в советский период, так и в современных российских условиях уделялось и уделяется неоправданно мало внимания К.В. Сугоняев, 2014 [29], V. Spasennikov, K. Androsov, G. Golubeva, 2020 [35].

Определенный опыт анализа и оценки динамики изменения ПВК целесообразно перенять у зарубежных психологов, работающих в различных сферах таких стран как Китай, Великобритания и США.

Так в исследовании медицинских психологов из Китая Yu. Chen, X. Li, Yu. Zhong, Q. Li, X. Su, L. Sun, 2024 [33] затронута важная тема сохранения психического здоровья населения разных стран и показано, что существует корреляционная связь между плотностью практических психологов и снижением заболеваемости психическими расстройствами на различных уровнях социального развития. Данную закономерность особенно важно учитывать в отборе российских психологов для силовых структур, которые не должны иметь медицинских и психологических противопоказаний к деятельности 

В работах как отечественных, так и зарубежных ученых показано, что для работы психолога в служебной деятельности противопоказаниями к ней являются такие ПВК как:

  • низкий уровень интеллектуального развития, слабый уровень довузовской подготовки; 
  • слабая умственная и физическая работоспособность в экстремальных условиях деятельности;  
  • низкий уровень развития морально-нравственных качеств, невоспитанность (болтливость, назойливость, бестактность, неискренность и т.д.); 
  • слабый волевой самоконтроль, медлительность, пассивность, эмоциональная неустойчивость и т. д.

В исследовании психологов Великобритании C. Chandler, M. Eubank, M. Nesti, T. Cable, 2014 [32] в сфере элитного прикладного спорта показана статистическая значимость в скорости формирования ПВК психологов и спортсменов. Данный вывод следует учитывать при формировании психомоторных качеств будущих психологов в силовых структурах, которые тренируются значительно быстрее, чем такие качества как волевой самоконтроль, стрессоустойчивость, эмпатия, рефлексия и целый ряд других ПВК психолога. 

В статье психологов-менеджеров США Wang A.Y., Frederick C.M, 2018 [36] изучена динамика формирования ПВК потенциальных лидеров частных вузов и   даны рекомендации по выдвижению на руководящие должности в кампусах. Данный подход в процессе обучения курсантов можно использовать при назначении на должности младших командиров, от которых во многом зависит успешность обучения, сплоченность и социально-психологический климат в учебных группах.   

В процессе исследования динамики формирования ПВК у курсантов необходимо использовать не только психодиагностический инструментарий, но также оценивать обучаемых в процессе включения в моделируемую профессиональную деятельность с использованием кейс-методов, тренинговых технологий, различных практик, включая принятие решений в экстремальных условиях, связанных с неопределенностью и риском.

Опыт составления психолого-педагогических характеристик военных психологов показывает, что в них отражаются такие качества как: высокий интеллект, ответственность, инициативность, эрудиция, коммуникабельность, доброжелательность, креативность, стремление к самосовершенствованию. В советский период, как следует из личного дела со служебной характеристикой на психолога силовых структур, такая характеристика заканчивалась словами: «… из личного оружия стреляет отлично. Идеологически выдержан.  Морально устойчив. Делу КПСС и социалистической Родине предан». Каким нарративом в условиях отсутствия идеологии заменить последние строки характеристик на выпускников психологов современных силовых структур пока не ясно, предстоит обобщить опыт и специальной военной операции, но это тема уже отдельных исследований. 

Выводы

  1. Освоение обобщенных трудовых функций профессионального стандарта «Психолог в служебной деятельности» при реализации программы подготовки в рамках специалитета может быть осуществлено на основе сложившегося в советский период традиционного подхода фундаментального образования. Следует учитывать специфику подготовки психологов для гражданских организационных структур (психологов-педагогов, клинических психологов, юридических психологов, экономических психологов) и психологов силовых структур (военных психологов, психологов ФСБ, психологов МВД, психологов УФСИН, психологов МЧС).   
  2. Надежный и валидный психодиагностический инструментарий должен быть средством сопровождения и профессионального становления личности психолога в служебной деятельности, что позволит стимулировать профессиональный рост и осуществлять коррекцию негативных тенденций развития  Использование психодиагностических методик в сочетании с наблюдением, тренингами, кейс-методами, моделированием элементов профессионального поведения в ситуациях неопределенности и риска является действенной технологией формирования ПВК психологов силовых структур.   
  3.  Важным направлением подготовки психолога в служебной деятельности должна быть организация соответствующих практик, включающих мероприятия по формированию необходимых умений, как например умения в психологическом консультировании использовать методы интервенции в соответствии с поставленными целями, в том числе по оказанию экстренной психологической помощи в ситуациях повышенного напряжения и острых переживаний. 
  4. Целесообразно сохранить и  продолжить сложившуюся в советский период практику проведения профессионального отбора психологов силовых структур на основе четырех критериев профессиональной пригодности:
  • первая группа-безусловно профессионально пригодные;
  • вторая группа-профессионально пригодные; 
  • третья группа-лица с определенным прогнозом пригодности (условно пригодные);
  • четвертая группа-профессионально непригодные лица. К данной группе относятся кандидаты, имеющие противопоказания к деятельности, такие лица к работе психолога в экстремальных условиях непригодны.  

5. Перспективным направлением в отборе и подготовке будущих психологов служебной деятельности  является разработка служебных профессиограмм с учетом ведомственной специфики, включающих детализацию ПВК, связанных с возможностью формализации и измерения на основе надежного и валидного диагностического инструментария таких структурных компонентов личности, как: когнитивный ( когнитивные способности и уровень общего интеллекта); мотивационно-ценностный (патриотичность, нравственные установки); коммуникативный (способность к кооперации и умения работать в команде, развитая эмпатия и рефлексия, способность вызывать доверие); эмоционально-волевая и поведенческая регуляция (эмоциональный интеллект, волевая регуляция поведения: выдержка, смелость, решительность, целеустремленность); способность к самоорганизации в деятельности (дисциплинированность, исполнительность, инициативность, работоспособность).   

6. Недостаточная разработанность проблематики ПВК личности в служебной деятельности требует дальнейших исследований в направлении однозначности трактовки ПВК, возможностей разработки валидного и надежного компьютерного варианта психодиагностического инструментария. Используемый психодиагностический инструментарий в силовых структурах должен отвечать всем требованиям дифференциальной психометрики, утверждаться в соответствующих ведомственных структурах (ФСБ, МВД, УФСИН, МЧС и др.), при этом отчетность по сбору, обработке и интерпретации полученных результатов должна носить строго конфиденциальный характер и подвергаться цензуре и контролю с точки зрения сохранения военной и государственной тайны.

Список литературы

1. Агапов В.С., Дружинина В.Н. Психологические факторы привлекательности образа профессии сотрудника полиции // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 1. С. 12-15. DOIhttps://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-1-12-15. EDN EOFADP.

2. Андриевский Е.В., Бурков Е.А., Назаренко Н.А. и др. Анализ стратегий профессионального психологического отбора (модели и характеристики) // Известия СПбГЭТУ ЛЭТИ. 2015. № 6. С. 34-40. EDN UHAEYT.

3. Ахмедханов М.А., Андриевский Е.В., Губин В.А. Комплексная методика установления взаимного соответствия требований учебной и профессиональной деятельности и свойств психики военнослужащих-контрактников внутренних войск МВД России // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. 2014. № 6(41). С. 135-137. EDN TYGENN.

4. Бозаджиев В.Л. К вопросу о профессиональной некомпетентности и профессиональной беспомощности психолога // Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2020. № 2-3(10-11). С. 71-75. EDN RGKKHB.

5. Грабский Ю.В., Левкина Е.В., Титов С.С. Применение технологии онтологического инжиниринга при создании и эксплуатации психометрической системы (для решения задач кадрового подбора) // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10, № 3. EDN TSWBRF.

6. Глоточкин А.Д., Ложкин Г.В., Спасенников В.В. Методика формирования малых групп с учетом межличностных и операциональных аспектов взаимодействия операторов // Психологический журнал. 1986. Т. 7, № 1. С. 22-29. EDN VTIUFL.

7. Деев А.А., Ложкин Г.В., Спасенников В.В. Автоматизация процедуры обследования при использовании 16-факторного личностного опросника // Психологический журнал. 1984. Т. 5, № 6. С. 106-110. EDN UEIYGH.

8. Елисеева И.Н. Типы трудных ситуаций в деятельности ведомственных психологов // Юридическая психология. 2018. № 3. С. 26-30. EDN XVVGIX.

9. Забродин Ю.М., Леонова О.И. Организация применения профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" в режиме адаптации // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 3. С. 19-29. DOIhttps://doi.org/10.17759/psyedu.2017090303. EDN ZQLSEF.

10. Забродин Ю.М., Пахальян Э.В. Проблемы оценки соответствия профессиональной деятельности практических психологов требованиям внедряемых стандартов (еще раз об экспертах и экспертизе в практической психологии) // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10, № 2. С. 21-42. DOIhttps://doi.org/10.17759/psyedu.2018100203. EDN OUKMFN.

11. Казакова Л.П., Маклакова Т.Ю. Взаимосвязь аспектов идентичности и самооценки курсантов военного вуза, обучающихся по специальности "Психология служебной деятельности" // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 53-56. DOIhttps://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10104. EDN RVRFGD.

12. Караяни А.Г., Волобуева Ю.М. Военная психология как область специального научного знания и практики // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2007. № 4. С. 20-33. EDN JWUOIB.

13. Караяни А.Г., Гайдамашко И.В., Кандыбович С.Л. Военная психология в контексте гражданской войны на Украине (критический анализ) // Юридическая психология. 2017. № 3. С. 18-27. EDN ZHLJSJ.

14. Карпов А.В. Закономерности структурно-уровневой организации профессионально-важных качеств личности // Методология современной психологии. 2017. № 7. С. 145-160. EDN ZUCQGZ.

15. Крук В.М. К вопросу о видах надежности и дисциплине персонала военных профессий // Вестник университета. 2011. № 16. С. 58-61. EDN OSOHKD.

16. Кубышко В.Л., Крук В.М., Носс И.Н. и др. Экспериментальное обоснование модельного подхода в профессиональном психологическом отборе сотрудников правоохранительных органов // Психология и право. 2018. Т. 8, № 3. С. 34-47. DOIhttps://doi.org/10.17759/psylaw.2018080303. EDN YAJVHV.

17. Лаврентьева И.В., Рекша Ю.М. Профессионально важные свойства личности психологов уголовно-исполнительной системы // Теория и практика общественного развития. 2015. № 9. С. 243-245. EDN UCHKRN.

18. Львов В.М., Павлюченко В.В., Спасенников В.В. Инженерно-психологические вопросы проектирования деятельности операторов // Психологический журнал. 1989. Т. 10, № 5. С. 66-74. EDN TQVXBJ.

19. Петров В.Е., Левашова Т.Н. Психодиагностика в прогнозировании успешности профессиональной деятельности психолога ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2011. № 1(44). С. 71-73. EDN OGHMGJ.

20. Печников А.Н., Гуляков В.Н., Деева О.Г. К вопросу о военно-профессиональной направленности личности военнослужащего // Человек и образование. 2015. № 1(42). С. 68-73. EDN TTNJCH.

21. Поваренков Ю.П. Классификация субъективных детерминант деятельности профессионала / // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 4. С. 186-194. EDN ZFJEND.

22. Радченко Ю.И., Сугоняев К.В. Разработка тестового комплекса для Интернет-самотестирования потенциальных кандидатов на военную службу по контракту // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием, Санкт-Петербург, 27–28 ноября 2014 года / Редакционная коллегия: Аграшенков А.В., Виноградов П.Н., Лагун А.В., Посохова С.Т., Решетников М.М. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2014. С. 317-324. EDN TUMHHT.

23. Рытов М.Ю., Спасенников В.В. Теоретико-прикладные вопросы отбора и подготовки операторов человеко-машинных комплексов в отечественной эргономике // Эргодизайн. 2020. № 4(10). С. 203-223. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2020-4-203-223. EDN ANFPFQ.

24. Савинков С.Н. Психологические условия формирования надежности сотрудников МЧС России // Психология и педагогика служебной деятельности. 2022. № 3. С. 75-80. DOIhttps://doi.org/10.24412/2658-638X-2022-3-75-80. EDN UWCEPS.

25. Спасенников В.В. Критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических тестовых методик // Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 3. С. 123-127. EDN UEIYFN.

26. Спасенников В.В., Якименко Д.В. Междисциплинарные связи инженерной педагогики и инновационного менеджмента в развитии технического мышления студентов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2013. Т. 19, № 1. С. 195-202. EDN QBBLEB.

27. Спасенников В.В. Педагогические аспекты формализованного описания и измерения сформированности профессиональных компетенций // Психология и педагогика служебной деятельности. 2020. № 4. С. 225-228. DOIhttps://doi.org/10.24411/2658-638X-2020-10159. EDN GEEYGZ.

28. Спасенников В.В., Сударик А.Н., Федотов С.Н. Анализ эрготехнических результатов изобретательских решений в сфере тренажеростроения систем человек-техника // Психология и педагогика служебной деятельности. 2024. № 2. С. 67-75. DOIhttps://doi.org/10.24412/2658-638X-2024-2-67-75. EDN KMPUVA.

29. Сугоняев К.В. Проект системы обеспечения психометрического качества методик, применяемых в отборе военного персонала // Актуальные проблемы психологического обеспечения практической деятельности силовых структур : сборник материалов Третьей Всероссийской научно-практической конференции специалистов ведомственных психологических и кадровых служб с международным участием, Санкт-Петербург, 27–28 ноября 2014 года / Редакционная коллегия: Аграшенков А.В., Виноградов П.Н., Лагун А.В., Посохова С.Т., Решетников М.М.. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2014. С. 342-349. EDN TUMHJR.

30. Федотов С.Н. Проблемы подготовки психологов органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1(56). С. 113-117. EDN SCOTUB.

31. Цветков В.Л., Хрусталева Т.А. Профиль профессиональных компетенций психолога органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. № 2(61). С. 22-25. EDN TXOCFB.

32. Chandler C., Eubank M., Nesti M., Cable T. Personal Qualities of Effective Sport Psychologists: A Sports Physician Perspective. Physical Culture and Sport Studies and Research. 2014;61(4):28-38. DOIhttps://doi.org/10.2478/pcssr-2014-0003.

33. Chen Yu., Li X., Zhong Yu, Li Q., Su X., Sun L. The Vulnerability Paradox in Global Mental Health: Psychologist Density, Social Development, and the Disease Burden of Mental Disorder. International Journal of Mental Health and Addiction. 2024. DOIhttps://doi.org/10.1007/s11469-024-01331-y.

34. Spasennikov V., Morozova A. Accreditation examination of developing professional competencies at the university: A mathematical model. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020;172:223-228. DOIhttps://doi.org/10.1007/978-981-15-2244-4_19. EDN UISUVQ.

35. Spasennikov V, Androsov K, Golubeva G. Ergonomic factors in patenting computer systems for personnel's selection and training // CEUR Workshop Proceedings : 30, Saint Petersburg, 22–25 сентября 2020 года. –Saint Petersburg, 2020. P. 1. EDN MRWCZX.

36. Wang A.Y. Frederick C.M. Leadership in Higher Education: Opportunities and Challenges for Psychologist-Managers. The Psychologist-Manager Journal. 2018;21(3):197-207. DOIhttps://doi.org/10.1037/mgr0000072.

Войти или Создать
* Забыли пароль?