ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель исследования. Оценка качества профессорско-преподавательского состава (ППС) российских вузов в системе изучения общественных дисциплин. Задача исследования. Определение и оценка показателей качества ППС в формате их половозрастной структуры, типа вуза и занимаемой должности. Научная новизна исследования. Заключается в выборе объекта исследования, касающегося преподавателей гуманитарных дисциплин, являющихся базой при подготовке специалистов любого профиля обучения. В результате исследования определены показатели статистической связи в виде коэффициентов парной корреляции зависимой переменной «качество ППС» и объясняющими переменными, характеризующими структуру образовательной среды вуза. Выводы. Установлено, что качество ППС за последние 10 лет в системе преподавания общественных дисциплин либо не изменилось, либо даже ухудшилось. Определены направления проведения дополнительного исследований в формате монографического статистического наблюдения, объектами которого являются мужчины преподаватели в возрасте 35-49 лет, мужчины преподаватели обычного вуза и женщины преподаватели опорного вуза и университета особого статуса, преподаватели мужчины/женщины, занимающие должности доцентов.

Ключевые слова:
образовательная среда, общественные дисциплины, преподаватели, статистические связи, линейный коэффициент корреляции
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Социально-гуманитарные дисциплины история, философия, социология являются основой подготовки специалистов любого профиля обучения, в том числе и технического при этом повышение качества профессорско-преподавательского состава (ППС) в формате изучения социально-гуманитарных дисциплин   является проблемой выполненного исследования.

На решение отмеченной выше проблемы прямо указано в обращении президента РФ Владимира Путина с Посланием к Федеральному Собранию 21 февраля 2023 год, где отмечается, что в системе образования «…назрели существенные изменения с учётом новых требований к специалистам в экономике, социальных отраслях, во всех сферах нашей жизни. Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий…».  В работе [1] отмечается, что российское высшее образование в течение последних нескольких десятилетий испытывало постоянные изменения, к которым ППС не успевал адаптироваться, в результате чего качество преподавания ухудшалось. В качестве основного направления преодоления негативных проявлений в системе высшего образования является позиция авторов, которая сводится к необходимости возврата к фундаментальному базовому образованию. Исследование [2] посвящено оценке влияния отдельных составляющих человеческого потенциала на инновационное развитие. При этом показатели качества человеческого потенциала, формируются социально-культурной средой и национальными традициями, условиями ведения хозяйства и жизни.

Исследование, представленное в работе [3] направлено на выявление результирующих показателей ценностей и поведения вузовских преподавателей-гуманитариев, установление характера их профессиональной идентичности. Однако работа в основном посвящена общетеоретическому, главным образом социологическому обобщению полученных результатов. Представленные в работе результаты анкетного опроса носят иллюстративной характер без использования статистического анализа. Достаточно подробные исследования образовательной среды изучения социально-гуманитарных дисциплин представлены в работе [4], где в динамике проанализирован социально-демографический состав преподавателей высшей школы. Выявлены мотивы выбора научно-педагогической работы и приоритеты деятельности ППС современного университета. Обозначены проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели. В тоже время практические рекомендации, по решению проблем носят ограниченный характер без привлечений аппарата статистического анализа. Заслуживает внимания подход, предложенный в работе [5] где отмечается, что избыточная совокупность показателей качества ППС приводит к зашумлению входного информационного канала, увеличению времени оценки качества объекта и времени принятия решения. В научной статье [6] отмечается, что к моменту времени опубликования статьи в непрофильных вузах в отношении гуманитарных дисциплин осуществляется политика сокращения предметов и часов. Автор предлагает серьезную дискуссию о месте и роли преподавания гуманитарных дисциплин в вузах России не только в вузовском сообществе, но и, главным образом, в органах государственной власти и в структурах гражданского общества. В работе [7] рассмотрены отечественные и зарубежные исследовательские подходы к классификации компетенций научно-педагогических работников, определен оптимальный спектр их личностных качеств и ключевых социально-профессиональных компетенций, востребованных в образовательной и научно-исследовательской деятельности. В качестве информационной базы исследования в работе приводятся результаты полуструктурированнго экспертного интервью с 84 научно-педагогическими работниками Тюменского и Томского государственных университетов, Санкт-Петербургского политехнического университета, Санкт-Петербургского университета информационных технологий, механики и оптики. Однако акцента на преподавание социально-гуманитарных дисциплин в работе не приводится. В научной публикации [8] раскрывается общетеоретический образовательный смысл гуманитарной профессиональной подготовки современного учителя. В работе [9] приводятся рекомендации по совершенствованию кадровой политики российских университетов, связанной с наймом новых сотрудников и проведением процедур должностного продвижения с учетом необходимости анализа многоаспектной профессиональной деятельности университетского преподавателя, а также особенностей российского менталитета и реальных условий образовательного процесса в нашей стране.   В исследовании [10] отмечается, что на современном этапе развития общества предъявляются все более высокие требования к каждому субъекту образовательного процесса в связи с прогрессом техники, науки, изменением характера социальных отношений. В научной статье [11] отмечена обеспокоенность автора по поводу сокращения числа мужчин, поступающих в профессию учителя. Статья [12] направлена на совершенствование образовательной среды обучения за счет внедрения в учебный процесс онлайн-курсов без указания особенностей изучения технических и гуманитарных дисциплин.

Таким образом, приведенные выше результаты анализа показывают, что научные работы можно разделить на две группы: общетеоретические и экспериментальные, основанные на проведении различного рода анкетного опроса. При этом представленные в работах заключения и выводы по результатам анкетирования основываются только на анализе частотного распределения ответов. Однако более достоверно сформировать выводы можно лишь при использовании статистического инструментария на более репрезентативных выборках [13].

Материалы, модели, эксперименты и методы.

 База исследования включала преподавателей социально-гуманитарного профиля вузов и должностей всех уровней из 20 городов РФ: Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Белгорода, Димитровграда, Казани, Курска, Набережных Челны, Нижнего Новгорода, Орла, Пензы, Пскова, Ростова-на-Дону, Самары, Саранска, Саратова, Твери, Тольятти, Ульяновска, Уфы. Организатор опроса – Ульяновский государственный технический университет. Научный руководитель исследования д.с.н., профессор, заведующий кафедрой «Политология, социология и связи с общественностью» Ульяновского государственного технического университета Шиняева Ольга Викторовна.

Общая структура используемой базы данных, представлена в таблице 1.

 

Таблица 1.

Общая структура базы исследования (в % от условий; n=850)

Table 1.

The general structure of the research base (in % of conditions; n=850)

 

Всего

Тип вуза

Пол

Возраст

Должность

Университет особого статуса

Опорный вуз

Обычный вуз

Мужской

Женский

До 34 лет

35–49 лет

50 лет – 64 года

Старше 65 лет

Ассистент, преподав.

Ст. преподаватель

Доцент

Профессор

Удельный вес в выборке

100

28

28

44

22

78

17

47

21

15

7

15

57

22

Мужской

22

23

22

22

х

х

27

15

20

39

26

19

19

30

Женский

78

77

78

78

х

х

73

85

80

61

74

81

81

70

34 лет

17

12

28

13

21

16

х

х

х

х

80

36

10

1

35 – 49 лет

47

52

43

46

33

51

х

х

х

х

10

37

62

24

50 лет – 64 года

21

25

22

19

19

22

х

х

х

х

4

21

22

25

Старше 65 лет

15

11

7

22

27

12

х

х

х

х

6

6

5

50

Как изменился   качественный состав ППС за последние 10 лет

Улучшился

15

14

17

13

13

15

18

13

16

14

14

18

14

12

Не изменился

41

43

36

43

37

42

34

44

43

34

36

47

43

33

Ухудшился

29

28

34

28

37

27

31

25

27

45

20

20

27

44

Затрудняюсь ответить

15

15

13

16

13

16

17

18

14

7

30

15

16

11

 

 

В качестве методов исследования использовались статистические методы, основанные на определении показателей статистической связи между рассматриваемыми показателями качества ППС с показателями образовательной среды вуза, приведенными в таблице 1. При этом выдвинута гипотеза о том, что чем теснее статистическая связь, тем существеннее влияние показателя структуры образовательной среды на изменение качества ППС.

На практике наибольшее распространение получили непараметрические методы оценки статистической связи, не требующие оценки нормальности закона распределения исследуемых показателей, и параметрические методы, основанные на расчете линейного коэффициента корреляции Пирсона. Несмотря на то, что группа последних методов предполагает наличие нормального закона распределения исследуемых показателей, в большинстве практических приложений, особенно если исследуемые показатели представлены в дихотомической шкале, использование линейного коэффициента корреляции Пирсона является корректным.

Для расчета линейного коэффициента корреляции Пиросна в работе использован инструмент Парные корреляции реализованный в компьютерной среде SPSS [13].

Для практической интерпретации рассчитанного линейного коэффициента воспользуемся рекомендациями работы [14] таблица 2. 

 

Таблица 2.

Интерпретация коэффициента корреляции Пирсона

Table 2.

Interpretation of the Pearson correlation coefficient

Значение

Интерпретация

 до 0,2

Очень слабая корреляция

до0,5

Слабая корреляция

до 0,7

Средняя корреляция

до0,9

Высокая корреляция

свыше 0,9

Очень высокая корреляция

 

 

Результаты  расчета показателя качества ППС респондентами  мужчина и женщинами, в зависимости от их возраста представлены в таблице 3.

 

Таблица 3.

Результаты расчета коэффициента корреляции Пирсона при ответах респондентами мужчинами (n=187) и респондентами женщинами (n=663) в зависимости от их возраста 

Table 3.

The results of calculating the Pearson correlation coefficient for responses by male respondents (n=187) and female respondents (n=663), depending on their age

Качество ППС

Корреляция Пирсона

До 34 лет

35-49 лет

50-64 года

Старше 65 лет

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Улучшилось

 Корреляция Пирсона

0,747**

0,960** 

0,545**

0,410** 

0,800**

0,785** 

0,635**

0,884** 

Знач.(2-сторон)

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

Не изменилось

Корреляция Пирсона

0,671**

0,513** 

0,921**

0,831**

0,628**

0,628** 

0,790**

0,436** 

Знач.(2-сторон) 0,00

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

Ухудшилось

Корреляция Пирсона

0,664**

0,717**

0,911**

0,595** 

0,620**

0,878** 

0,781**

0,609** 

Знач.(2-сторон)

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

Затрудняюсь с ответом

Корреляция Пирсона

0,747**

1,000**

0,545**

0,426** 

0,800**

0,817** 

0,635**

0,849** 

Знач.(2-сторон)

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

**Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).      

 

Результаты расчета показателя качества ППС респондентами, в зависимости от типа вуза представлены в таблице 4.

Результаты расчета показателя качества ППС респондентами, в зависимости от должности представлены в таблице 5.

 

Таблица 4.

 Результаты расчета коэффициента корреляции Пирсона при ответах  респондентами  мужчинами (n=187) и респондентами женщинами (n=663) в  зависимости от типа вуза 

Table 4.

The results of calculating the Pearson correlation coefficient for responses by male respondents (n=187) and female respondents (n=663), depending on the type of university

Качество ППС

Корреляция Пирсона

Обычный вуз

Опорный вуз

Университет особого статуса

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Улучшилось

Корреляция Пирсона

0,431**

0,472**

0,618**

0,671**

0,618**

0,671**

Знач.(2-сторон)

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

Не изменилось

Корреляция Пирсона

0,865**

0,958**

0,812**

0,735**

 

0,812**

0,735**

 

Знач.(2-сторон) 0,00

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

Ухудшилось

Корреляция Пирсона

0,875**

0,685**

0,802**

0,974**

0,802**

0,974**

Знач.(2-сторон)

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

Затрудняюсь с ответом

Корреляция Пирсона

0,434**

0,308**

0,618**

0,437**

0,618**

0,437**

Знач.(2-сторон)

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

**Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

 

Таблица 5.

Результаты расчета коэффициента корреляции Пирсона при ответах респондентами мужчинами (n=187) и респондентами женщинами (n=663) в зависимости от должности

Table 5.

The results of calculating the Pearson correlation coefficient for responses by male respondents (n=187) and female respondents (n=663), depending on the position

Качество ППС

Корреляция Пирсона

Ассистент, преподаватель

Старший преподаватель

Доцент

Профессор

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Мужчины

Женщины

Улучшилось

Корреляция Пирсона

0,797**

0,636** 

1,000**

0,977** 

0,390**

0,352** 

0,587**

0,844** 

Знач.(2-сторон)

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

Не изменилось

Корреляция Пирсона

0,400**

0,314** 

0,502**

0,505**

 

0,777**

0,713** 

0,855**

0,584** 

Знач.(2-сторон) 0,00

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

Ухудшилось

Корреляция Пирсона

0,395**

0,438**

0,496**

0,705** 

0,786**

0,510** 

0,845**

0,816** 

Знач.(2-сторон)

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

Затрудняюсь с ответом

Корреляция Пирсона

0,797**

0,611**

1,000**

0,983** 

0,390**

0,366** 

0,587**

0,879** 

Знач.(2-сторон)

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

0.000

**Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.).

 

 

Одним из перспективных направлений исследований в анализе социально-профессионального статуса преподавателей социально-гуманитарных дисциплин является учёт их публикационной активности не в журналах Web of Science и Scopus, а в отечественных журналах по новому номенклатурному перечню ВАК РФ [15].

Обсуждение полученных результатов.

Из анализа данных таблицы 3 с учетом информации, приведенной в таблице 2 видно, что заключение о качестве ППС в возрастной группе до 34 лет преподавателей женщин являются противоречивыми. С одной стороны, с очень высокой степенью корреляции утверждается, что качество ППС улучшилось, с другой стороны наблюдается практически функциональная связь показателя качества ППС с затруднением в его оценке. На наш взгляд наиболее достоверной оценкой показателя качества ППС является возрастная группа 35-49 лет преподавателей мужчин. Здесь утверждается, что качество ППС практически не изменилось, либо даже ухудшилось. При этом в отличие от других возрастных групп не наблюдается противоречие между ответами о качестве ППС и трудностями при формировании ответа. Следовательно, можно принять мужчин преподавателей в возрасте 35-49 лет за базу при формировании направлений повышения качества ППС в системе преподавания социально-гуманитарных дисциплин.

Из анализа данных таблицы 4 с учетом информации, приведенной в таблице 2 видно, что заключение о качестве ППС респондентами, являющимися преподавателями опорного вуза и университета особого статуса являются одинаковыми. При этом предпочтение при ответах следует одевать преподавателям женщинами, поскольку для этой категории преподавателей коэффициент корреляции Пирсон имеет максимальное значение, а коэффициент корреляции Пирсона, связанный с трудностями при ответе, является слабо коррелированным с основным вопросом о качестве ППС. Что касается преподавателей социально-гуманитарных дисциплин обычного вуза, то здесь следует отдавать предпочтение преподавателям мужчинам. Следовательно, для обычного вуза за базу при формировании направлений повышения качества ППС в системе преподавания социально-гуманитарных дисциплин можно принять преподавателей мужчин, а для опорного вуза и университета особого статуса преподаватели женщин. В целом по итогам опроса следует сделать вывод, что качество ППС социально-гуманитарных дисциплин ухудшилось.

Из анализа данных таблицы 5 с учетом информации, приведенной в таблице 2 видно, что заключение о качестве ППС респондентами преподавателями занимающим различные должности в вузе наиболее объективную оценку представляют как преподаватели женщины, занимающие должности доцента, так и преподаватели мужчины так же занимающие должность доцентов. Для категории доцентов коэффициент корреляции Пирсона, связанный с трудностями при ответе является слабо коррелированным с основным вопросом о качестве ППС. В целом по итогам опроса следует сделать вывод, что качество ППС социально-гуманитарных дисциплин не изменилось. Кроме того, за базу при формировании направлений повышения качества ППС в системе преподавания социально-гуманитарных дисциплин можно принять преподавателей мужчин/женщин, занимающих должности доцентов.

Важным направлением перспективных исследований является необходимость учёта конструктивного взаимодействия преподавателей социально-гуманитарных дисциплин и административно-управленческих структур системы высшего образования, посредством которого возможно преодоление существующих проблем и приближение к социально значимым целям гуманитарной подготовки в технических вузах [16].

Заключение.

Установлено, что за последние 10 лет качество ППС в системе преподавания социально-гуманитарных дисциплин либо не изменилось, либо даже ухудшилось.

Представлена типология структуры ППС, представляющая наиболее достоверную оценку показателя качества ППС в системе преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Так, в частности, для половозрастной структуры это мужчины преподаватели в возрасте 35-49 лет. Для показателей структуры типа вуза: для обычного вуза это мужчины преподаватели, для опорного вуза и университета особого статуса это женщины преподаватели. Для показателей структуры занимаемых в вузе должностей — это преподаватели (мужчины либо женщины) занимающие должности доцентов. Установленная типология структуры позволяет существенно повысить достоверность проводимых экспериментальных исследований и их оперативность, снизить материальные затраты на поредение исследования.

Для выяснения причин неудовлетворительного состояния с качеством ППС в системе преподавания социально-гуманитарных дисциплин требуется проведение дополнительных глубоких и детальных исследований образовательной среды российских вузов в формате преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Некоторыми направлениями исследований могут быть: динамика состояния материально-технической базы, организация научно-исследовательской работы, материальное стимулирование деятельности ППС, организация практики и стажировки как в передовых российских вузах, так и за рубежом, широкое привлечение к формированию качества ППС работодателей, оптимизация требований к иностранной наукометрической базе и много другое. При этом статистическое наблюдение следует организовать методом монографического наблюдения, ППС социально-гуманитарных дисциплин основной целью которого является выявление сложившихся условий или намечающихся тенденций в повышении качества ППС в системе преподавания социально-гуманитарных дисциплин. Объектами монографического статистического наблюдения будут являться:

-мужчины преподаватели в возрасте 35-49 лет;

-мужчины преподаватели обычного вуза; женщины преподаватели опорного вуза и университета особого статуса;

-преподаватели (мужчины либо женщины) занимающие должности доцентов.

От эффективной деятельности преподавателей социально-гуманитарных дисциплин в технических вузах зависит технологический суверенитет и будущее России, поэтому при заключении контрактов с ППС необходимо исключить учёт журнальных статей из списков Web of Science и Scopus, которые являются коммерческими площадками недружественных для России стран.

Список литературы

1. Сухарев О.С., Спасенников В.В. Трансформация высшего образования: преодоление конфликта компетенций и фундаментальности // Эргодизайн. 2020. №3 (09). С. 107 119. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2020-3-107- 119. EDN TDUHZR.

2. Сухарев О.С. Человеческий потенциал и инновационное развитие экономики // Экономика. Налоги. Право. 2023. Т. 16, № 2. С. 6-18. DOIhttps://doi.org/10.26794/1999-849X-2023-16-2-6-18. EDN UILQDK.

3. Шиняева О.В., Ахметшина Е.Р. Преподаватели-гуманитарии в российских вузах: кризис профессиональной группы или адаптация к «новой нормальности»? // Наука. Культура. Общество. 2022. Том 28, № 1. С. 76–89. DOIhttps://doi.org/10.19181/nko.2022.28.1.7. EDN FKHOXK.

4. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель российского вуза: мотивы и приоритеты деятельности // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 132-137. DOIhttps://doi.org/10.7868/50132162517060137. EDN YTMFRH.

5. Андрух О.Н., Сидорова А.С. Формирование номенклатуры показателей качества преподавателей вузов на основе системного подхода // Известия МГТУ МАМИ. 2013. Т. 6, № 1(15). С. 141-145. EDN RNDYIT.

6. Шешукова Г.В. Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в непрофильных вузах // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2014. № 4. С. 19-34. EDN TDVDVH.

7. Ефимова Г.З., Сорокин А.Н., Грибовский М.В. Идеальный педагог высшей школы: личностные качества и социально-профессиональные компетенции // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 1. С. 202–230. DOIhttps://doi.org/10.17853/1994-5639- 2021-1-202-230. EDN XIYTOL.

8. Викулина М.А. Гуманитарная сущность профессиональной подготовки современного учителя // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2014. № 4 (32). С. 186–195. EDN TNVRFT.

9. Исаева Т.Е., Чуриков М.П., Котляренко Ю.Ю. Эффективность оценивания деятельности преподавателей вузов: сравнение отечественных и зарубежных методик // Интернет-журнал Науковедение. 2015. Т. 7, № 3(28). С. 154. DOIhttps://doi.org/10.15862/141PVN315. –EDN UMFYKN.

10. Борисенко И.А., Жукова С.В., Сомова Ж.П. Современный преподаватель высшей школы и проблемы его профессионально-личностного развития // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 4-2. С. 49-51. EDN RALVVJ.

11. Norzaini A. Choosing teaching as a career: perspectives of male and female Malaysian student teachers in training. European Journal of Teacher Education. 2012;36(1):1-18. DOIhttps://doi.org/10.1080/02619768.2012.678483.

12. Storme T., Vansieleghem N., Devleminc S., Masschelein J., Simons M. The emerging pedagogy of MOOCs, the educational design of technology and practices of study. Journal of Computers in Education. 2016;3(3), 309-328. DOIhttps://doi.org/10.1007/s40692-016-0070-5.

13. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2013. 413 с. ISBN 978-5-496-00107-6.

14. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей. М.: DiaSoft, 2002. 601 с. ISBN 5-93772-014-8.

15. Спасенников В.В., Андросов К.Ю. Наукометрические индикаторы и особенности оценки эффективности научной деятельности ученых с использованием индексов цитирования (обзор отечественных и зарубежных исследований) // Эргодизайн. 2021. № 3(13). С. 219-232. DOIhttps://doi.org/10.30987/2658-4026-2021-3-219-232. EDN PIVVDC.

16. Лобеева В.М. Гуманитарная подготовка в технических вузах: проблемы достижения качества в современных условиях // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2024. № 1. С. 20-24. DOIhttps://doi.org/10.20339/AM.01-24.020. EDN FVCMEX.

Войти или Создать
* Забыли пароль?