Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 629.4.014 Технические характеристики подвижного состава
ББК 392 Железнодорожный транспорт
Повышение динамических качеств, безопасность движения и увеличение межремонтного пробега вагонов являются актуальными задачами вагоностроительной отрасли. Наиболее опасными нагрузками, действующими на вагон, являются продольные нагрузки в процессе экстренных режимов движения, для снижения которых предусматривают межвагонные амортизаторы ударов (поглощающие аппараты), эффективность которых должна обеспечиваться в течение всего срока службы вагона. Работоспособность полимерных поглощающих аппаратов служба вагона зависит, прежде всего, от долговечности полимера, которая является кинетически активируемым процессом, ускоряемым многократными деформациями и повышенной температурой. Механизм процесса старения зависит от структуры материала. На основе экспериментальных лабораторных исследований и сравнительных полигонных испытаний выявлены механизмы старения эластомеров разного класса, построены зависимости силовых характеристик поглощающего аппарата Р-5П с двумя типами твердого эластомера (на основе резины и смеси упругого термоэластопласта с поливинилхлоридом пластикатом) при нормальных и низких температурах, а также после 6 лет эксплуатации. Даны рекомендации по повышению стойкости к кристаллизации и старению полимерных элементов поглощающих аппаратов. Полученные в работе характеристики целесообразно использовать при моделировании работы поглощающих аппаратов твердым эластомером с учетом времени эксплуатации.
амортизатор, удар, поглощающий аппарат, механизм, старение, полимер, температура, материал, характеристика
1. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СПС КонсультантПлюс // Опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40241/
2. ТР ТС 001/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности железнодорожного подвижного состава" // Опубликован 02.08.2011 на официальном сайте Комиссии таможенного союза www.tsouz.ru
3. Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июня 2022 г. N 250 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" // Опубликован на информационно-правовом портале Гарант.ру https://base.garant.ru/405042985/
4. Болдырев, А.П. Научные основы совершенствования поглощающих аппаратов автосцепки [Текст]: дисс… д-ра.техн. наук / А.П. Болдырев. Брянск, 2006. 360 с.
5. Болдырев, А. П. Теоретические и экспериментальные исследования полимерных элементов амортизаторов удара автосцепки / А. П. Болдырев, В. В. Говоров // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2011. – № 2(30). – С. 42–46
6. Васильев, А. С. Разработка и исследование фрикционного амортизатора удара с упругим распорным узлом / А. С. Васильев, Б. Г. Кеглин, А. П. Болдырев, А. П. Шлюшенков // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2012. – №1. – С. 25-31.
7. Кеглин, Б. Г. Разработка математических моделей и расчет характеристик полимерных амортизаторов / Б. Г. Кеглин, С. А. Кравцов, А. П. Болдырев // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2013. – № 4(40). – С. 18–26.
8. Кравцов, С. А. Расчетно-экспериментальная оценка характеристик полимерных элементов / С. А. Кравцов, А. П. Болдырев, Ф. Ю. Лозбинев // Известия Петербургского университета путей сообщения. – 2023. – Т. 20, № 1. – С. 7–16.
9. Кравцов, С. А. Совершенствование методов расчета и повышение эффективности поглощающих аппаратов с полимерными элементами [Текст]: дисс… канд. техн. наук / С.А. Кравцов. Брянск, 2023. 143 с.
10. Курзина, Е. Г. Совершенствование демпфирующих упругих полимерных элементов ходовых частей грузового вагона [Текст]: дисс… канд. техн. наук / Е.Г. Курзина. Москва, 2020. 228 с.
11. Курзина, Е. Г. Демпфирующие композиты из материалов с различающимися упруго-гистерезисными свойствами для сэндвич-амортизаторов железнодорожного транспорта / Е.Г. Курзина, А.Г. Колмаков, В.Н. Филиппов, А.В. Семак, А.М. Курзина // Материаловедение. 2020. №1. С. 25-32.
12. Журков, С.Н. Микромеханика разрушения полимеров / С.Н. Журков, В.С. Куксенко // Механика композитных материалов. 1974. № 5. С.792.
13. Журков, С.Н. Связь между температурно- временной зависимостью прочности и характером термической деструкции полимеров / С.Н. Журков, В.Р. Регель, Т.П. Санфирова // Высокомолекулярные соединения, 1964. Т.6. №6. С.1092-1097.
14. Бартенев, Г.М., Разумовская И.В. К теории временной зависимости прочности твердых полимеров / Г.М. Бартенев, И.В. Разумовская // Физика твердого тела, 1964. Т.6. №3. С. 657-661
15. Бартенев, Г.М. Релаксационный переход и сегментальная подвижность в межфазном слое наполненного эластомера // Г.М. Бартенев, Н.И. Шут, В.П. Дущенко, М.В. Лазоренко // Высокомолекулярные соединения. Серия А. 1986. Т.2(86). - №3. - С.463.
16. Красюков, Н.Ф. Моделирование нагруженности конструкции локомотива при лобовом столкновении с препятствием на железнодорожном пути [Текст]: дисс… канд. техн. наук / Н.Ф. Красюков. Москва, 2020. 152 с.