Ростов-на-Дону, Ростовская область, Россия
УДК 629.4.016.2 Энергетические показатели. Мощность. Использование мощности. Экономичность. Коэффициент полезного действия
ББК 392 Железнодорожный транспорт
В статье рассматривается задача определения коэффициента полезного действия тяговых электрических машин локомотивов в условиях эксплуатации. В связи с тем, что большую часть времени локомотивы эксплуатируются с неполной нагрузкой, то для объективной оценки энергоэффективности локомотивов возникает необходимость учитывать недоиспользования мощности тяговых электрических машин в процессе преобразования энергии. На основе методов теории электропривода синтезирована формула определения коэффициента полезного действия для тяговых электрических машин, работающих в широком диапазоне мощностей, которая учитывает влияние изменения режимов работы на энергоэффективность преобразования энергии. Представлены результаты анализа данных эксплуатации тепловоза 2ТЭ25КМ и определена зависимость коэффициента полезного действия в зависимости от позиции контроллера машиниста.
коэффициент полезного действия, машины, энергоэффективность, мощность
1. Зарифьян, А. А. Показатели энергетической эффективности грузовых магистральных электровозов в различных условиях эксплуатации / А. А. Зарифьян // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. - 2019. - № 2(46). - С. 28-35. - EDN NIPMTH.
2. Гребенников, Н. В. Анализ энергетической эффективности эксплуатации пассажирского тепловоза ТЭП70БС / Н. В. Гребенников // Вестник транспорта Поволжья. - 2022. - № 5(95). - С. 17-22. - EDN TITZZW.
3. Особенности проектирования контактно-аккумуляторного маневрового электровоза / П. Г. Колпахчьян, А. М. Евстафьев, В. В. Никитин [и др.] // Электротехника. - 2021. - № 10. - С. 15-20. - EDN IWZFDO.
4. Грачев, В. В. О достоверности прямых способов оперативного контроля энергоэффективности тепловозов в эксплуатации / В. В. Грачев, А. В. Грищенко, Ф. Ю. Базилевский // Вестник Института проблем естественных монополий: Техника железных дорог. - 2018. - № 2(42). - С. 40-48.
5. Магистральные электровозы. Тяговые электрические машины / В.И. Бочаров, Г.В. Василенко, А.Л. Курочка и др.; Под ред. В.И. Бочарова и В.П. Янова. - Москва : Энергоатомиздат, 1992. - 464 с.
6. Владыкин, А. В. Поиск оптимального состояния привода с точки зрения энергоэффективности подвижной единицы / А. В. Владыкин, Н. О. Фролов // Инновационный транспорт. - 2016. - № 3(21). - С. 36-38. - DOIhttps://doi.org/10.20291/2311-164X-2016-3-36-38.
7. Ильинский, Н.Ф. Основы электропривода : учеб. пособие для вузов. - 2-е изд. ; перераб. и доп. - Москва : МЭИ, 2003. - 224 с. - ISBN 5-7046-0874-4.
8. Пугачев, А. А. Система управления тяговым асинхронным двигателем с минимизацией мощности потерь / А. А. Пугачев, В. И. Воробьев, А. С. Космодамианский // Вестник Брянского государственного технического университета. - 2015. - № 2(46). - С. 55.
9. Чуприна, Н. В. Система прямого управления моментом тягового синхронного двигателя с постоянными магнитами с минимизацией потерь мощности / Н. В. Чуприна, А. А. Пугачев // Интеллектуальная электротехника. - 2022. - № 4(20). - С. 22-37. - DOIhttps://doi.org/10.46960/2658-6754_2022_4_22.
10. Пугачев, А.А. Энергетические показатели качества электропривода вспомогательных систем тягового подвижного состава / А.А. Пугачев, В.И. Воробьев, Г.С. Михальченко, А.С. Космодамианский, А.В. Самотканов // Мир транспорта и технологических машин. - 2015. - № 1(48) - С. 58-66.
11. Мощинский, Ю.А. Обобщенная математическая модель частотно-регулируемого асинхронного двигателя с учетом потерь в стали / Ю.А. Мощинский, Аунг Вин Тут // Электричество. - 2007. - № 11. - С. 60-66.