ОСНОВНЫЕ ТРУДНОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РФ НА СРЕДНЕ- И ДОЛГОСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Новые ориентиры цифровой экономики требуют внедрения новых информационных технологий в повседневную практику государственного управления. Рассмотрены основные правовые рамки государственного развития цифрового общества в средне- и долгосрочной перспективе на примере Национального проекта «Цифровая экономика». Показано, что обеспечение достаточного уровня регионального государственного управления в условиях информационных трансформаций возможно в рамках Федерального проекта "Цифровое государственное управление". Обучение и переподготовка кадров в области информационных технологий является важнейшим условием успешной реализации идеи информатизации российского общества, оно реализуется мероприятиями Федерального проекта "Кадры для цифровой экономики".

Ключевые слова:
информационные технологии, национальные проекты, государственное управление
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

Перед нашей страной встала уже теперь осознанная необходимость прорывного технологического развития прежде всего в области информационных технологий и, в частности, искусственного интеллекта. Одним из главных вызовов современности, сформированных в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, является "исчерпание возможностей экономического роста России, основанного на экстенсивной эксплуатации сырьевых ресурсов, на фоне формирования цифровой экономики и появления ограниченной группы стран-лидеров, обладающих новыми производственными технологиями и ориентированных на использование возобновляемых ресурсов" [1].

На сегодняшний день в РФ сформированы основные правовые рамки государственного развития цифрового общества. Это Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», направленная на реализацию Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг. [2]. Эти документы форсируют развитие цифровых технологий и искусственного интеллекта, в том числе и их использование в различных секторах российской экономики. Основное их целеполагание – это повышение эффективности функционирования самого государства и повышению качества жизни его граждан.

 

1. Постановка проблемы

В прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов особое внимание уделено такому направлению, как информационные технологии. Так, основным постулатом является то, что «создание экосистемы "цифровой" экономики Российской Федерации путем эффективного развития рынков и отраслей (сфер деятельности), в которой big data позволят выйти на новый уровень экономического развития» [3].

Информация Министерства экономического развития РФ, описывающая тренды в сфере информационных технологий определяет некоторую отрицательную тенденцию, связанную со снижением динамики значений рынка информационных технологий в 2016 г. в сравнении с прошлыми значениями (например, отмечается сокращение на 6% от уровня предыдущего года в сопоставимых ценах) [3]. В 2017г.  снижение аналогичного показателя составляет 3%. Структурный анализ трендов рынка информационных технологий показывает, что «большая часть объема рынка информационных технологий пришлась на рынок аппаратных средств и составила 56,4%. Рынок программных средств составил 19,4%, а рынок услуг - 24,2%» [3]. Важным значением, заложенным в прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, при развитии экономики по базовому варианту в 2020 г. является то, что «объем рынка информационных технологий достигнет 886,9 млрд. рублей, что составит 98,5% от уровня 2016 г.» [3].

Таким образом, можно говорить о том, что развития информационной среды в РФ в среднесрочной перспективе идет неравномерно, с нестабильной динамикой, а факторами, ограничивающими его развитие, являются «уровень платежеспособного спроса населения и предпринимательской активности, дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки специалистов, недостаточное количество исследований мирового уровня, ведущихся в стране в области информационных технологий, недостаточный спрос со стороны государства, слабое использование возможностей государственно-частного партнерства в области обучения и исследований» [3].

В долгосрочной перспективе определяется решение серьезных социально-экономических и инфраструктурных барьеров, мешающих активному распространения информационных технологий в повседневную отечественную практику. Так, прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития России, определяет следующие ориентиры для развития информационных технологий [4]:

- формирование стойкой потребности отечественной экономики в разработках в области информационных технологий;

- повышение уровня внедрения информационных технологий в отечественной экономике;

 - стимулирование заинтересованности российских компаний в покупке отечественных разработок в области программного обеспечения;

- преодоление отсталости инновационной инфраструктуры в целом в стране;

- формирование комплексной программы поддержки развития ИТ-кадров.

В данном исследовании рассмотрим, как решают основные трудности на пути

внедрения информационных технологий в российскую действительность в средне- и долгосрочной перспективе.

 

2. Развитие информационных технологий в области государственного управления: Федеральный проект "Цифровое государственное управление"

Основой функционирования ЭВМ является аппаратные средства (АС), которые принимаем во внимание.  Также принимаем во внимание пользователя. Это две крайние точки предлагаемой систематизации. Все объекты, участвующие в этом процессе, делим на слои. АС отнесём к слою S0.

Несколько слов нужно сказать о распространенной сегодня тенденции использования виртуальных машин. Отдельная виртуальная машина – это самостоятельный объект, в котором существуют те же слои рассматриваемых объектов, что и в реальной, но только в «гостевом» варианте. Однако в расширенном контексте, включающем реальные АС, хост и гипервизор, последний занимает слой S4 (полагаем, что он разрабатывался с помощью инструментального слоя S3), а значит слои «гостевой» машины, включая виртуальный вариант слоя S0, должны нумероваться как S4+1, S4+2, и так далее.

 

3. Поддержка развития ИТ-кадров: Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики"

Внедрение современных электронных технологий в образование, облегчение доступа к качественным обучающим программам в сфере информационных технологий как элементы долгосрочного ориентира в области развития информационных технологий связывается с количеством квалифицированных кадров, работающих в ИТ-отрасли [4]. Действительно, в прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года говорится об «..отсутствии целенаправленной поддержки развития ИТ-кадров» [4]. А в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов среди основных сдерживающих факторов, сдерживающих информатизацию общества указаны дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки специалистов, недостаточное количество исследований мирового уровня [3].

Отметим, что решение обозначенных кадровых проблем решаются в среднесрочной перспективе. Например, в Паспорте Национальной программы «Цифровая экономика» [5] заложена поддержка талантливых школьников и студентов в области математики и информатики, которая предполагает выявление и поддержку лучших преподавателей, школьников, выпускников и аспирантов в области математики и информационных технологий, а также разработку и апробацию учебных симуляторов, тренажеров, виртуальных лабораторий для изучения математики, информатики, создание и функционирование сети международных научно-методических центров.

Вопросы подготовки кадров по направлениям, связанным с внедрением технологий искусственного интеллекта в повседневную практику промышленного производства, экономики, а также в сфере государственного управления, раскрываются в федеральном проекте "Кадры для цифровой экономики", который направлен на достижение цели, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 [7] в части решения задачи по обеспечению подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики,7в соответствии со "Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации" [1].

В области подготовки и переподготовки управленческих региональных кадров в области ИИ федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" отвечает целям и задачам "Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030" [2], утвержденного указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. N 203 [2], в том числе это использование и развитие различных образовательных технологий (в том числе дистанционного, электронного обучения, при реализации образовательных программ); развитие технологий электронного взаимодействия граждан, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, а также создание основанных на информационных и коммуникационных технологиях систем управления и мониторинга во всех сферах общественной жизни.

Федеральный проект "Кадры для цифровой экономики" позволит создать условия по реализации персональных траекторий развития и профилей компетенций граждан, развить систему образования в интересах подготовки компетентных специалистов в сфере цифровой экономики, реализовать программы переподготовки по востребованным профессиям в условиях цифровой экономики. По итогам реализации комплекса мероприятий федерального проекта в области подготовки государственных служащих предполагается достигнуть следующие показатели за 2019-2024гг. [5]:

- 270,0 тыс. работающих специалистов, включая руководителей организаций и представителей органов исполнительной власти пройдут обучение по компетенциям цифровой экономики;

- 1000 тыс. человек пройдут обучение по развитию компетенций цифровой экономики в рамках государственной системы персональных цифровых сертификатов.

Таким образом, освоение таких информационных технологий позволит оптимизировать управленческую деятельность и сократить негативное влияние факторов, связанных с недостаточным уровнем знаний лиц, принимающих решения, и ограничивающих внедрение цифровых технологий в государственное управление РФ.

 

Выводы

Актуальность и практическая необходимость дальнейшего развития информационных технологий в долгосрочной перспективе определяется успехом их применения в среднесрочном периоде.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" URL: http:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_207967/ (дата обращения: 06.06.2019).

2. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (дата обращения: 06.06.2019).

3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_282738/ (дата обращения: 06.06.2019).

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190/ (дата обращения: 06.06.2019).

5. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р “Об утверждении программы "Цифровая экономика Российской Федерации" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221756/ (дата обращения: 06.06.2019).

6. Стенограмма совещания по вопросам развития технологий в области искусственного интеллекта 30 мая 2019 г URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60630 (дата обращения: 06.06.2019).

7. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/(дата обращения: 06.06.2019).

Войти или Создать
* Забыли пароль?