PSYCHOLOGICAL FEATURES OF MOTIVATION OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article covers the problem of motivation of employees of internal Affairs bodies in General and cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia, in particular. The author analyzes the history of views on the problem of motivation and determines the actual vectors of its study in modern conditions within the framework of professional activity. The authors define the role of motivation in the structure of operational and service activities of police officers. The importance of studying and developing motivation in cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is shown. Based on the analysis, a content-functional model of studying and developing the motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia is presented. Presents and describes a pilot study aimed at examining the motivation of cadets and listeners of educational institutions of the MIA of Russia for students 1 and 5 courses of faculty of training of police on protection of a public order of Moscow University of the MIA of Russia named after V. J. Kikot. Based on the analysis of experimental data, significant differences between the samples were identified.

Keywords:
motivation, service activity, socio-psychological training, cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia
Text

Актуальность. Одной из важных задач психологической службы МВД России является профессиональный психологический отбор кандидатов на службу, в том числе и абитуриентов, поступающих на очную форму обучения в ведомственные образовательные организации высшего образования системы МВД России. После принятия кандидата на службу (или обучение) имеет место психологическое сопровождение профессиональной деятельности (или процесса обучения в образовательной организации МВД России) в рамках морально-психологического обеспечения.

Следует отметить, что спектр выполняемых сотрудником полиции профессиональных задач широк и многообразен. К числу наиболее значимых профессиональных задач относятся следующие: обеспечение национальной безопасности, охрана общественного порядка; профилактика, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; защита прав и законных интересов граждан и др. Профессиональная деятельность сотрудника полиции сопряжена с негативными факторами и риском для жизни и здоровья. Следовательно, от личных качеств сотрудника полиции зависит эффективность решаемых им задач. В этой связи для настоящего исследования значимость и интерес представляет психический процесс – мотивация, который занимает одно из центральных мест в психологической структуре личности, так как она является движущей силой и регулятором поведения человека.

Проблема исследования. В публикации С.Н. Федотова приводятся слова выдающегося психиатра, невропатолога и психолога В.Н. Мясищева о том, что «…результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30 процентов зависят от его интеллекта, а на 70-80 процентов - от мотивов, которые у этого человека есть и которые побуждают его определенным образом себя вести. А также указывается, что большое значение имеющимся у человека мотивам для успешности его учения, труда, общения, для развития всей его личности придавали Б.Г. Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и многие другие отечественные психологи, которые в своих исследованиях искали и прослеживали факторы, влияющие на результативность деятельности человека, на характер и уровень его социальной активности в целом, на всю общественную его деятельность»[10].

Поэтому неслучайно, что актуальной задачей для специалистов отделов психологической работы управления по работе с личным составом является изучение мотивации, выявление профессиональных мотивов сотрудников (курсантов) и развитие мотивации посредством современных психологических методов и методик.

Исходя из вышеизложенного, важность изучения и развития мотивации у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России с психологической точки зрения неоспорима.

Проблема мотивации является не новой для психологической науки, ее истоки мы можем найти в трактате Древнегреческого философа Аристотеля
«О душе».  Аристотель отмечает «… Все, что люди делают- они делают по семи причинам: случайно, согласно требованиям природы, по привычке, по принуждению, под влиянием размышления, гнева и страсти»[1].  Первым, кто употребил в научном обиходе термин «мотивация», был А. Шопенгауэр в статье «Четыре принципа достаточной причины» (1900-1910).

В исследованиях Е. П. Ильина, В. Л. Марищука, М. А. Котика,
Е. В. Шипиловой мотивация определяется как составляющий компонент готовности личности и значимый фактор активации к профессиональной деятельности [4,5,7].

М. Ш. Магомед-Эминов определяет мотивацию достижения как функциональную систему, объединяющую воедино аффективные и когнитивные процессы, управляющие рабочим процессом в ситуации, которая будет достигнута в процессе его реализации. Им выделены «специфические структурные компоненты, выполняющие определенные функции в мотивационном регулировании деятельности: мотивация актуализации (мотивация и инициирование деятельности), мотивация выбора (процессы выбора целей и соответствующего действия), мотивация реализации (регулирование действия и контроль за его реализацией), мотивация постреализации (процессы, направленные на прекращение действия или изменение одного действия другого)» [2].

Специфика профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел такова, что полицейские практически постоянно сталкиваются с ситуациями, которые вызывают у них состояние стресса и неумение разрешать профессиональные конфликты. Эффективное преодоление конфликтных ситуаций в процессе выполнения оперативно-служебных задач зависит не столько от сформированных и развитых профессионально важных качеств сотрудника, сколько от умения правомерно, безошибочно и корректно использовать выработанные до автоматизма навыки и качества профессионального общения.

Большое количество деструктивных факторов, влияющих на психоэмоциональное напряжение сотрудников, специфический характер выполняемой ими оперативно-служебных задач, требует от психолога использования методов проведения практико-ориентированных занятий, направленных на улучшение развития показате­лей психологической самоподготовленности и психологической устойчи­вости, которые снизят уровень психологического и физического напряжения. Также психологи отделов психологической работы должны посредством методов психологической работы с личным составом развивать мотивацию к службе у сотрудников.

При выборе стратегии мотивации сотрудников органов внутренних дел наиболее удобно использовать классификацию Б.Ф. Кваши и Г.А. Витольника, изучавших непосредственно мотивационную сферу личности сотрудников: «адекватный тип – мотивы выбора согласуются с общепринятыми социальными нормами поведения, ярко выражена направленность на борьбу с преступностью, а также выраженное стремление защищать граждан, закон; конформистский тип – мотивы выбора профессии сформировались под влиянием группы, нормы которой являются для данной личности высокозначимыми; ситуативный тип – выбор профессии произошел под влиянием факторов, не связанных с профессией (в дальнейшем может привести к разочарованию в работе и неудовлетворенностью выбора); компенсаторный тип – служба воспринимается как возможность преодоления слабых черт характера (возможна гиперкомпенсация слабых сторон, что может быть неблагоприятно для личности в целом);криминальный – маскируемая «правильными» формулировками антисоциальная направленность, преследующая цель использования служебного положения»[3].

Перечисленные выше типы сотрудников характеризуются мотивирующими стимуляторами своего поведения. На мотивацию поведения влияют и социальные, и моральные ценности. Как оказалось, для одних решающей является многогранная сфера творчества, для вторых же желание реализовать амбиций. Но те и другие отвечают личной потребности, то есть потребности в своей личности, которая разумно определяет их круг и возможность получить желаемые последствия, как можно скорее.

Не оставим без внимания и тот факт, что сотрудник полиции, имея власть и определенные полномочия, способен повлиять на ход событий в различных ситуациях, происходящих в обществе. То есть он постоянно находится в центре событий, порой даже не замечая этого.

При этом средний возраст сотрудника зачастую не превышает 30 летнего возраста, что свидетельствует об отсутствии богатого профессионального и жизненного опыта, а также о желании скорее самоутвердиться. «Совершенно иной риск - принятие решений в условиях неопределенности, с небольшим объемом информации и строгими ограничениями закона, принятие ответственности за жизнь других не знающих людей, осознание тяжести и необратимости последствий принятого решения, влияние на судьбу людей и ход развития события» [6].

Следуя выше изложенному, можно констатировать, что личность современного сотрудника полиции это совокупность мотивационных профилей, требующих от руководства МВД России разработки и координации стратегии поощрения личного состава с учетом координации различных методов стимулирования, в том числе психологических, духовных, эстетических и материальных.

Руководство МВД России ставит перед ведомственными образовательными организациями задачу по поиску эффективных вариантов организации высшего образования и профессиональной подготовки кадров для подразделений органов внутренних дел.  В этой связи возникает потребность в психологическом изучении тех качеств, которые будут способствовать повышению профессиональной компетентности каждого выпускника образовательной организации МВД России с целью повышения эффективности оперативно-служебной деятельности. Еще в 2014 году на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин отметил: «…в подразделения полиции должны прийти такие сотрудники, которые будут эффективно выполнять возложенные на них оперативно-служебные задачи, проявлять личную инициативу при выполнении обязанностей и обладать профессиональной компетенцией в сфере своей деятельности» [9].

На основании вышеизложенного мы разработали содержательно-функциональную модель развития мотивация курсантов образовательных организаций МВД России (рисунок 1).

Функционирование модели, взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса образовательной организации МВД России будет происходить вокруг личности курсанта и направлено на развитие у него мотивации в период обучения. В общем виде содержательно-функциональная модель процесса изучения и развития курсантов существует только в определенной среде, оказывающей на нее непосредственное влияние, и сама изменяется под воздействием как достигнутого результата, так и микропроцессов, которые обеспечивают достижение промежуточных результатов. Такой средой является образовательная организация МВД России. Для этого мы включили конечный результат, а именно: компетентный специалист для органов внутренних дел, способный ответственно выполнять возложенные на него профессиональные обязанности и мотивированный на высокие показатели оперативно-служебной деятельности. Полученные в ходе теоретического анализа данные дают нам возможность спланировать и провести экспериментальное исследование по изучению мотивации курсантов образовательных организаций МВД России.

 

 

Рисунок 1 – Содержательно-функциональная модель изучения и развития мотивации курсантов образовательных организаций МВД России

 

Методика исследования. Перейдем к описанию экспериментального исследования, проведенного с целью изучения особенностей мотивации курсантов образовательных организаций МВД России, а именно отличий на разных этапах учебно-служебной деятельности.

В выборку нашего эксперимента были включены курсанты и слушатели факультета подготовки сотрудников для подразделений полиции по охране общественного порядка Московского университета МВД России
имени В.Я. Кикотя, обучающиеся на 1 (25 человек) и на 5 (25 человек) курсах человек. Итого в эксперименте приняли участие 50 человек.

В качестве экспериментальных методов сбора информации выступили: личностные опросники изучения мотивационной сферы личности: Модифицированный вариант методики «Мотивационный профиль» Ш. Ричи, П.  Мартина (М-профиль); методика определения локуса контроля Дж.Роттера; «Мотивация профессиональной деятельности» К. Замфир, (в модификации А. А. Реана); «Методика диагностики учебной мотивации» (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой) [https://docplayer.ru/27936727-Test-motivacionnyy-profil-richi-sh-martina-p.html; https://vsetesti.ru/365; http://www.miu.by/kaf_ new/mpp/102.pdf; http://www.gurutestov.ru/test/12].

В процессе обработки полученных эмпирических данных использовался             U-критерий Манна-Уитни – непараметрический статистический критерий, используемый для сравнения двух независимых выборок. Корреляционные связи между изучаемыми характеристиками определялись с помощью коэффициента Спирмена (R). Компьютерная обработка результатов проводилась с использованием программ Exсеl и IBM SPSS Statistics 21 [https://www.litres.ru/andrey-nasledov /spss-15-professionalnyy-statisticheskiy-analiz-dannyh].

На первом этапе экспериментального исследования мы протестировали слушателей 5 и 1 курсов и обработали полученные данные.

Далее мы провели статистический анализ полученных данных с целью выявления корреляционных связей между характеристиками мотивационной сферы и ориентированности на внешние или внутренние факторы в каждой выборке.

Результаты эксперимента. В группе слушателей 5 курса по результатам проведенного исследования и выявления корреляционных связей между мотивационными компонентами и характеристиками локус-контроля были выявлены особенности, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 - Результаты корреляционного анализа данных психологического обследования сотрудников

Интернальность

 

Моти
вацион
ная сфера

Интерес и полезность

Интернальность общая

Интернальность в проф. деятельнсти

Интернальность в межличн общении

Готовность к деятельности

Интернальность в семейных отношениях

Интернальность здоровья

Интернальность достижений

Интернальность неудач

материальное вознаграждение

-,279

,435

,232

,338

,294

,209

,104

,716**

,358

физические условия

-,812**

,371

,200

,290

,174

,206

-,029

,706**

,265

Структурирование

-,250

,522*

,319

,426

,294

,508*

,821**

,403

,582*

социальные контакты

-,176

-,406

-,551*

-,485*

-,603**

-,537*

-,687**

-,179

-,358

Признание

,348

,257

,371

,319

,319

,265

-,677**

,177

,265

стремление к достижениям

,441

,290

,493*

,397

,544*

,448

,478*

0,000

,269

разнообразие и перемены

-,735**

-,580*

-,580*

-,588*

-,618**

-,627**

-,508*

-,224

-,672**

Креативность

,058

-,829**

-,657**

-,754**

-,696**

-,677**

-,383

-,883**

-,794**

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

 

Была выявлена достоверная взаимосвязь между материальным вознаграждением и интернальностью достижений, что можно описать как умозаключение, что «всякое достижение или результат, полученные слушателем будут подкреплены материально». Также интернальность достижений связана со значимостью для слушателей физических условий деятельности и отрицательно связана с потребностью к проявлению креативности в учебно-служебной деятельности, что может отражать сложившийся склад отношения к учебе и службе, а также к выполнению служебных обязанностей. Далее, в качестве подтверждения вышесказанного, может выступать выявленная отрицательная взаимосвязь значимости для слушателей интереса и полезности правоохранительной деятельности с физическими условиями, разнообразием и переменами. В целом необходимо отметить, что у слушателей 5 курса такие мотивационные компоненты деятельности, как креативность и разнообразие и перемены отрицательно коррелируют с интернальностью в деятельности, общении, достижении и неудачах. Это может свидетельствовать о формирующемся профессиональном выгорании и сниженной значимости службы. Однако в исследуемой подгруппе также выявлены положительные связи между стремлением к деятельности и готовности к деятельности, что можно объяснить неудовлетворительным или недостаточным позитивным стимулированием деятельности.

Результаты корреляционного анализа эмпирических данных полученных на выборке курсантов 1 курса представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 - Результаты корреляционного анализа данных психологического обследования курсантов 1-го курса

Интернальность

 

Моти
вацион
ная сфера

Интернальность в проф.деятельнсти

Интернальность в межличн общении

Готовность к деятельности

Интернальность в семейных отношениях

Интернальность здоровья

Интернальность достижений

Интернальность неудач

Физические условия

,482*

,165

,065

-,006

,456*

,297

-,065

Социальные контакты

-,357

,534*

,010

,675**

-,023

-,029

,183

Стремление к достижениям

-,075

-,174

,023

-,330

,056

-,128

,033

Власть и влиятельность

-,193

,307

,173

,476*

,229

-,208

,272

Креативность

-,365

-,235

-,690**

-,249

-,660**

0,000

-,646**

Интерес и полезность

-,611**

-,393

-,158

,019

-,212

-,821**

-,142

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

 

В группе курсантов 1 курса не столь тесная взаимосвязь исследуемых компонентов мотивационной сферы и интернальности личности. Однако необходимо отметить большее количество положительных корреляций. Так, например, у курсантов 1 курса положительно коррелируют компоненты «физические условия» и «интернальность профессиональной деятельности» и «интернальность здоровья», а также «социальные контакты» и «интернальностьв межличностном общении» и «интернальность в семейных отношениях». Данные связи могут быть признаками сформированности ценностей в коммуникативной сфере будущих специалистов и определенных ожиданий от условий службы и деятельности. Однако интерес и полезность, как характеристики мотивации деятельности, отрицательно коррелируют с интернальностью профессиональной деятельности и достижений, что может также свидетельствовать об ожиданиях, о сопоставлении будущей служебной деятельности с действующим распорядком дня. Также на корреляционные связи могут влиять индивидуально-личностные особенности курсантов.

На основании полученных результатов обработки эмпирических данных мы можем констатировать тот факт, что слушатели 5 курса отличаются от курсантов 1 курса тем, что у них уже сформировалось представление о службе, о профессиональной деятельности сотрудников различных подразделений ОВД. Данный опыт сформирован благодаря прохождению в период обучения практик по получению первичных профессиональных навыков, производственной практики и преддипломной практики в территориальных подразделениях ОВД. Общая интернальность в данной группе испытуемых отрицательно коррелирует с материальным вознаграждением, физическими условиями, разнообразием и переменами, и положительно – с структурированием и признанием.

Далее нами была предпринята попытка исследования особенностей учебной и профессиональной мотивации курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России. Полученные данные представлены на рисунке 2 и в таблице 3.

 

Рисунок 2- Различия в уровне сформированности учебной мотивации у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России

 

Рассчитаем посредством U – критерия Манна-Уитни уровень различий всформированности учебной мотивации у курсантов 1 курса и слушателей 5 курса образовательных организаций МВД России [https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2014/02/19/sidorenko.pdf].

где Tx - наибольшая сумма рангов, nx - наибольшая из объемов выборок n1 и n2.

Сравнение полученных результатов показывает следующее.

Эмпирическое значение U - критерия Манна-Уитни попадает в область между порогами U0,05 и U0,01. Это так называемая «зона неопределенности», в пределах которой мы уже можем отклонить гипотезу Н0, но еще не можем в полной мере принять гипотезу Н1. Тем не менее в нашем случае можно принять гипотезу H1 с вероятностью 95%.

Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что несмотря на высокий уровень мотивации на учебно-профессиональную деятельность, многие курсанты 1 курса все же не до конца уверены в выбранной сфере, значимость профессии для них заключается в полезности для общества, престижности и мотивации на материальное благополучие больше, чем в мотивации на соответствие выбранной профессии их целям и способностям. Они могут представить себя в качестве профессионала, но это не поддерживает в них интерес к профессиональной деятельности. Эмпирические данные полученные на выборке слушателей 5 курса показывают включенность их в образовательный процесс и принятие ими социальной роли профессионала.

Таблица 3 - Оценка показателей профессиональной мотивации курсантов образовательных организаций МВД России

 

Вид мотивации

ВМ

ВПМ

ВОМ

Курсанты 1 курса

4,19

4,31

3,14

Слушатели 5 курса

4,23

4,35

3,19

                                                                    ВПМ > ВМ > ВОМ

 

Обсуждение результатов исследования. Таким образом, можно констатировать факт того, что у испытуемых обоих групп доминируют внешние положительные мотивы, т.е. курсанты и слушатели ориентированы на общественное признание и карьерный рост. У испытуемых обеих групп наблюдаются ярко-выраженные стремления избежать критики со стороны руководства и наказания, собственно, это обосновано тем, что при наказании курсанты образовательных организаций МВД России остаются на самоподготовку, строевую подготовку, также с ними проводятся различные мероприятия, направленные на повышение служебной дисциплины и уровня учебной успеваемости. Важным в процессе формирования мотивов к ответственному отношению к профессиональной деятельности является наличие познавательной мотивации в отношении учебного материала, преподаваемого на плановых учебных занятиях. В свою очередь, познавательная мотивация направлена на понимание сущности оперативно-служебной деятельности и ее значение для государства и общества.

Выводы. В процессе обучения курсантов в образовательной организации
МВД России необходимо моделировать профессиональную и психологическую подготовку, включающую, прежде все­го, развитие самоконтроля, самооценки, уста­новление волевого контроля над всеми психическими и физиологическими функциями. Таким универсальным методом подготовки сотрудников является социально-психологический тренинг, представляющий собой синтез как профессиональной, так и психической подготовки сотрудников полиции[8].

Также мы предполагаем, что посредством социально-психологического тренинга можно развить мотивацию курсантов образовательных организаций МВД России. В этой связи дальнейшие наши исследования будут направлены на разработку авторской программы социально-психологического тренинга, которая, на наш взгляд, будет способствовать развитию мотивации курсантов образовательных организаций МВД России.

Полученные научные результаты послужат основой для дальнейших экспериментальных исследований в интересах повышения качества психологической работы с личным составом ОВД.

References

1. Aristotel' // Bol'shaya sovetskaya enciklopediya. 3-e izd. / gl. red. A.M. Prohorov. [Aristotle // Great Soviet encyclopedia. 3-e Izd. / chief editor A. M. Prokhorov] M.: Sovetskaya Enciklopediya Publ.,. 1970. T.2. Angola-Barzas. (in Russian)

2. Magomed-Eminov M.Sh. Motivaciya dostizheniya: struktura i mehanizmy: avtoref. dis. …kand. psih. nauk: 19.00.03. [Motivation of achievement: structure and mechanisms: autoref. dis. ... Cand. crazy. science: 19.00.03]. M., 1987. 26 p. (in Russian)

3. Kvasha B.F., G.A. Vitol'nik. Vospitanie lichnosti sotrudnika OVD: monografiya [Education of the personality of the police officer: monograph]. Sankt-Peterburg, 1998. 143 p. (in Russian)

4. Il'in E. P. Motivaciya i motivy [Motivation and motive]. SPb. 2000. 512 p. (in Russian)

5. Kotik M.A. Nekotorye psihologicheskie mehanizmy vozniknoveniya interesa k trudu [Some psychological mechanisms of interest in labor] // Voprosy psihologii. 1989. №6. (in Russian)

6. Lebedev I.B., Chumanov Yu.V., Sultanova A.M. Process prinyatiya resheniya sotrudnikom ugolovnogo rozyska v situaciyah neopredelennosti orientirov poiska i ego psihologicheskie osobennosti [Sultanova, a.m. The process of decision-making by a criminal investigation officer in situations of uncertainty of search guidelines and its psychological features] // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2018. № 3. pp. 279–283. (in Russian)

7. Marischuk V.L. Psihologicheskie osnovy formirovaniya professional'no znachimyh kachestv: dis. … d-ra psih. nauk: 19.00.03. [Psychological bases of formation of professionally significant qualities: dis. ... Dr. crazy. 19.00.03]. L.: 1982. 351 p. (in Russian)

8. Chumanov Yu.V., Burmistrova A.A. Izuchenie motivacii kursantov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii [Study of motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia] // Professional'noe obrazovanie sotrudnikov organov vnutrennih del. Pedagogika i psihologiya sluzhebnoy deyatel'nosti: sostoyanie i perspektivy: sbornik materialov III Mezhdunarodnoy konferencii. 2019. pp. 149–154. (in Russian)

9. Putin V.V. Vremya ser'eznogo obnovleniya vedomstva: iz vystupleniya prezidenta Rossiyskoy Federacii V.V. Putina na rasshirennom zasedanii kollegii MVD Rossii [Time for a serious update of the Department: from the speech of the President of the Russian Federation V. V. Putin at an expanded meeting of the Board of the Ministry of internal Affairs of Russia] // Professional. 2014. № 2. pp. 2–4. (in Russian)

10. Fedotov S.N. Psihologiya motivacii lichnosti: uchebnoe posobie [Psychology of personality motivation: textboo]. M.: 2011. 116 p. (in Russian)

11. Shipilova E.V. Formirovanie psihologicheskoy gotovnosti studentov – psihologov k professional'noy deyatel'nosti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 19.00.07. [Formation of psychological readiness of students-psychologists to professional activity: author's abstract. ... candidate of pedagogical Sciences: 19.00.07]. M.: 2007. 24 p. (in Russian)